Зарегистрирован: Jan 22, 2005
Сообщения: 11
Откуда: Москва
Добавлено:
Вт Янв 25, 2005 12:42 pm
Христианин - человек, изначально полностью посвятивший себя Богу. Тогда монашество лучше или хуже? Эталон или абсурд? Толком и в истории Церкви монашество не описано. Ни один Собор не давал ни каких установок. А глубокую полноценную христианскую жизнь в наше время многим людям без монашества и представить трудно. Потому как если не монах, то значит мирянин.
Пред Богом есть ли должностные инструкции у монаха?
Или если ты ученик, человек Бога, то ты и есть то, что Ему угодно?
Что же есть монашество?
Случаем оказавшись в Троице-Лыково, познакомился с местным алтарником. Беседа наша была о многом что есть ныне в Православной Церкви. Он же мне поведал и о монашестве в миру. У такого монашества есть и свои правила и каноны. Свои особые обязательства. Соглашусь с тем, что аскетизм в пути к Богу может принести пользу. Но главный мой вопрос, что угодно Ему?
Соглашусь с тем, что аскетизм в пути к Богу может принести пользу. Но главный мой вопрос, что угодно Ему?
Вы ждете ответа на этот вопрос на форуме? По-моему, на Ваш личный вопрос и ответ можно получить только личный, и только от Него. И не через Интернет, а другими способами...
Зарегистрирован: Jun 20, 2004
Сообщения: 842
Откуда: Всегда Россия
Добавлено:
Вт Фев 01, 2005 11:29 am
Я думаю, что монашество - часть земного бытия. Отчаявшийся человек в средние века искал духовное пристанище. Если человек не попадал в монастырь, то наверное он попал бы в разбойники или еще в какое-нибудь братство. В современном мире стереотип монастыря - "сборище дураков", которые весьма страдают от своей аскезы и не прочь лишний раз нарушить свои обеты. Эта уродливая точка зрения - порождение сытого желудка, необремененного поиском пищи. Монастыри всегда производили материальные блага и аккумулировали и развивали культуру народов, на территории которых они находились. В наше время, когда ручной труд вытеснен (хотя надолго ли - нефть не вечна) - монастыри потеряли свое экономическое значение. Психологическую помощь людям оказывают в специализированных учреждениях. Но все же я не думаю, что монастыри изжили себя, поскольку культурная составляющая, приобретенная монастырями в течение сотен лет, до сих пор позволяет людям найти себя. Таким образом монастырь - явление самодостаточное, хотя и органично вливается в окружающую его культуру. В советские времена монастыри были символами и хранителями традиций России, они обеспечили временной мост в 70 лет.
Ну а на вопрос: спасены ли монахи? Дать ответ "да" или "нет" нельзя, поскольку спасается каждый индивидуально, а не коллективом С другой стороны человек, неимеющий культурных корней - эмигрант в родной стране. Такой человек вряд ли ощущает себя цельной личностью, для него расплывчато понятие "ближний". "Кого, как и зачем любить?" - задается этот человек. Я думаю, что все бытие учит человека, создавая в нем ту личность, которая способна воспринять проповедь Христа. Монастыри являют собой одну из форм существования (бытия) человека, благодаря которой малодушные люди могут окрепнуть достаточно, чтобы слушать эту проповедь.
Зарегистрирован: Mar 12, 2003
Сообщения: 852
Откуда: Минск, Беларусь, РПЦ
Добавлено:
Пн Фев 07, 2005 6:32 pm
И вновь я перескажу ответы о.Андрея Кураева на вопросы.
Цитата:
...Вот вспомните "Братья Карамазовы". Достоевский в предисловии к роману вынужден объяснить, почему Алёша очутился в монастыре. Поразительная вещь, мы считаем, что XIX век, это век религиозный. А Достоевскому приходится извиняться перед своими читателями за то, простите, я тут монаха вывел в качестве главного персонажа. И поясняет, почему Алёша очутился в монастыре. Поясняет, знаете, он не сумашедший. Его не кто мешком из-за угла по голове не бил. А, просто, знаете, Алёша однажды зашёл в Храм и услышал, как читается Евангелие: "Хочешь быть совершенным, раздай всё и иди за мной." "И Алёша подумал," -- пишет Достоевский: "Не могу я вместо 'раздай всего', отдать 5 копеек. А вместо 'пойди за Мной', ходить только к обедне." И он уходит в монастырь. Я не знаю, знал ли это Достоевский или нет, но это -- точное воспроизведение жития первого православного монаха, Антония Великого. Именно в его жизни в IIIм веке так и получилось. Он зашёл в Храм услышал этот отрывок из Евангелия. И после этого продал, он был молодым юношей, но уже осиротевшим. Продал имение родителей. Оставил только копеечек несколько, чтобы сестрёнке младшей дать образование, и ушёл из дому. Сначала жил в монастыре, а потом ушёл в пустыню, где ещё тяжелее было...
