Духовный рост, страдания и горечь

Раздел библиотеки: "Книги Джона Энглера" 31.03.2005


Вопрос о горечи очень часто встает при обсуждении проблем духовного роста. Затрагивая «горькую» тему (как впрочем, и любую другую в Писании), важно, прежде всего, понять, что подразумевает под данным словом автор Библии. И единственно возможный здесь путь – это изучение отрывков, где упомянут термин «горечь» (плюс производные), и особенно отрывков, где это явление каким-либо образом обозначается.

Лучше всего начать с определения, затем посмотреть на примеры употребления слов в библии. И, наконец, более подробно изучить те отрывки, которые помогут более полно «осветить» наш вопрос: ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГОРЕЧЬ?

Для начала было бы уместно поискать определение в толковом словаре, например в моем словаре Вебстера:

Горький:

1а)особенно едкий, вяжущий или неприятный вкус, вызванный добавлением хмеля, один из четырех основных вкусовых ощущений (кроме соленый, кислый)

1b)неприятный, причиняющий боль. Раздражающий: - отмеченный напряженностью и жестокостью,

2а) сопровождаемый жестокой болью или страданием.

2b)безжалостный, непреклонный, неумолимый,неистовый:

2c)демонстрирующий крайнюю враждебность.

2d1)резко укоряющий, упрекающий.

2d2)Отмеченный цинизмом, злобой, затаенной враждой.

2e)Крайне неприятный (об ощущениях)

3)Исполненный сильной боли, горя, сожалений

Нашему («библейскому») пониманию слова наиболее точно соответствуют параграфы 2c, 2d1, 2d2, где говорится о чувствах, сопряженных с гневом и с беспокойством. Не стоит, однако, забывать и об иных возможных значениях этого слова.

Что значило «быть горьким» в Ветхом Завете? Первоначальный поиск слова со значением «горький» (и его производных) дает нам следующий список из Ветхого Завета.

Горький вкус: Исход 12:8, Числа 9:11 – горькие травы Пасхи
Исход 15: 23 – горькая вода в Мерре.
Числа 5:18-27 – горькая вода в проверке жен на верность.

Втор. 32:32 – горький виноград.
Пр.27:7 - «горькой душе все горькое сладко».
Ис. 5:20 – горькое почитают сладким.
Ис.24:9 – горькая сикера.
Горькие испытания, горькие слезы, душевная горечь:
Быт.27: 34 – горькие слезы Исава об утраченном благословении.
Исх.1:14 - жизнь израильтян стала горькой из-за непосильного труда.
Втор. 32:24 –горячка и любая зараза
Суд.21:2 - Израиль оплакивает потерю колена Вениаминова.
Руфь 1:20 – Вседержитель послал мне великую горесть.
р.1:6 - сильное огорчение Анны.
1 Цар.1:10 – тревога Агага о горечи своей смерти.
1 Цар.30:6 - люди скорбят душой от нападения Амаликитян.
2 Цар.2:26 – внутренний конфликт приведет к горечи.
2 Цар. 13:36 – слуги Авессалома горько плачут.
4 Цар. 14:26 – горькое бедствие Израиля.
4 Цар. 20: 3; Ис.38:3 – молитва Езекии и его горькие слезы (Бог ответил на молитву в 4 Цар. 20:5)
Ездра 10:1 – израильтяне горько плакали.
Есф.4:1 – Мардохей горько плакал.
Пр.5:4 – последствия измены «горьки как полынь».
Пр. 14:10- сердце знает горе души своей.
Пр. 17:25 – глупый сын – огорчение для матери своей.
Пр.31:6 – дайте вина огорченному душою.
Екк. 7:26 – горче смерти женщина, сердце ее – силки.
Иов 3:20, 7:11, 9:18, 10:1, 13:26, 21:25, 27:2 – горечь души Иова.
Ис. 33:7 – послы для мира горько плачут.
Ис. 38:15, 17 – горечь души Исайи.
Иер.2:19 – худо и горько то, что ты оставил Господа.
Иер.4:18 – горько от нечестия твоего.
Иер.6:26 - сокрушайся – горько плачь.
Иер.31:15 – горький плач в Раме.
Плач Иер. 1:2, 1:4 – горький плач об Израиле.
Плач 3:3,5; 15, 3:19 – горечь Иеремии.
Иез. 21:6 – горести Израиля.
Иез. 27:30, 31 – горькие слезы в пророчестве о Тире.
Ам. 8:10 – наказание «как горький день».
Мих.2:4 – горький плач.
Соф. 1:14 – горько возопиет и самый храбрый.
Зах. 12:10 - горькие слезы о Том, Которого пронзили.
Горечь Бога:
Ис.16:9, 22:4, - Бог горько оплакивает разорение своего народа.
Ос.12:14- Ефраим прогневал Бога.
Горькая злоба. Греховная горечь:
Быт. 49:23 – стрельцы жестоко атакуют иосифа.
Пс. 63:4 - напрягли лук свой – язвительное слово.
Пс.72:21 – кипело сердце мое … и не разумел.
Иез. 3:14 – Иезекииль в огорчении, испуге, с встревоженным духом.
Заключение:

