Навигация
О нас
На главную alt+a
Форумы alt+f
Темы
Библиотека
Самое-самое
Галерея
Опросы
Справочная
Добавить статью
Библия
Карта сайта
Истинный комикс
Службы ЦХ, mp3
Моя страница
Пользователи
Высказаться
Архив сайта
Статистика
Вход для сотовых
Ссылки
Опрос
Какие новые материалы вы хотите видеть на сайте?

об истории церкви первых веков

о жизни великих христиан древности

о святых нашего времени

о несоответсвии учения ЦХ церкви первых веков

о Православной Церкви

диспуты с представителями разных конфессий

всё вышеперечис ленное

что то ещё (пишите комментарии)

Результаты
Другие опросы
Голоса: 309; Комм-ии 1
Авторизация
Логин
Пароль

Забыли пароль ?

 Участники
Сегодня 0
Вчера 0
Всего 12146
  Онлайн
Гостей 369
Членов 1
Всего 370
Последний Ranet

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегист- рироваться здесь. Только зарегистриро- ванные участники име- ют полный доступ.


 Пиковая нагрузка
Гостей 22670 01.02.23 01:36
Членов 4 09.02.23 11:09
Всего   22670 01.02.23 01:36
Поиск
Читайте также
· Приезд первой команды
· Кип Маккин: Революция через восстановление III
· Письмена на стене, часть вторая: Годы в Сан-Диего
· Открытая встреча учеников с лидерством Московской ЦХ
· "Письмена на стене", часть 1: Париж и Нью-Йорк
· Прав ли Кип Маккин?
· Была ли Тайная Вечеря последней?
· Падение Парижской Церкви
Подписка
Ваш E-mail:

Тип подписки:

Формат подписки:

Высылается полный текст статей !

Предыдущая статьяУвеличитьПечатать на принтерСледующая статья

Покидая Египет

История Исхода – одна из величайших историй в Библии. Это событие больше, чем какое-либо другое, стало определяющим для народа Израиля. Даже новозаветные авторы проводили параллели между исходом из Египта в Землю Обетованную и путешествием христианина на небеса.


Оригинал на www.barnabasministry.com/sg-egypt.html перевод Дмитрия Вайнштейна, перепечатка с форума учеников

История Исхода – одна из величайших историй в Библии. Это событие больше, чем какое-либо другое, стало определяющим для народа Израиля. Даже новозаветные авторы проводили параллели между исходом из Египта в Землю Обетованную и путешествием христианина на небеса. Как сказал один из исследователей:

«Традиция Исхода – это сердцевина веры в Ветхом Завете. Это наивысший пример спасительных действий Яхве по отношению к Своему избранному народу; он стал моделью для понимания спасения» (J. Gordon McConville, Словарь ветхозаветного богословия и экзегезы, 4:601).

Люди, у которых имелся отрицательный духовный опыт, найдут много общего между своим опытом и историей рабства и освобождения Израиля из Египта. Конечно, существуют и большие различия, и они достаточно очевидны. Цель этого изучения – исследовать общие черты и рассмотреть различия, чтобы лучше понять и исцелиться от плодов отрицательного духовного опыта.

«А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». (Римлянам 15:4)

Тем, кто находится в нездоровой или насильственной церковной среде, а также тем, кто стремится к исцелению от воздействия такой среды, очень нужна надежда. Я верю, что внимательный взгляд на историю Израиля в Египте поможет нам понять динамику, благодаря которой Египет стал тем местом, из которого необходим Исход или полуночный побег в Мадиамскую страну. По пути мы сможем многое понять о себе и о том, как Бог зовет нас к себе. Я надеюсь, что наблюдения и уроки из Писаний, которые возникнут в ходе этого изучения, помогут тем, кому больно и кто нуждается в помощи.

Египет не всегда был плохим

«Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое». (Бытие 45:9-11)

Если вы помните, первым потомком Авраама, пришедшим в Египет, был Иосиф. Его привели туда против его воли, и с этого началась одна из самых поразительных историй Ветхого Завета. Иосиф научился использовать ситуацию себе во благо, хотя в процессе этого он испытал головокружительные взлеты и падения.

С какой целью Иосиф оказался в Египте, становится ясно только через несколько лет. В Ханаане был голод, но в Египте была еда благодаря провидению Божьему и выдающемуся планированию и лидерству Иосифа. Иаков послал своих сыновей достать еды, и через некоторое время вся семья воссоединилась и переехала в Египет, чтобы выжить. При жизни тех, кто пришел в Египет из Ханаана, Египет был хорош. На протяжении многих поколений потомки Иакова процветали в плодородной земле Гесем, одной из областей Египта.

Таким образом, Египет не всегда был плохим местом. По сравнению с землей Ханаанской и царившим там голодом, он был великолепным местом. Это урок, который нам надо усвоить, размышляя о своем собственном Египте. К тому времени, когда мы поймем, что наша ситуация подходит под понятие «Египта», у нас появится множество вопросов о том, что же с нами случилось. Многие из этих вопросов будут связаны с тем, как и почему мы оказались в Египте. Мы серьезно ошиблись? Это наказание за что-то? Нас обманули? Мы просто приняли глупое решение?

У всех этих вопросов есть нечто общее. Все они ищут человеческих объяснений случившегося. Они не принимают в расчет Бога и то, как Он действует в нашей жизни. Они не принимают в расчет «большую картину» происходящего, которая очень важна, чтобы понять, как Бог на все смотрит.

На фундаментальном уровне мы можем заметить, что каждый из нас оказывается в Египте по хорошим причинам, даже если присутствует и нездоровая или нежелательная динамика. Было в Египте что-то разумное, хорошее и привлекательное. Египет не всегда был плохим местом. Израильтяне пришли в Египет ради пищи и выживания. Мы – возможно, ради изучения Библии, отношений с Богом, активного участия в жизни церкви, духовных отношений друг с другом. Возможно, нас привлекли духовные приключения или мечты, например, миссионерская деятельность или служение полное время.

Необходимо понять о Египте еще одно. Он по-прежнему может быть хорошим местом для некоторых находящихся в нем людей. То, что для одного человека – Пифом (один из городов, построенных Израильтянами в рабстве), для другого человека может быть Гесемом. Иногда жителям Гесема трудно поверить, что существует Пифом; иногда людям, живущим в Пифоме, трудно поверить, что существует Гесем. Нам может быть больно, когда кто-то называет наш Гесем Пифомом, или наш Пифом Гесемом.

Итак, кто же решает, это место – Гесем или Пифом для того или иного человека? Сам человек. Как различить, находишься ты в Гесеме или в Пифоме? Продолжайте читать (но еще в последней главе приведена таблица, в которой суммируются многие наблюдения, которые возникнут в процессе изучения).

Если вы находитесь в Пифоме (или недавно из него убежали), это изучение для вас. Если вы в Гесеме, наслаждайтесь жизнью, но все же читайте дальше. Как и Израильтяне, вы можете вскоре оказаться в Пифоме. Или вы можете обнаружить, что ваш Гесем больше похож на Пифом, чем вы думали.