Наверное пора начинать читать Достоевского. Долго отбрыкивался, но деваться некуда :-/ "Братья Карамазовы" поставлены в очередь...
_________________ Argumenta ponderantur, non numerantur
(lat.) Сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством
Монастыри являют собой одну из форм существования (бытия) человека, благодаря которой малодушные люди могут окрепнуть достаточно, чтобы слушать эту проповедь.
Мейендорф писал ("Введение в святоотеческое богословие"), что в монахи поначалу (4-5 века) уходили вовсе не в поисках лёгкой духовной жизни, а наоборот - для духовного подвига. Потому и уходили в пустыни, где нет никакой жизни, где "царство дьявола". И духовный опыт монашества полон этой борьбы с сатаной, порой даже чересчур, на мой взгляд, "натуралистичной". Про монашество как отдых для души - это, видимо, более поздняя идея. Даже идея мирская, видимо. Впрочем, я про второе тысячелетие ещё мало читал.
"Братья Карамазовы" - чудеснейшая книга. Ради неё одной уже стоило уйти из МЦХ
Последний раз редактировалось: ЮраШ (Пн Фев 07, 2005 7:24 pm), всего редактировалось 1 раз
"Братья Карамазовы" - чудеснейшая книга. Ради неё одной уже стоило уйти из МЦХ
А что, в МЦХ ее держали за семью печатями?
Согласна с предыдущими. "Все люди, - говорит мой замечательный папа , - делятся на 3 категории: те, кто читал "БК", те, кто не читал и те, кто никогда не прочитает".
Зарегистрирован: May 22, 2003
Сообщения: 144
Откуда: Долгопрудный
Добавлено:
Вт Фев 08, 2005 2:28 am
_________________ Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели...Любовь же
деятельная - это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука.(Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы")
Как раз в ЦХ я прочитал Достоевского (основные романы). Тогда он мне оказался очень интересен и важен, но помню, что после "погружения" в книгу было сложно возвращаться к "ученической жизни". Опять же, читать у меня было мало времени (некогда же..), вот и тратил на чтение в основном время в переездах в метро (о боже, вместо приглашений!) Вот за такими "печатями" был Достоевский...
Пока я был в МЦХ, у меня был стойкий иммунитет к Достоевскому, Тарковскому и тому подобным. Всё это казалось чрезмерным усложнением, вредным для ученичества. Будто в клетке сидел Впрочем, это только моё личное восприятие...
_________________ Щегол глядит в окно и говорит своё "Увы!"
Всем птицам и птенцам, хотя и сам ещё птенец...
Зарегистрирован: Nov 04, 2003
Сообщения: 773
Откуда: Москва, МЦХ 1993 - 2004
Добавлено:
Ср Фев 09, 2005 9:17 am
ЮраШ писал(а):
Цитата:
А что, в МЦХ ее держали за семью печатями?
Пока я был в МЦХ, у меня был стойкий иммунитет к Достоевскому, Тарковскому и тому подобным. Всё это казалось чрезмерным усложнением, вредным для ученичества. Будто в клетке сидел Впрочем, это только моё личное восприятие...
А я читала и умудрялась находить в "Карамазовых" подтверждение правильности ЦХ и идеи ученичества Сейчас ну никак не пойму, как это было возможно... Видно, совсем мозги были набекрень .
А я умудрилась за годы ЦХ проучиться на филфаке МГУ, и это на мне каким-то совершенно невероятным образом не отразилось
Я диплом писала - вы будете смеяться - о нигилистах!!! Не помогло!
Зарегистрирован: May 22, 2003
Сообщения: 144
Откуда: Долгопрудный
Добавлено:
Ср Фев 09, 2005 11:00 pm
gaya писал(а):
ЮраШ писал(а):
Цитата:
А что, в МЦХ ее держали за семью печатями?
Пока я был в МЦХ, у меня был стойкий иммунитет к Достоевскому, Тарковскому и тому подобным. Всё это казалось чрезмерным усложнением, вредным для ученичества. Будто в клетке сидел Впрочем, это только моё личное восприятие...
А я читала и умудрялась находить в "Карамазовых" подтверждение правильности ЦХ и идеи ученичества Сейчас ну никак не пойму, как это было возможно... Видно, совсем мозги были набекрень .