Рассмотрев вышеуказанные отрывки, можно сделать вывод, что в Ветхом Завете использовали слово «горький» в отношении слез людей, попавших в беду. Интересно, что ни в одном из подобных случаев это слово не имеет значения «греховный» или вообще даже «предосудительный», отсюда ясно, что сама по себе горечь здесь не считается грехом. Ведь и Бог иногда бывает «горький» (Ис.16:9, Ос.12:14), а также напоминает горечь других (Руфь, Иеремия). Получается, что сама по себе горечь не является грехом. Вероятнее всего, горечь становится греховной, когда сопровождается греховными действиями. В тех немногих отрывках, где о горечи говорится с осуждением, она непременно сопровождаема греховными действиями. Это можно увидеть в Пс. 63:4, а также в отрывке о стрельцах, «огорчавших» Иосифа (Быт 49:23).

И что значит быть горьким в Новом Завете?

Начав обзор материала в Ветхом Завете, необходимо продолжить его в Новом.
Горькие слезы:
Мтф.26:75, Лк.22:62 – слезы Петра после отречения.
Горечь и зависть:
Деян.8:23 – Симон – волшебник завидует дару апостолов.
Деян.14:2 – Иудеи настраивают язычников против апостолов.
Иак. 3:11? 14 - горькая вода, горькая зависть.
Горечь и гнев:
Рим. 3:14 – уста (неправедных) полны злословия и горечи.
Еф.4:31 – великое раздражение и ярость и гнев, и кровь .. да будут удалены от вас.
Кол. 3:19 – любите своих жен, и не будьте к ним суровы.
Горечь в испытаниях и трудных обстоятельствах:
Евр.12:15 – горький корень, возникнув может причинить вред.
Переносное значение в Апокалипсисе:
Откр.8:11, 10:9-10 – метаморфозы.

Заключение:

Интересно отметить, что в Новом Завете смысловое наполнение слова «горечь» в корне изменилось. Во всех отмеченных отрывках, за исключением «горьких слез Петра», горечь – это ужасно. Только естественная реакция на трудности и испытания, но всегда негативное чувство к какой либо личности, сопряженное с обидой, завистью и злобой. Что случилось с ветхозаветным понятием «горечи»? Несомненно, появление горьких чувств в трудных обстоятельствах – естественно. Такие взгляды сегодня имеют место в церкви. Но существует также устойчивое мнение, что радость и доверие Богу помогают избежать возникновения и развития горечи. На самом деле, страдания и лишения – составляющая христианской стойкости и веры (Мтф.10:22), так же, как она являлась частью жизни верующих в ветхозаветном времени и самого Христа (евр.11:32, 12:3).

Когда горечь греховна?

Чаще всего, горечь не является грехом. Это нормальная реакция человека на трудности, и Библия говорит, что ее могут испытывать и люди, и Бог. Как уже было отмечено, горечь становится грехом, когда сопровождается греховными действиями. Давайте рассмотрим поближе те отрывки Нового завета, где прослеживается эта метаморфоза.

В послании Римлянам (3:14) Павел цитирует перечень грехов из Пс.9:29 и подчеркивает всеобщность греха. Несмотря на то, что автор псалма говорил лишь о «нечестивцах», Павел склонен считать «злословие и горечь» свойственными всем людям. В Еф. 4:31 идет рядом с «яростью, гневом, и криком, и злоречием со всякою злобою» в противовес «доброму для назидания в вере слову». Лекарством против горечи здесь зазывается доброта, сострадание и прощение того, кто в противном случае мог бы стать объектом «гнева». В Евр.12:15 читатель призван не давать повода «горькому корню» возможности «возникнув, причинить вред» и «осквернить многих». Источник горечи в данном контексте неясен. Она может быть вызвана трудностями, которые вызвали чувство обиды (Евр.12:11), хотя, возможно, причиной стало отсутствие благодати (Евр.12:15). Независимо от характера причин, горькие корни так или иначе возникнут, но важно не дать им вырасти и «осквернить многих».

В Иак. 3:11, 3:14 «горькая зависть» идет рядом с себялюбием в сердце. Из ближайшего контекста явствует, что некоторые стремились «сделаться учителями», при этом явно не проявляя ни мудрости, ни разумения» (Иак. 3:1, 3:13,18).

В Кол. 3:19 мужей просят не быть горькими по отношению к женам. Скорее всего, здесь имеются в виду моменты неподчинения со стороны последних, или семейные раздоры (см. Кол.3:18).

При последующих параграфах указывают на конкретные пути борьбы с горечью. Их можно было бы назвать «духовными рецептами».

Рецепт №1.

Удалить «горечь путем прощения» (Еф.4:31).

Для того, чтобы оставаться христианином с миром и покоем в сердце, горечь необходимо «удалить». Речь здесь не идет о том, чтобы извинять или игнорировать причинившие вам боль поступки других людей. Самая важная вещь здесь – это простить в сердце и не позволить чужим грехам контролировать и мучить себя. Прощение – это наиболее очевидный путь к свободе от горечи. Самый вдохновляющий пример – это Иисус на кресте (Лк.23:34). Представьте себе Иисуса, клянущего распинавших Его. Если уж Он смог простить их, то, бесспорно, любой из нас может простить любого (Еф.4:32, Кол.3:13-14, Мтф.6:14-15). Трудное ли это учение? В каком –то смысле. Да. Но это путь господа, и Он ведет к тому миру в сердце, который никто не сможет украсть.

Горькая зависть (Иак.3:14).

Горечь может быть сопровождаема завистью и сварливостью (честолюбием). В данном контексте Иаков обращается к тем, кто хотят быть учителями, но им было в этом временно отказано (Иак.3:1). Это обращение подразумевает, что в душе человек осознает, присутствует ли у него подобное качество или нет, и призывает не быть слишком самонадеянным и не пытаться обмануть никого. Однако, Иаков упоминает, что со стороны тоже можно разглядеть в человеке «зависть и сварливость» так как где они, там «неустройство ив се худое». В таких случаях Писание призывает заменить «душевную мудрость» на «мудрость, сходящую свыше» - она проявляется в добрых делах. Дальше автор послания дает прекрасную пищу для размышлений тем, кто искушаем растить в сердце горькие корни: Иак.3: 17-18.

Рецепт №2.

Не давайте горькому корню, «возникнув, причинить вред» (Евр.12:15). Автор послания признает, что семена горечи сеются в сердце задолго до ее непосредственного появления. Как уже говорилось выше, возможные источники возникновения чувства горечи вполне естественны, и не всегда обладателю тут же бить тревогу. Но что действительно волнует автора, так это то, что «горький корень» растет, чтобы причинить вред и осквернить многих людей». Неизвестно, какие именно грехи он хочет предотвратить, но некоторые из возможностей очевидны. Интересно, что призыв «не дать вырасти корню» обращен не к отдельным людям, но ко всей церкви. Поскольку осквернение угрожает «многим», то к этим «многим» и адресована просьба - защитить церковь. Здесь, автор призывает не просто «удалить» горький корень. Думать, что это легко – было бы безрассудно. Сложные вещи редко решаются в одно действие. Если у меня во дворе растет сорняк с длинным корнем, и я просто потяну за его видимую часть, будет глупо надеяться, что так я смогу весь его вытянуть. Я вытащу только ту часть, которую было видно, но ненадолго, скоро там вырастет новая, идущая от корня, оставшегося в земле. Необходимо копать и копать, чтобы добраться до него и вытащить из земли. Это наглядный пример того, что поверхностный подход к длинным «корням» неэффективен. По-видимому, автор послания имел в виду следующий духовный аналог: «горький корень» необходимо тщательно выкапывать и исследовать. Опыт показал, что этот процесс требует внимательности и много советов, проницательности и глубокого личного «копания». Итак, результаты копания могут затрагивать следующие вопросы:

  • раскаяние о враждебности к другим;
  • прощение неправедных с кем-либо вопросов к какому-то финансовому решению;
  • восстановление самооценки, основанной на Боге (Пс.139:13-12)ж
  • доверие могуществу Бога и Его плану для полной жизни.
В любом случае, забота о предотвращении вызванных горькими корнями проблем – это и сегодня актуальное служение в церкви.

Рецепт №3. Как предупредить появление горечи (еще один способ)? «Обратная сторона» борьбы с горечью - это не допустить возникновение ситуаций в церкви, которые могут вызвать горькое чувство. Другими словами, задача каждого христианина – относиться друг ко другу так, чтобы свести возможность появления «горьких корней» к минимуму. Самый простой путь – относиться к другим так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам (Мтф.7:12).

И все же, неизбежные ситуации, где появляются обиды и жалобы. Пока обиженная

сторона борется с чувством горечи, обидевший должен взять на себя ответственность за успешное примирение (так говорит Библия). В Нагорной проповеди Иисус учил своих последователей не оставлять без внимания недовольство ими окружающих, если оно было справедливо: Мтф.5:23-24.

Вероятно, лучший пример примирения с устранением причин недовольства описан в Деяниях 6:1.

Вместо того, чтобы осудить вдов за их жалобы (помните, что жалобы осуждаются в Фил.3:14), апостолы, выслушав последних, посчитали их законными и стали стараться изменить ситуацию. Апостолы взяли на себя ответственность за ситуацию и нацелились на поиск быстрого решения, которое смогло бы удовлетворить обиженную сторону. На этом примере лидеру необходимо учиться предотвращать появление горечи, отвечая на законные проявления недовольства людьми, которых он ведет.

Заключение.

Обсудив разные варианты значения слова «горечь», мы увидели, что горечь бывает греховной, а бывает - и нет. Горечь становится грехом, когда ее сопровождают греховные действия. Мы обсудили разные «приемы» духовной борьбы с горечью, в том числе не допускать возникновения ситуаций, а также – как бороться с уже возникшим «горьким корнем», чтобы не дать ему вырасти. Я очень надеюсь, что это исследование сможет помочь вам разрешить сложные ситуации в настоящем и избежать их в будущем.


Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/contentid-180.html