У людей, ушедших из Египта, а также у тех, кто хочет уйти из Египта, есть желание проклясть Египет. Прежде чем мы проклянем свой Египет за то, во что он превратился, давайте вспомним, что он не всегда заслуживал проклятия – и, для некоторых, он по-прежнему не заслуживает проклятия. По мере того, как мы стараемся понять, как Бог действовал нам во благо даже через те вещи, которые стали плохими, мы сможем понять, как Он будет действовать и на пути нашего исхода.


История о двух царях

«Восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]».(Исход 1:8-10)

Хотя жизнь в Египте началась для Израильтян хорошо, со временем дела пошли хуже. Узколобый лидер, не знающий даже истории собственной страны, испугался потомков Иакова и убедил народ Египта обратить гнев против Израильтян. Внешне провозглашая мудрость и заботу о безопасности страны, они поработили сынов Иакова и заставили их тяжко трудиться.

Обратите внимание, что сказал царь Египта. «Израильтяне слишком многочисленны». Как могло число Израильтян составить проблему для него, если бы только его не заботил контроль? Лидерство означает больше, чем просто контроль – но некоторые думают, что лидерство состоит лишь в том, чтобы контролировать.

Посмотрите, что еще говорит царь. «Они соединятся с нашими неприятелями, и вооружатся против нас, и выйдут из земли нашей». Его заботит лояльность. Но Израильтяне и так были вполне лояльными жителями Египта. Какую пользу могла бы им принести война с Египтом, если пребывание в Египте означало процветание? Это лишено всякого смысла. Но, вопреки логике, Египетский царь беспокоился о лояльности Израильтян.

Контроль и лояльность. Эти два признака обычно лежат в основе всякой насильственной или нездоровой ситуации. В данной ситуации ясно, что у Египетского царя не было объективных причин беспокоиться об этих вещах. Что же заставляет человека беспокоиться о контроле и лояльности, когда нет никакой угрозы? Его собственная неуверенность? Паранойя? Нарциссизм? Эгоизм? Если народ существует лишь ради него, тогда все это становится важным. Если интересы народа стоят на первом месте, все это неважно.

Какой контраст по сравнению с царем Египта, который поставил Иосифа руководителем:

«И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою. Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть [всех произведений] земли Египетской; пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут; и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода. Сие понравилось фараону и всем слугам его. И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя». (Бытие 41:33-40)

Он беспокоился о грядущем голоде. Возможно, другие цари приказали бы заготовить зерно для царской семьи и армии. Он мог бы укрепить стены дворца, чтобы люди не напали на него, когда он будет жить в роскоши, а они – голодать. Но этот царь принял меры, чтобы позаботиться о народе. Ему не обязательно было за все отвечать самому, он был готов принять план Иосифа, поставить его на невероятно высокий пост и воздать ему почести за предложенный план действий. Он даже чужаков принял с распростертыми объятьями и позаботился о них. Это законное, правильное с нравственной точки зрения положение лидерства – заботиться о людях. Он был скромным, доброжелательным и мудрым.

Как разителен контраст между этими двумя царями! Нравственное лидерство служит людям ради их блага, безнравственное же лидерство использует людей ради своих собственных целей. Лидерство может превратить хорошее место в плохое.

Почему лидерство переходит от имеющейся законной и нравственной власти вести за собой (вести ради блага ведомых) к использованию незаконной, безнравственной власти (вести ради блага лидеров)? В случае с Египтом и Израилем, этому способствовали неуверенность, некомпетентность, страх и стремление к власти и величию. Возможно, сегодняшние лидеры искренне и из лучших побуждений думают, что они на самом деле знают, что лучше для этих «низших» людей, которых они ведут, и что цель оправдывает средства. В результате неожиданно для самих себя они оказываются в ужасной каше. Или, возможно, они коварны и планируют использовать людей для своей выгоды с самого начала. Только Бог по-настоящему знает это. Возможно, лидеры среднего звена чувствуют необходимость подчиняться высшей «мудрости» лидерства, возможно, они доверяли людям, находящимся выше в иерархии, и стали «посвященными» неожиданно для самих себя.

Выглядит так, что такое лидерство забыло, что благословения посылаются Богом, и только Бог может сделать что-то великим. Разве Он не может защитить или вырастить что-то достойное, как Он сочтет нужным, без человеческих манипуляций? Этим подтверждается третий компонент нездорового лидерства. Об этой черте мы уже начали говорить выше; эта черта – гордость.


Глава 3. Из свободы в рабство

«И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов». (Исход 1:11)

Представьте себе, каково это – в одночасье превратить людей из свободных в рабов. Как мог лидер Египта справиться с такой задачей? Мне кажется, для этого потребовалось физическое устрашение, возможно, много «контрольных» увечий или убийств людей, которые возражали против этого, а также создание жестокой службы безопасности для того, чтобы держать рабов в подчинении.

Возможно, понять, как это произошло, нам поможет пример того, как Гитлер поработил евреев во время своего правления в Германии. Гитлер поднял волны народного гнева против евреев. Националистическая гордость и возложение на евреев вины за проблемы Германии разожгли в простых немцах стремление следовать его плану. Он заставил евреев носить отличительные знаки на одежде, конфисковал их личное имущество и в конце концов загнал их в гетто. Контроль устанавливался при помощи унижений, убийств и устрашения. Делай, что тебе говорят, иначе будешь расстрелян.

Израильтяне не сразу переехали жить в Пифом, сначала они пришли жить в Гесем. Точно так же, люди не сами соглашаются на то, чтобы над ними совершалось духовное насилие; сначала они становятся участниками чего-то, что выглядит очень хорошо. Но любая духовная организация, которая характеризуется тем, что лидерство использует ее членов для своих собственных целей (контроль и лояльность), по определению является насильственной. Однако если нет решеток, как же это может быть тюрьмой? Если нет цепей, как же это может быть рабством? Как это получается?

Во-первых, как мы уже обсуждали, принимается ключевое решение. Лидеры решают, что организация важнее, чем люди. Лидер Египта решил, что Египет (и его царь!) должен быть велик, за счет народа. Вместо того чтобы Египет заботился о своем народе, теперь народ заботится о Египте. В ситуации духовного насилия происходит то же самое. Если в организации есть что-то хорошее, принимается решение о том, что это «хорошее» нужно превозносить и пропагандировать, невзирая на то, во что это обойдется членам организации. Вместо того чтобы организация заботилась о людях, теперь люди заботятся об организации. Новые члены могут видеть в организации нечто, приносящее пользу людям. Но если принимается решение о том, что организация важнее, чем люди, в конце концов эта действительность станет явной.