Не обязательно мозги набекрень. Подтверждение идеи ученичества в БК мне кажется, действительно есть. Есть некоторый стержень отношения к жизни, присущий старой ЦХ. Ведь в конце концов, не о вас ли, прошедших через "первые принципы" можно было сказать:
Ф. М. Достоевский писал(а):
"...Алеша избрал лишь противоположную всем дорогу, но с тою же жаждой скорого подвига.
Едва только он, задумавшись серьезно, поразился убеждением, что бессмертие и
бог существуют, то сейчас же естественно сказал себе: "Хочу жить для
бессмертия, а половинного компромисса не принимаю" ... Алеше казалось даже странным и невозможным жить попрежнему. Сказано: "Раздай
все и иди за мной, если хочешь быть совершен". Алеша и сказал себе: "Не могу
я отдать вместо "всего" два рубля, а вместо "иди за мной" ходить лишь к
обедне".
"
Однако же
Ф. М. Достоевский писал(а):
Правда пожалуй и то, что это испытанное и уже тысячелетнее орудие для
нравственного перерождения человека от рабства к свободе и к нравственному
совершенствованию может обратиться в обоюдоострое орудие, так что иного
пожалуй приведет, вместо смирения и окончательного самообладания, напротив,
к самой сатанинской гордости, то-есть к цепям, а не к свободе.
_________________ Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели...Любовь же
деятельная - это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука.(Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы")
Последний раз редактировалось: Даниил Лебедев (Ср Фев 09, 2005 11:06 pm), всего редактировалось 1 раз
Я диплом писала - вы будете смеяться - о нигилистах!
И как ты их оценивала? Положительно или отрицательно?
Я в аспирантуре чуть было не написал работу на тему "постмодернизм и христианство", видя в них очень много общего (поскольку христианству я учился в МЦХ ) Сейчас бы меня за такое... Смех да и только!
_________________ Щегол глядит в окно и говорит своё "Увы!"
Всем птицам и птенцам, хотя и сам ещё птенец...
Зарегистрирован: May 22, 2003
Сообщения: 144
Откуда: Долгопрудный
Добавлено:
Ср Фев 09, 2005 11:08 pm
ЮраШ писал(а):
...видя в них очень много общего...
Что общего видел?
_________________ Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели...Любовь же
деятельная - это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука.(Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы")
Зарегистрирован: May 22, 2003
Сообщения: 144
Откуда: Долгопрудный
Добавлено:
Ср Фев 09, 2005 11:52 pm
[quote="ЮраШ"]
Цитата:
Даниил, у меня, кстати, Долгопа из окон видна. Ты там где живёшь?
Перекресток Лихачевского шоссе и проспекта Пацаева
_________________ Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели...Любовь же
деятельная - это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука.(Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы")
Зарегистрирован: May 22, 2003
Сообщения: 144
Откуда: Долгопрудный
Добавлено:
Чт Фев 10, 2005 12:37 am
ЮраШ писал(а):
Цитата:
Перекресток Лихачевского шоссе и проспекта Пацаева...
Бывал там... А тебе Москву видно? Первый жилой дом внутри МКАДа (16-этажка) - это мой (700м западнее Дмитровского ш.)
Надо в гости сходить, что ли...
Не, мне Москву не видно - у меня окна на восток. А в гости - милости прошу и сам приду. Подробности через личку обсудим
_________________ Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели...Любовь же
деятельная - это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука.(Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы")
Зарегистрирован: Jan 22, 2005
Сообщения: 11
Откуда: Москва
Добавлено:
Вс Фев 13, 2005 12:36 am
Господа хорошие! Я конечно рад, что Братья Карамазовы здесь вспомнились. И рад бы был, если чем-то конкретным о монашестве из этой книги кто чем смог бы поделился. Да вот нет. ЮреШ моё отдельное спасибо. Он навел меня в моих поисках на то, на что стоит обратить внимание. Поиск православных людей истинного праведного пути в монашестве очень глубокое осмысленное действие. В нём есть смысл, который обыденному глазу непонятен. Многим кажется, что в этом есть только внешняя форма аскезы. Всё куда глубже. Сейчас пытаюсь понять это дальше. Особеннно важным оказалось познакомиться с жизнью святого Антония.
Александр, прошу прощения, что я тут офф-топ развёл. Рад, что хоть что-то оказалось полезным. Будет время - ещё кой-чего по теме размещу, у Шмемана недавно вычитал.
_________________ Щегол глядит в окно и говорит своё "Увы!"
Всем птицам и птенцам, хотя и сам ещё птенец...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах