История появления церкви Христа

Раздел библиотеки: "Истории Церквей" 12.08.2003


В тот вечер собравшиеся приняли решение основать новую общину, которая не была бы похожа ни на одну из существующих в мире.

В этой статье мы расскажем об истории Церкви Христа, ее структуре, системе управления, установленном порядке жизни, взглядах на Бога, человека и на его спасение.

Если вы задумавшись идете по улице, и кто-то прерывает ваши размышления вопросом: "Вы когда-нибудь видели настоящих учеников Иисуса?!" или "Вы верите в Бога?", а может, "Хотите выпить чаю с блинами?", то, скорее всего, задавший этот вопрос человек является членом Церкви Христа (Бостонского движения). В большинстве случаев люди отмахиваются от назойливого незнакомца и, вновь погрузившись в прерванные размышления, идут дальше. Наверняка, в вашей жизни были такие ситуации, кто-то из вас остановился, кто-то не ответив, отошел. Эта статья, на взгляд авторов, будет интересна и тем, и другим.

Все началось 1 июня 1979 года1 , когда в городе Бостоне (США), по инициативе пастора одной из протестантских общин, относящейся к Методистской церкви, Кипа Маккина (Kip MacKean) в гостиной его близких друзей Боба и Пэт Гемпел, собралась группа из 30 человек. В тот вечер собравшиеся приняли решение основать новую общину, которая не была бы похожа ни на одну из существующих в мире. Но отойдем еще на 25 лет назад и посмотрим, каковы же были причины, побудившие этих людей принять такое решение.

Кип Маккин родился в Индианаполисе, штат Индиана, 31 мая 1954 года в семье американского адмирала. В конце десятого класса он начинает активно участвовать в деятельности местных общин Методистской церкви. Незадолго до совершеннолетия Маккин переезжает с семьей в Чикаго, куда переводится по службе его отец.

В конце первого курса в Университете Флориды Маккина приглашают в студенческую группу из 90 человек. Группа являлась частью церкви "Кроссроудс"2 , пастором которой был Чак Лукас. 11 апреля 1972 года Кип Маккин крестится и активно погружается в жизнь студенческой группы. В то время традиционная церковь Христа проводит в жизнь план евангелизации, нацеленный на студенческие общежития. Чак Лукас становится наставником и учителем Кипа Маккина, обучает его радикальному принципу ученичества: "жесткий контроль над жизнью членов Церкви". Основанием для этого является утверждение, что Господь Иисус Христос якобы контролировал своих учеников и научил их поступать также. Таким образом Лукас создал систему ученичества, которую Маккин положил в основу своего будущего движения.

В 1975 году после окончания Университета во Флориде и получения ученой степени Маккин становится пастором в студенческом городке Северо-восточного Христианского Колледжа, учебного заведения традиционной Церкви Христа, расположенного недалеко от Филадельфии. Он посещает Теологические Семинары Восточных Баптистов. В этот период становится заметным назревающий конфликт между церковью и молодым пастором. Лидеры различных общин традиционной церкви Христа публично обвиняют Маккина в неправильном, "узком", взгляде на Священное Писание, в буквалистском подходе к нему.

11 декабря 1976 года Кип Маккин женится на Элине Гарсиа-Бенгочеа. В том же году он принимает служение в студенческом городке Университета Восточного Иллинойса, посещает Школу истории религии в Мемфисе (штат Теннеси). В этот период Кипа Маккина обвиняют в манипуляции людьми. Следствием подобных обвинений и возникших разногласий становятся расколы в некоторых приходах. В течение 1976-79 гг. Маккин разъезжает по стране с проповедями, выступает в различных церквях. Уже тогда молодой, но деятельный лидер отличается своей радикальностью по отношению к другим богословским мнениям. В этот период он начинает задумываться над созданием собственной Церкви, которая была бы построена по иному, нежели существующие, принципу. Основной претензией Маккина к остальным христианам является то, что, по его мнению, на сегодняшний день ни одна из известных ему церквей не верна Богу. Вот, что он сам пишет об этом: "Нашей общей мечтой была церковь, где не только студенты были бы полностью преданными, но также и подростки, холостые, семейные и пожилые - словом, все. Насколько я знал тогда, это была радикальная концепция, не использованная ни в какой другой церкви или движении" .3

Вот почему 1 июня 1979 года в доме близких друзей Кипа Маккина Боба и Пэт Гемпел собралась группа христиан из Лексинтонгской (Бостонской) церкви Христа (традиционной), которая приняла решение о создании новой общины. Развиваясь, эта община должна была стать "движением Бога в современном мире"4 : собрать всех верных Богу людей, "восстановить" Церковь первого столетия и получить монополию на спасение. Вот что пишет Кип Маккин: "Я верю всем сердцем, что Бостонское движение является современным движением Бога" .5

С этого момента начинается отсчет существования Бостонского движения и изменений в Лексингтонской (Бостонской) Церкви Христа, пастором которой Кип Маккин был в то время. Разрабатывается серия занятий по Библии, состоящая из девяти уроков. Впоследствии этот "ударный курс" для крещения сократится до пяти 6 уроков. Они были напечатаны и распространены по всем церквям движения. В настоящие время существует брошюра, которую обязан иметь каждый ученик. Называется она "Первые принципы". Для членов Церкви она является главной духовной ценностью после Библии, так как в ней Кип Маккин четко и детально обозначил позицию Церкви по ключевым богословским вопросам. Очень важна для учеников эта брошюра еще и в качестве главного орудия евангелизации.

Далее вы можете прочитать описание Первых принципов, а так же статью Занятия по Библии в МЦХ: Критический анализ.

Больше информации про церковь Христа вы можете найти в разделе Всё о Церкви Христа нашей Библиотеки.

[1]Данные взяты из работы Киппа Маккина "Революция через восстановление: от Иерусалима до Рима, от Бостона до Москвы".

[2]Церковь "Кроссроудс" являлась частью движения Традиционных церквей Христа (Методистская ветвь), повсеместно распространенных в США.

[3]"Революция через восстановление: от Иерусалима до Рима, от Бостона до Москвы" (Глава "Восстановление в Бостоне").

[4]Название одной их глав статьи Кипа Маккина "Революция через восстановление: от Иерусалима до Рима, от Бостона до Москвы". Издание Церкви Христа.

[5]Кип Маккин "Революция через восстановление: Церковь ХХ столетия" Издание Церкви Христа.

[6]В Церкви Христа постоянно происходят изменения этих занятий. На момент издания занятий может стать больше.

[7]Статья "Революция через восстановление: от Бостона до Москвы" (Глава "Восстановление в Бостоне").

[8]Если Вы зададите рядовому адепту Церкви Христа вопрос: "Будут ли спасены те, кто не ходит в Церковь Христа?" он Вам ответит примерно следующее: "Не наше дело думать об этом, Бог сам позаботится о верующих в него, но если честно, то я думаю, что нет!"

[9]Даг Артур, Джойс (Кросби) Артур, Лини (Хэмбри) Грин, семья Мохед, семья Фосс, семья Кросби и другие близкие друзья Кипа Маккина.

[10]Смотрите статью Джеймса Бъернстада, доктора философии: "Успех? Какой ценой".

[11]Вызов - способ воздействия на членов движения. Обвинение в грехе и наложение обязательства покаяния. В случае неповиновения, удаление от Церкви.

[12]Читай подробнее в первой части брошюры.

[13]Прим. автора

[14]Подробнее ознакомиться с вопросами, связанными с крещением в Церкви Христа можно найти в статье "Успех? Какой ценой?" доктора философии Джеймса Бъернастада.

[15]Вот эти сектора:

  • Британское Содружество, Скандинавия;
  • Восточная часть США, Карибский бассейн, Африка;
  • Новая Англия, Европа;
  • Центральная и Южная Америка;
  • Дальний Восток;
  • Гонконг;
  • Средний Запад и Запад США, Канада, Россия;
  • Ближний Восток;
  • "Надежда по всему миру" (организация благотворительной помощи).

[16]Термины Церкви Христа


Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/contentid-38.html