Прямым следствием этого ключевого изменения системы ценностей является установление ситуации «мы» и «они». Лидеры и их дружина теперь являются хранителями системы. Поскольку они – хранители важнейшей в мире системы, они являются «посвященными», а все остальные – нет. Никто другой никогда по-настоящему не будет «посвященным» в этой системе – но возможностью стать «посвященным» постоянно размахивают перед носом у всех. Публичные выступления и культура организации вскоре превозносят «посвященность» как более важную, чем спасение. «Посвященные» имеют внутренние сведения о том, что происходит в организации, и все вокруг уверены, что они при этом и ближе к Богу – в конце концов, они ведь лидеры. Все думают, что быть «посвященным» - очень достойно.

Иерархическая структура того или иного вида идеально подходит для насилия. Это не означает, что все структуры или иерархии обязательно будут применять насилие (на самом деле, они могут быть по-настоящему полезны в здоровой организации), но в ситуации насилия эти структуры порождают разные уровни «посвященности». Когда есть структура и люди хотят быть «посвященными», они хотят подняться «выше» в иерархии (что, как считается, означает быть духовнее и ближе к Богу) – тогда есть средство наделять людей разными степенями «посвященности». «Посвященность» постоянно преподносится в качестве цели для членов организации. О тех, кто «более посвящен», говорят лучше («какой прекрасный ученик», «она так сильно выросла за такое короткое время»), превозносят их как пример для других, и доверяют им промежуточные ступени лидерства. Статус члена «посвященный-непосвященный» определяется лидерами; они решают, кто «посвящен». «Посвященность» человека зависит от постоянной демонстрации верности системе и лидерам.

Если человек сопротивляется или подвергает сомнению систему, или упоминает недостатки системы, эта желанная «посвященность» уменьшится или будет отобрана у него. Например, у человека могут отобрать позицию лидера среднего звена, и о нем будут говорить в уничижительных терминах («у него духовные проблемы», «он в грехе», «у него плохое сердце» или другие унизительные фразы). И все это зависит от «лояльности» лидерам или системе. Здоровая лояльность важна в любых человеческих отношениях, но обратите внимание, как лояльность лидерам и системе извращенно становится основной духовной характеристикой, культивируемой в нездоровой системе. Праведность отходит на второй план.

Как только член организации позволяет лидерству стать хранителем и распорядителем Божьих благословений («посвященности») в своей жизни, лидерству очень легко его контролировать. Он сковал свои цепи. Он выстроил свою тюремную камеру.

Система укореняется также и благодаря множеству публичных выступлений, в которых о системе говорится только хорошее. Здесь можно вспомнить сказку Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля» - поучительную историю о человеческой природе и о том, как трудно идти против толпы. Она показывает, что люди естественным образом стараются не замечать множества абсурдных вещей, чтобы не казаться другим глупыми. В системах, где присутствует духовное насилие, лидеры говорят тем, кто задает вопросы, что они еще недостаточно зрелые, чтобы понять, что они недостаточно «посвященные», чтобы понять (не знают всего, что происходит на высших уровнях), и тому подобные вещи. Конечно, это верно для того, кто находится в церкви лишь три месяца. Но если человек находится в церкви десять лет или больше? Я стыжусь того, что я обманулся и участвовал в такой системе.

Почему же члены организации соглашаются с такой системой? Причина – гордость и кусочек системы. Разговоры о том, что это движение – самое лучшее движение, «движение Бога», воспитывают чувство гордости. Обычно это делается при помощи определенной характеристики, в которой движение хочет специализироваться. Оно сосредоточивает усилия на этой характеристике и использует этот критерий в качестве единственной меры для себя и для всех других. Когда система обнаруживает, что она «лучше», чем все другие церкви, по этой одной самой важной в мире характеристике (какая неожиданность!), она начинает считать себя «движением Бога». Конечно, никто не говорит о других духовно важных областях, и даже те церкви, которые не уступают системе в ее излюбленной специализации, легко отметаются по той или иной причине.

«Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!» (Екклесиаст 4:4)

Всем нам хочется думать, что мы самые лучшие в чем-то – и что может быть лучше, чем быть лучшим христианином? И вот, при помощи структуры или иерархии, у людей появляется возможность измерить, насколько они хорошие (по крайней мере, в глазах системы). Те, кто верен системе, могут быть вознаграждены – им может быть дан небольшой «клочок земли», который они могут сами контролировать – ответственность, небольшая группа или служение, которое они могут вести. Многие люди получают кусочек «посвященности» от системы, и поэтому она держится до определенного момента, несмотря на все остальные проблемы.

Это не означает, что те, кто в системе, - плохие люди. На самом деле, зачастую они – герои. Они пытаются заполнить разрыв между нездоровой организацией, сосредоточенной на контроле и лояльности, и людьми с их реальными нуждами. Многие люди среднего звена в такой системе в результате служат как тем, кого они ведут, так и системе, сжигая свечу с обоих концов. Они стали заложниками ситуации, которая отличается от той, что была первоначально, и которая сложнее, чем они ожидали. К тому моменту, когда они начинают понимать эти отличия и сложности, их силы на исходе, но они много вложили в систему. У того, кто всю свою взрослую жизнь работал полное время как проповедник в такой организации, мало возможностей найти другую работу. Тот, кто вложил годы своей жизни в организацию, чувствует, что уйти означало бы «выбросить все эти годы». Эти вложения, а также «посвященность», помогают удерживать в системе людей, которые знают о том, что у системы есть огромные проблемы. Она становится тюрьмой без решеток, рабством без цепей.

Почему ваш Египет стал плохим? Скорее всего, в нем появилось какого-то рода порабощение? Тот или иной вид эксплуатации? Нечто, основанное на страхе и контроле? Некая «исчезающая приманка» - от праведности до позиции? Однажды утром вы проснулись и поняли, что смутное ощущение, которое вы испытываете вот уже некоторое время, - это ощущение того, что вы попали в ловушку. Вы уже прошли через самую трудную часть учебы на собственных ошибках – вы испытали боль. Теперь нужно сесть и подумать, чтобы понять, чему Бог хочет вас научить через этот опыт. Я предлагаю вам записать и/или поделиться вынесенными для себя уроками с кем-то другим. Облечение своего опыта в слова очень сильно помогает.

Когда вы поймете, что произошло, вам также нужно будет понять, что ничто из этого не могло бы на вас повлиять, если бы вы сами этого не захотели. Каждой ловушке нужна приманка – без приманки ловушка не сработает. Чего из тех вещей, которые предлагала нездоровая система, вы желали? Те, кто занимается нездоровыми практиками или духовным насилием, ответственны за свои действия и должны быть призваны к ответу, - но без вашего желания получить то, что предлагала вам система, вас не смогли бы поработить и использовать.

Глава 4. За порабощением следует жестокость

«Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам». (Исход 1:12-13)

Как будто просто порабощения не было достаточно, к Израильтянам еще и относились с особенной злобой. Страх потерять контроль делает деспотичное лидерство еще более деспотичным. Не удовлетворяясь просто контролем и требованием лояльности, оно переходит к унижению своих подчиненных. Праведность и моральный авторитет, которые должны характеризовать духовное лидерство, исчезают и заменяются страхом, лидерством, основанным на контроле, и жестокостью.

Изоляция в отношениях между лидерами и теми, кого они ведут, - это критический момент в переходе к еще более нездоровой атмосфере. Это шаг, ведущий к лишению человеческого достоинства. Как только группа людей считается менее ценной или желательной, с ней можно обходиться плохо. Структура или иерархия облегчает эту задачу, поскольку по своей природе она изолирует простых людей от лидеров.

Еще одно, что сопутствует порабощению, – это непомерный труд. На протяжении многих поколений Израильтяне процветали в качестве добровольных и продуктивных членов Египетского общества. Как только произошло порабощение, добровольный их вклад в это общество прекратился. Все стало делаться под принуждением. Духовная система, которая заменила добровольные дела на дела, совершаемые под принуждением, перешла из здорового состояния в нездоровое. Добровольные пожертвования благословлены Богом, но пожертвования под принуждением осуждены Богом (2 Коринфянам 9:7). Мотивация важна для Бога (Матфея 6:1 и далее, 1 Коринфянам 4:5), но нездоровая система требует результатов, а мотивация ей совершенно неважна.

Представляется также, что египтяне пытались оправдать насилие и сломить достоинство израильтян, говоря им, что они «плохие», или «худшие», или «ленивые» (см. Исход 5:8, 17; хотя этот отрывок относится уже ко времени казней Египетских, он определенно указывает на то, как египтяне обращались с израильтянами и раньше). Когда нездоровое лидерство знает, что люди не уйдут, оно набирается храбрости обращаться с ними так жестоко, как оно только захочет. Для этого есть множество причин – сломить их дух, увеличить производительность или просто продемонстрировать контроль и их лояльность. Но лидерство, которое разрушает членов организации, вместо того, чтобы созидать их, потеряло моральное право вести, перешло из здорового состояния в нездоровое (2 Коринфянам 10:8, 13:10).

Иногда лидеры, практикующие духовное насилие, говорят людям, что им нужно «искать Царства прежде всего» (Матфея 6:33), и извращают это таким образом, чтобы приравнять «Царство» к «системе». Это попытка оправдать придание системе первостепенного значения для всех. Но, в контексте отрывка, Иисус учит людей ставить духовные вещи выше, чем физические. Он не поддерживает идею о том, чтобы сделать церковную систему доминирующим, контролирующим фактором чьей-то жизни. Когда система становится важнее, чем Бог или люди, она переходит из здорового состояния в нездоровое. Система, в которой все оценивается с точки зрения того, как это влияет на систему или на чье-то место в системе, стала нездоровой.

Лидеры, практикующие духовное насилие, могут также цитировать отрывки, такие, как от Луки 9:23 «Если кто-то хочет следовать за Мной, пусть отречется от себя, пусть несет свой крест каждый день и следует за Мной» как свидетельство того, что в служении системе надо быть готовым к трудностям. Однако Иисус говорил о следовании людей за Ним, а не о строительстве церковной системы. И еще – от кого, как предполагается, будет исходить это страдание? От людей, противостоящих Евангелию и праведности, или, возможно, от собственной греховной природы человека, или предполагается, что оно будет исходить от его же лидеров, которые будут его «ломать»?

Трудности присутствуют в любом достойном деле. Но среда, где практикуется духовное насилие, будет накладывать трудности произвольно, несправедливо и бессмысленно. Они будут создаваться искусственно для того, чтобы унизить, раздражить или контролировать людей, или для того, чтобы дать им «шанс» продемонстрировать свою лояльность и подчинение. Некоторым людям придется труднее, чем другим. В результате трудности лишь укореняют ненасытную систему, которая не служит и не приносит пользы ее членам. В этом состоит отличие между оправданными трудностями и трудностями, вызванными духовным насилием.

Когда я был членом нездоровой церкви и читал в Библии о трудностях и угнетателях (например, в Псалтири), я в первую очередь всегда вспоминал о своих лидерах. Жестокое обращение, случайное или намеренное (а бывало и то, и другое), было, несомненно, самым большим источником трудностей в моей жизни, большим, чем отторжение, которое я встречал со стороны семьи, друзей и коллег по работе, и большим, чем отказ от удовольствий. Как я вообще мог считать это нормальным или терпимым, я не знаю.

Когда вы думаете о трудностях, которые вам пришлось вытерпеть от лидеров, спросите себя – действительно ли вы думаете, что так же было у Иисуса с апостолами? Вы можете продолжать превозмогать трудности системы, но в ваших интересах назвать вещи своими именами: «духовное насилие» и, возможно, даже «гонения».

В вашем Египте, каково было отношение со стороны лидерства? Была ли там дистанция? Неуважительное отношение? Враждебность? Непомерный труд? Принуждение? Разрушали ли вас оскорблениями? Произвольными трудностями или намеренными трудностями, бывшими частью «ритуала контроля», чтобы сломать вас? Какие еще слова вы использовали бы, чтобы описать то, что происходило?

Среди всего этого мы можем найти некоторое утешение в том, что все, что мы делали для Христа, пусть даже и в нездоровой среде, не будет забыто Им (Евреям 6:10).

Глава 5. Горечь: правильная реакция на огорчающие обстоятельства

«И делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью». (Исход 1:14)

Насильственное обращение делает людей горькими. Горечь – это здоровая реакция на болезненную или подавляющую ситуацию. Стоит отметить, что Бог здесь не осуждает израильтян за горечь; напротив, Писание находит виновными тех, кто сделал жизнь израильтян горькой. Вот комментарий одного ученого:

Цитата В целом, горечь или эмоциональная печаль не считается грехом. Однако, когда человек отвергает высший план Бога для своей жизни и отвечает на него горечью и гневом против Бога, такое поведение неправильно. (Gary V. Smith, Словарь ветхозаветного богословия и экзегезы, 2:1111)

Израильтяне вряд ли грешили, поскольку они осознавали, что их поработили и с ними плохо обращались. Горечь становится важной частью более широкого взгляда на всю эту историю, как мы увидим далее в нашем изучении.

Рассуждения о горечи важны для понимания Египта. Один из признаков нездоровой или насильственной духовной системы – это постоянное предостережение людей от того, чтобы быть горькими. Насильственная среда хочет, чтобы вы думали только о «положительных» вещах, происходящих вокруг; если вы осознаете что-то отрицательное, становится видно, что система не такова, как она хочет себя преподнести. Такое осознание угрожает контролю лидерства и существованию самой системы. Чтобы удержать вас от мыслей об отрицательном, на все негативные чувства ставится клеймо, такое, как «горечь» или «критичность». Они пытаются запугать вас и помешать осознать и реагировать на нездоровые вещи и насилие так, как это предусмотрено Богом.

Это нормально – быть горьким по горьким поводам, например, если с вами жестоко обращаются. Горечь – это грех, если она неоправданна (например, придирки по мелочам или перекладывание своей вины на других, см. Иуды 1:16), или когда на ней задерживаешься и сопровождаешь это другими грехами. Заповедь «избавиться от всякой горечи» (Ефесянам 4:31) не говорит о по-настоящему огорчающих или печальных ситуациях, возможно, она даже признает, что горечь – это этап, через который мы должны пройти силой Святого Духа (обратите внимание на страдательный залог в синодальном переводе):

И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. (Ефесянам 4:30-32)

Я подозреваю, что ничто так не помогло израильтянам избавиться от горечи, как то, что они вышли из Египта и стали свободными!

Заповедь не позволять вырасти горькому корню (Евреям 12:15) обращается ко всей церкви, чтобы не допустить появления горьких обстоятельств. В любой ситуации, где есть горечь, есть причина и реакция на нее. «Избавиться от горечи» означает также и избавиться от огорчающих ситуаций. Многие лидеры, которые говорят людям «не быть горькими», зачастую сами как раз и создают и укореняют обстоятельства, делающие людей горькими. Вы можете себе представить церковь первого столетия, которая намеренно делает своих членов горькими? Я не могу. Интересен отрывок, говорящий о «горькой зависти» (Иакова 3:14) – насильственные системы создают ситуации соперничества, а затем говорят вам не быть горькими по поводу этих ситуаций! Мы еще поговорим об этом позже.

Осознавать насилие и быть «горьким» по этому поводу – это не только не грех, это в точности, чего Бог от нас ожидает. Фактически, Бог создал Пасху, имея это в виду:

Цитата Слово «горький» буквально используется в применении к горькому вкусу полыни (Притчи 5:4, Плач Иеремии 3:15) или горьких трав (Исход 12:8, Числа 9:11), которые ели на Пасху. Горькие травы напоминали израильтянам о горьком опыте рабства в Египте, от которого Бог освободил их (Исход 1:14). (Gary V. Smith, там же, 2:1110).

Огорчающие обстоятельства необходимо осознавать и помнить, чтобы воздать Богу славу за то, что Он нас от них освободил.

(Более подробно о понятии горечи можно прочитать в статье о href=http://discipleforum.org/forum/index.php?showtopic=399>горечи

Глава 6. Не бросай вызов системе и тем, кто у руля

«Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых». (Исход 1:22)

Надо упомянуть еще об одной черте этого рабства израильтян. В определенный момент египтяне захотели убивать новорожденных мальчиков, но оставлять в живых новорожденных девочек. Насколько «великим» может быть народ, если он практикует убийство новорожденных детей?

Египтяне боялись тех, кто захочет бросить вызов их владычеству и не хотели, чтобы те повзрослели, но терпимо относились к тем, кто не смог бы помешать их власти. Египтяне были в безвыходной ситуации – они хотели, чтобы израильтяне были сильными, чтобы получать выгоду от их труда, но они в то же время не хотели, чтобы они были сильными, потому что боялись, что эта сила может обернуться против них. Но что получили бы египтяне только от женского труда? Ведь тяжелый труд строительства могли выполнять лишь мужчины.

Из этого можно понять две вещи о нездоровых или насильственных системах. Во-первых, насильственные системы построены так, чтобы те, кто находится под контролем, не могли их изменить. Те, кто у руля, не хотят, чтобы кто-нибудь поднялся и бросил им вызов. Помните, главное – контроль и лояльность. Даже если это означает убивать детей. Слава Богу, церкви, где царит духовное насилие, не убивают физически тех, кто не согласен с группой, стоящей у руля, однако они убивают их в смысле влияния, препятствуя им, обезличивая, обесценивая, выталкивая на периферию, изводя и/или дискредитируя их. В насильственной системе это цена, которую платят те, кто ценит правду больше, чем то, чтобы «быть своим», кто осмеливается сказать, что король – голый. Для выживания в насильственной системе главное – идти в ногу с теми, кто у руля.

Во-вторых, нездоровые и насильственные системы в какой-то мере обречены на провал – за что нам нужно быть благодарными. Система, которая хочет и в то же время не хочет, чтобы ты был сильным, - это дом, разделившийся сам в себе, который не может устоять (см. Матфея 12:25). Ты можешь «добиться успеха» в том или ином деле, или помочь в той или иной сфере, но система на самом деле не хочет, чтобы ты был влиятельным – она хочет, чтобы ты подчинялся. Может казаться, что для системы важны те или иные вещи (например, люди, которые покидают систему). Но когда у нее есть настоящий шанс сделать что-то для того, чтобы изменить это, она предпочитает вместо этого сохранить свои нездоровые черты (например, контроль). Но именно эти черты и являются причиной проблемы! В результате ты чувствуешь, что не можешь ничего сделать в нездоровой системе. Эти вопросы поднимаются не потому, что система на самом деле хочет их улучшить, а как еще одна произвольная причина для создания чувства вины у членов системы.

В моей старой системе было множество разговоров о «проценте уходов» (т.е., сколько людей ушли из церкви). Судя по публичным выступлениям казалось, что лидеры действительно заботятся об этом. Но когда я понял и высказал предположение, что основной причиной, по которой люди уходили из церкви, были ее нездоровые черты, я превратился в подозреваемого. Это ясно показало мне, что лидеров на самом деле не заботит, что люди уходят, если они встают перед необходимостью изменить нездоровые черты системы. Все разговоры об уходах из системы были предназначены лишь для того, чтобы вновь обвинить людей, а не систему. Если бы люди больше старались, проблемы бы не было. Это один из примеров «ритуала контроля», свидетелем которого я часто был. Лидер отмечал какой-то недостаток людей и обвинял их в этом, и затем люди, движимые чувством вины, должны были делать то, что скажут лидеры (обычно «больше стараться»), потому что система и лидерство никогда не были виноваты в проблеме. Оглядываясь на свой опыт, я вижу, что эта модель часто повторялась в нездоровой церкви, где я был.

Каким образом вы «не могли ничего сделать» в вашем Египте? Как вас обезличивали, выталкивали на периферию или дискредитировали? Какие «ритуалы контроля» вы испытали? В каких ситуациях вы поступали так с другими?

Глава 7. Быть «своим» в Египте

«И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах». (Деяния 7:22)
«Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]». (Исход 2:11)

Судьба Моисея была явным исключением из участи остальных израильтян. Хотя он и был потомуом Иакова, он вырос как приемный сын дочери фараона. У него были все привилегии, которые только существовали. Даже несмотря на рабство израильтян, Египет был хорошим местом для него! И это не просто вопрос, с какой стороны мы на это смотрим, подобно различию Гесем-Пифон, которое мы провели ранее. Пифом плох лишь для угнетенных, для тех же, кто у руля, кто в группе «своих», он совсем не плох. Во всех насильственных ситуациях существует группа «своих». Египет для них – совершенно замечательное место!

Одна из причин, почему многим людям трудно поверить в то, что их Гесем – это Пифом для других – это что они находятся в группе «своих». Если кто-то из группы «своих» честно посмотрит на то, как обстоят дела для всех остальных, как это сделал Моисей, они увидят реальную картину. Но если они изолируют себя или будут стараться замалчивать или дискредитировать «негативные» замечания, они никогда не увидят, какова на самом деле жизнь для всех остальных.

Множество людей получают выгоду от насильственных систем. Пифом – всегда прекрасное место, если у тебя есть связи, если ты «свой». В ситуациях духовного насилия, люди, работающие полное время, особенно лидеры высшего звена, зачастую живут намного лучше, чем члены церкви. Другие люди могут быть «своими» по мирским причинам – чей-то родственник, фаворит какого-либо лидера или по ряду других причин. «Свои» получают много привилегий. Их грехам и ошибкам находится оправдание или их преуменьшают. К ним благоволят при назначениях. Они могут более свободно и тесно общаться с лидерами высшего звена. Им можно перекладывать ответственность за ошибки на других, они по-настоящему никогда ни в чем не виноваты и ни за что не ответственны. Но эти привилегии – палка о двух концах. Их могут отнять в мгновение ока, если человек пойдет против системы или в чем-то будет нелоялен высшему лидерству.

Как мы обсуждали ранее, насильственные системы пытаются сделать так, чтобы каждый чувствовал себя «своим» в какой-то мере, чтобы обеспечить лояльность людей. Может быть легко критиковать тех, кто более «свой», чем ты, в такой системе, но не требуется долгое время, чтобы оказаться «своим» в насильственной системе в той или иной мере. То, что я был в системе многие годы, было предметом моей особенной гордости. Это была моя вотчина, доказательство того, что я знал все ходы и выходы и достиг чего-то в церкви. Опыт и то, что я оставался в системе, в то время как так многие ушли по причинам, связанным с разными аспектами плохого обращения, были почетной нашивкой, знаком моей лояльности. Я не был на верху пирамиды, но и не в самом низу. Мое место в системе давало мне определенную уверенность, никто не мог отнять у меня то время, которое я вложил в нее или долготерпение, которое я показал, пройдя через различное насилие и трудности.

На протяжении многих лет я видел различные проявления фаворитизма, который порождается кругом «своих». Временами я был его объектом и пользовался этим. Я видел, как другие пользуются этим. Каким образом ваш Египет приносил вам пользу? В какой мере вы были «своим» («своей»)? Какие привилегии вы видели в том, чтобы быть «своим»? Вам нужно осознать свое место в системе.

Раздумывая о том, чтобы уйти из системы, где практиковалось духовное насилие, я поймал себя на мысли о том, что я «выбрасываю все на ветер». Выбрасываю что? Свою вотчину, свои связи, свою принадлежность к кругу «своих». Все, ради чего я трудился, все насилие, которое я вынес, чтобы остаться «своим». Боже мой! Какое благословение выбросить это все и быть «своим» только во Христе!

Глава 8. Борьба не с теми, с кем надо

«И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?» (Исход 2:13)

Израильтяне находились в порабощении, но вот, они сражаются друг против друга. Как это выгодно египтянам! Рабы борются друг против друга, вместо того, чтобы думать о том, как стать свободными! Кто знает, из-за чего они дрались? Я не знаю. Но это точно не приблизило израильтян к свободе.

Одна из особенностей насильственных систем – воспитание нездоровой состязательности. Если система построила иерархию, и люди стремятся к высшим позициям в этой иерархии (или положение человека определяет его важность), люди учатся состязаться за лучшую позицию в иерархии. Позиция является мерилом их роста.

В здоровой системе тоже может существовать структура или иерархия. В здоровой системе цель такой структуры – распределить позиции служения и заботу о нуждах согласно дарам, интересам, способностям людей, их образованию и опыту; те, кто «выше» в здоровой системе, любят и служат другим. В здоровой системе нет экстремальных, отрицательных побочных эффектов, о которых мы здесь говорим.

В нездоровой системе твое положение в иерархии рассматривается как определяющее то, насколько ты духовен/угождаешь Богу и насколько ты важен. От положения очень зависит, насколько ты ценишься в системе, что о тебе думают люди, кто твои друзья, и даже с кем ты ходишь на свидания, на ком ты женишься/за кого выходишь замуж, и с кем будут дружить твои дети. Положение определяет, насколько «правильным» будет твое мнение. В насильственной системе, более важное положение – это ключ к получению того, что ты хочешь.

Но, как в любой пирамидальной системе, количество мест тем более ограничено, чем «выше» ты поднимаешься. Поэтому, вместо того, чтобы все были твоими братьями и сестрами, они становятся твоими соперниками в состязании за эти несколько мест. Ты должен соревноваться с ними за то, чтобы получить то, чего система научила тебя хотеть. Людей, которые не хотят участвовать в этой «мышиной возне», система считает более или менее бесполезными.

Какое искусное изобретение создателей системы! Ты остаешься в рабстве у системы, при этом стараясь увеличить свою ценность в системе. Ты трудишься для того, чтобы достичь определенного уровня, и ты чувствуешь, что это положение – твое по праву. Ты не просто жертва системы, ты ее совладелец! Система изолирует тебя от тех, кто должны бы быть твоими братьями и сестрами, и легко может превратить всех вас в соперников друг другу. Какой контраст с истинным духом и содержанием отрывков, говорящих об отношениях «друг с другом»!

Эта состязательность, как призрак, преследует насильственную систему, сопровождаемая бесами лицеприятия и кумовства. Она привносит большую нездоровую динамику, о которой мы здесь успеем поговорить лишь в общих чертах. Например, мне стыдно признаться, что я внутренне радовался падениям других, потому что мои акции от этого росли. Соответственно, многие годы я боялся исповедовать грехи или быть открытым о других вещах, потому что это могло стоить мне моего места в системе. Когда ты видишь, как кто-то «падает» в своей позиции в системе, это – пугающее предостережение всем остальным. Ты точно не хочешь быть похожим на этого человека и потерять свою позицию. Конечно, если тот, кто «упал», был выше тебя в иерархии, это одновременно пугающее предостережение и возможность – кого-то повысят на его место?

В здоровой системе лидер может отказаться от своей позиции из-за семейных обстоятельств, личных грехов или проблем или потому, что они считают это правильным в данное время по тем или иным причинам. В насильственной системе лидеры очень редко по своей инициативе отказываются от своей позиции. Обычно людей снимают из-за отсутствия результата или какой-либо «нелояльности» (например, несогласия в высшими лидерами, неконтролируемости или неспособности контролировать других, или в качестве примера для других). Очень редко люди теряют свою позицию из-за вещей, которые Писание называет грехом.

Тех, кто не достигает результата, но считается лояльным, могут послать в другое место на «стажировку»; тех же, кто нелоялен или с кем возникают проблемы, посылают на Луну (образно выражаясь, конечно).

Один странный трюк, свидетелем которого я был, - это сомнение в том, что человек правильно обращен. Человек, которого крестили в этом же движении, или кто был верен ему многие годы, может в одночасье перейти из положения лидера среднего звена в положение «вообще не христианина» (как говорит лидерство). Как только об этом объявлено, это прекрасная причина снять человека с поста, если лидеры этого хотят.

Лидеры обычно стараются сделать понижение унизительным для человека. Это инструмент устрашения других, чтобы они оставались верными лидерству. Однако когда это происходит с тобой самим, ты начинаешь видеть, насколько все произвольно и искажено. Еще вчера ты был человеком, на лидерство и наставление которого надеялись люди, а сегодня твой телефон молчит, и ты стал ненужным. И все из-за твоей позиции в системе!

В результате продвижение в системе или сохранение своей позиции становилось самым важным. Оно зависело от связей с кем-то, находящимся на более высокой позиции, благодаря чему ты мог сохранить или повысить свое положение. Ты должен быть чьим-то любимчиком. Если ты хочешь продвинуться в иерархии, но тебе не дали стать любимчиком в одном месте, тебе нужно постараться попасть в другую ситуацию, где ты мог бы стать любимчиком. И никогда не попадай в немилость к высшим лидерам!

Хочешь продвинуться в системе? Будь любимчиком. Не подвергай ничего серьезному сомнению. Я был любимчиком и попадал в немилость. Меня продвигали из-за того, что я был любимчиком, и меня не продвигали, потому что кто-то другой был большим любимчиком. Я знаю, как ведется эта игра.

Странное дело – вместо того, чтобы чувствовать, что система тебя контролирует, ты чувствуешь, что ты много в нее вложил. Ты хочешь защищать систему, потому что она дает тебе что-то, что ценно для тебя – твою потом и кровью заработанную позицию. Может быть, эта позиция небольшая, но, по крайней мере, она твоя, и ты чувствуешь, что заработал ее. Остроумно, не правда ли?

Глава 9. Бесполезный Моисей

«И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле». (Исход 2:13-14)

К чести для себя, Моисей, будучи молодым, сошел с высоты своего комфортного положения и подставил свою шею, чтобы попытаться изменить положение своих братьев. Этот достойный поступок Моисея редко обсуждают, возможно, потому, что его попытка закончилась «неудачей».

Подумайте, насколько легко было бы Моисею просто отправиться домой, во дворец, и сказать себе: «Что ж, такова жизнь», или: «Очень жаль, что эти люди находятся в рабстве». Если бы привилегированные Моисеи больше посещали Пифомы этого мира и видели, как живут люди, я думаю, было бы меньше духовного насилия и гораздо меньше нездоровых духовных ситуаций. Требуется большое мужество, чтобы быть Моисеем, потому что, как видно из этой ситуации, тебя отвергнут и будут ненавидеть практически все вокруг.

Моисея должны были принять как героя, но вместо этого его с презрением отвергли. При всей показной храбрости лидеров в нездоровых и насильственных системах, как многие из них действительно осмелятся подставить свои шеи, как Моисей, и по-настоящему постараться изменить нездоровую систему?

А теперь вернемся к народу Израиля. Логично предположить, что народ, который находился в рабстве поколениями, должен был бы сильнее стремиться к освобождению, быть более готовым остановиться и подумать, что же на самом деле происходит и услышать правду от человека, подставившего свою шею для того, чтобы ее сказать. Но что заставило их отвергнуть освободителя? «Кто поставил тебя начальником и судьей?» Людям была важна позиция, а не правда.

В нездоровых или насильственных системах, позиция – это все. Позиция определяет, является ли «правда» действительно правдой. Если человек А – в системе никто, и он что-то говорит, люди говорят: «Ну и что?» Но если человек Б – большой лидер в системе, и говорит в точности то же самое, люди глядят ему в рот, как если бы это были слова с горы Синай. В чем разница? Перефразируя рекламную фразу о недвижимости: «Позиция, позиция, позиция».

Внешне кажется, что эти израильтяне думали, что Моисей избрал «не тот способ». Хотел бы я получить по доллару за каждый раз, когда я так говорил, думал или слышал это о ком-то, кто старался изменить нездоровую или насильственную систему. Почему «способ» или позиция значат больше, чем правда?

В нездоровой системе именно содержание делает способ неправильным. Именно содержание делает позицию «недостаточной».

Если мы боимся выступить против злоупотреблений системы, боясь последствий (перестанем «быть своими»), тогда всего, что указывает на злоупотребления системы, нужно избегать, дискредитировать или опровергнуть любым способом. Вместо того, чтобы говорить о правде и о системе, жертвы-защитники системы говорят о «неправильном способе» тех, кто говорит правду, или об их позиции.

Я видел, как тех, кто говорит правду, критиковали за то, что они недостаточно хороши, недостаточно лояльны, недостаточно зрелы, недостаточно опытны, у них недостаточно знаний, они недостаточно преданы, недостаточно «плодоносны». Я видел, как их критикуют за то, что они «эмоциональны», «сами себя уполномочили», «недостаточно информированы» и т.п. Я и сам так критиковал. Но важна правда, а не человек, который говорит, не то, как он ее говорит. Остерегайтесь людей, защищающих насильственную систему, нападая на людей, говорящих правду о ней, особенно на то, «каким способом» человек говорит правду, и на достаточно ли он высокой позиции находится, чтобы обсуждать такие вопросы.

У правды есть самостоятельный моральный авторитет. Она важнее, чем то, как или кто говорит. Как бы ни говорили правду, она остается правдой.

Люди, которые слышат правду, но не обращают на нее внимания, не любят правду. Точка. Когда правда для системы не важна, не имеет смысла апеллировать к правде. Когда нет любви к правде, нет «достаточно правильного» способа сказать людям, помешанным на контроле, отказаться от этого контроля. Нет «достаточно правильного» способа сказать людям, озабоченным верностью им, что Бог ожидает верности Себе, а не им. Нет «достаточно правильного» способа сказать тирану о том, что он тиран.

Однако, возможно, отвержение Моисея было вызвано чем-то менее достойным, чем страх или мысли о позиции. Возможно, эти израильтяне думали, что если они выступят на стороне системы против Моисея, они станут более «своими». Они продвинутся в системе за счет Моисея; то, что они отвергли Моисея, произведет впечатление на фараона. Они могли сказать своим рабовладельцам-египтянам: «Да, я знал, что Моисей смутьян, и я вызвал его в том, что он суется не в свое дело, вместо того, чтобы дать надлежаще поставленным лидерам разобраться с ситуацией».

Раньше я думал, что те, кто говорили «тем способом» или «другим способом», но не добились изменений в моем Египте, просто в грехе. Я искренне думал, что если бы они сказали или поступили «правильно», они бы изменили систему. Но я также знал, что я могу улучшить свое положение в системе, указав на недостатки тех, кто говорил правду. Если я выступлю на стороне системы против того, кто на нее нападает, может быть, система вознаградит меня, и я стану более «своим». Затем я смогу использовать это и действительно изменить систему. Ха! Такой реформатор может иметь искренние и хорошие намерения, но он неосознанно укрепляет ту самую систему, которую он, как говорит, хочет изменить. Лично я считаю, что толкать Моисея «под колеса автобуса» гораздо более подло, чем отвергать его из-за недостаточно высокой позиции или из-за боязни изменений.

Мне жаль, что я не верил Моисеям, которые говорили о моем Египте, а вместо этого их критиковал. Мне жаль, что я больше заботился о том, чтобы защитить систему, которая давала мне мою позицию, чем о правде.

Глава 10. Рабство лучше, чем изменения?

«А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле». (Исход 2:14)

Израиль отверг Моисея. Представьте себе, что кто-то из круга «своих» пришел, чтобы предотвратить насилие и попытался помирить дерущихся. Но они этого не хотели! Может быть, это был страх, или они хотели найти «козла отпущения». Но давайте рассмотрим третью возможность – желание сохранить текущее положение дел, пусть даже плохое.

Почему некоторые люди предпочитают сохранение текущего положения дел, пусть даже плохого, изменениям? Перечислим несколько причин, хотя я уверен, что их может быть больше:

  • Некоторые люди боятся неопределенности, которую приносят с собой изменения;
  • Некоторые люди черпают уверенность из своего окружения, а не от Бога. Изменение окружающей обстановки, неважно, насколько плохой она была, делает их менее уверенными;
  • Люди, которые думают, что у них есть что-то хорошее, даже если вместе с этим есть что-то плохое, научились терпеть плохое и боятся, что они потеряют «что-то хорошее», если что-нибудь изменится;
  • Некоторые люди более консервативны, чем другие;
  • Если человек думает, что Бог привел его в определенное место, ему может быть трудно понять, что позднее Бог может его вывести из этого места.

Рабство лучше, чем изменения? Для некоторых людей – да. Разве это не удивительно? Разве еще не более удивительно, что вы и я – одни из этих людей? Мы можем научиться адаптироваться практически ко всему. И обычно для того, чтобы мы задумались об изменениях, требуется много отрицательного – просто из-за крайнего неудобства изменений.

Вспомните о ситуации, когда с вами плохо обошлись как с покупателем. Официант или продавщица нагрубили вам или нечестно с вами обошлись. Возможно, организация изменила цены или набор услуг, и теперь вы получаете меньше или платите больше, чем раньше. Вы жалуетесь, вам это не нравится, но вы не перестаете ходить в этот магазин или в этот ресторан. Чтобы вы перестали, ситуация должна стать по-настоящему плохой. Легче адаптироваться и не обращать на это внимания, чем изменить что-то. И это достойное поведение, до некоторого момента.

«У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление». (Притчи 12:16)

Но иногда эта достойная адаптируемость и терпимость действуют нам во вред. Бывают моменты, когда нужна не адаптация, а изменения – радикальные изменения. Не «не обращать внимания», а вступить в конфронтацию. Но изменения стоят нам наших вложений, комфорта и хороших отношений. Если мы чувствуем, что мы вложили что-то в создание текущего положения вещей, изменения означают, что мы потеряем эти вложения. Чтобы произошли изменения, надо их по-настоящему хотеть. Если мы выбираем изменения, все ставится на карту – хорошее и плохое. Мы уже видели некоторые искусные способы, с помощью которых насильственные системы стараются, чтобы мы чувствовали себя их совладельцами – неудивительно, что люди часто предпочитают страдание и рабство изменениям.

Если мы чувствуем, что Бог привел нас в Гесем, нам надо помнить, что Бог также захотел освободить людей из Пифома. Но они не вполне еще были к этому готовы. Люди, сопротивляющиеся изменениям в ужасной ситуации, показывают, что они просто еще не готовы к изменениям.

Глава 11. Нездоровые системы сопротивляются изменениям

«И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя». (Исход 2:15)

Моисей, по-видимому, думал, что если он вмешается и все исправит, могут произойти изменения. Он не понимал лишь того, что никто не хочет изменений. Мы уже видели, что израильтяне не хотели изменений, и мы рассмотрели вопрос о том, почему они могли занять такую неожиданную позицию.

Однако нечего удивляться тому, что фараон не хотел изменений. Возможно, Моисей думал, что ему лишь нужно объяснить фараону свой план реформы Египта, и тот поймет, и, возможно, даже поблагодарит за помощь. Перефразируя одно из моих любимых высказываний из диснеевского мультфильма «Книга джунглей»: «Фараону не нужны никакие «объяснения»».

По моему личному опыту: если кажется, что фараон проявляет интерес к вашим идеям об «изменениях» в насильственной системе, он, скорее всего, просто собирает на вас компромат, чтобы продемонстрировать вашу нелояльность. Я высказывал идеи о том, как можно изменить такую систему, но потом понимал, что все, чего я достиг – я лишь дал людям в руки веревку, на которой они могли меня повесить за «критичность», за то, что я «не был поддерживающим» или за какую-нибудь другую бессмыслицу. Я не шучу. Остерегайтесь, когда нездоровая система говорит, что она хочет знать, что вы думаете, и предлагает встретиться лично. Личные встречи могут быть здоровыми, но они также легко могут служить собственным целям нездорового или насильственного лидерства, которые могут хотеть повернуть ситуацию в свою пользу. Это – одна из причин, почему я являюсь большим сторонником публичных обсуждений, подобно тому обсуждению, которое описано в Деяниях 6:1 и далее.

Фараон старался убить Моисея. Лидеры, практикующие духовное насилие, возможно, не стараются убить тех, кто хочет изменений или кто выступает за лучшее обращение с теми, кто подвергается насилию, но они убивают их по-другому – дискредитируя их, пытаясь уменьшить их влияние, говоря против них прямо или косвенно, неправильно представляя их позицию, выталкивая их на периферию, доводя их до отчаяния и т.п. Чему можно научиться из такого опыта? Насильственные системы сопротивляются изменениям.

Возможно, вы думаете, что если вы только выразитесь правильно, или если вы достаточно лояльны, или с вами согласны правильные люди, или если вы покажете пользу изменений, изменения могут произойти. Моисей был принцем Египта! У него были практически все связи, которые только могли быть. И все же, за все свои искренние усилия помочь своей стране он получил лишь отвержение от всех, и его собственный дед старался убить его. Неважно, кто ты или как ты выражаешься. Насильственные системы сопротивляются изменениям.

Если вы думаете, что вы можете изменить насильственную систему, подумайте еще раз. Собственники и те, кто получает выгоду от нездоровой и насильственной систем, не откажутся от нее, если только их к этому не принудит «могучая рука» (Исход 3:19). И только у Бога есть такая могучая рука.

...




Copyright © Церковь Христа, МЦХ Все права защищены.

Опубликовано на: 2005-03-31 (6223 Прочтено)

[ Назад ]
 
Reveal.ru - дружественная критика МЦХ (Международная Церковь Христа)
(c) Авторское право сайта Reveal.ru. Все права сохранены.
При полной или частичной перепечатке обязательно указывать авторство Reveal.ru.
К тому-же, при цитировании в сети интернет, убедительно просим ставить гиперссылку на Reveal.ru
Copyright 2006 © by PHP-Nuke :: Открытие страницы: 0.062 секунды
:: Связаться