Не научиться ли нам на собственных ошибках?
Уроки из Библии
Уроки из Библии

Не научиться ли нам на собственных ошибках?

21.01.2004

Замечательный текст появился на форуме учеников. Мы рады перепечатать этот урок.

Лена Котылева

перепечатка с сайта ученики-ру

Дорогие друзья,
для многих очевидно, как важно сейчас, когда мы пересматриваем наши ценности, переосмыслить то, чему мы учили, как мы учили и что говорили. Вряд ли найдется хоть кто-либо, кто ни разу в жизни не учил неправильному. В этой статье я хочу привести некоторые примеры учения (которое мы слышали от наших братьев и сестер, либо сами учили других), претендующего на то, чтобы быть основанным на Библии, но не являющегося таковым. Если это поможет нам серьезнее задумываться над тем, что исходит из наших уст, дабы «не повреждать Слова Божьего», моя цель будет достигнута.

1. Тенденциозность

Тенденциозность – наличие (например, в проповеди, «времени учения» и т. п.) некоей тенденции, то есть преднамеренной идеи. Речь человека можно назвать тенденциозной тогда, когда у него есть определенная мысль, которую он хочет донести до собеседника, и строит свой разговор, привлекая только те аргументы, которые эту мысль подтверждают.

Проповедуя людям, изучая с ними Библию, мы хотим помочь им построить или углубить их отношения с Богом, удовлетворить их нужды, утешить, поддержать, показать правду, обличить, наставить и т. д. Мы очень сильно хотим помочь, и, конечно, первым делом, открываем Библию в поисках нужных отрывков. И вот тут-то рождается великий соблазн. Чего мы ищем в Библии? Истинного, объективного взгляда Божьего или подтверждения своих предположений, своего мнения? У многих из нас большой ученический опыт, за плечами множество разговоров с учениками, мы сталкивались с самыми различными ситуациями. И, хотя мы знаем, что всякая ситуация индивидуальна, иногда, к сожалению, это остается знанием теоретическим. Можем ли мы быть уверены, что передали человеку волю Божью, если нашли на тему, волнующую человека, пару отрывков? Если не раскрыли ему большую картину, не позаботились проанализировать или хотя бы собрать библейское учение на ту или иную тему? Или вообще, просто вспомнив «похожую ситуацию», посоветовали то же, что когда-то кто-то кому-то?

Например:

Занимается Библией девушка. Выясняется, что она крестилась в 19 лет. Первая (и последняя) мысль, которая пришла бы мне в голову n-ное время назад: «Надо ее убедить, что ее крещение не было истинным». Если бы я и искала отрывки, то лишь те, которые подтверждают мою мысль. Путь второй: собрать все учение о крещении и поговорить о том, было ли, по ее мнению, ее крещение истинным или нет. Выслушать ее, и, если у нее есть сомнения, постараться понять ее ход мысли, – почему эти сомнения возникли. С помощью молитвы и глубокого изучения Библии, рассмотрев подробно ее убеждения до крещения и сопоставив их с Библией, вместе найти ответ на этот вопрос. Ответ может быть «нет», а может быть «да».

Один из самых, на мой взгляд, отвратительных грехов, присущих нашей греховной натуре, – самоуверенность. Одна коварная мысль, бывает, возникает у нас, когда мы слушаем проблему ученика: «А, все понятно, знаем-знаем». Ничего мы не знаем. «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Притчи 20:5). Если нам все понятно с ходу, неужели наш собеседник или собеседница настолько глупее нас? Очевидно, все не так просто. Если мы можем быть тенденциозны, ища в Библии подтверждения собственных мыслей, то так же можем быть тенденциозны, слыша в словах ученика лишь то, что хотим услышать. Не лучше ли спросить у него хотя бы о том, почему то, что ясно нам, не ясно ему. Выслушать его аргументы с уважением к его мнению, пусть даже его поступки кажутся нам неправильными, и вместе найти выход.

Пример:

Сестра замужем за не учеником, у нее грудной ребенок, не приезжает на службы.
К стыду своему скажу, что я таких сестер гоняла на собрания, говоря что-то типа: «Тебя же муж не бьет и не запирает в квартире», «Ты же можешь взять ребенка с собой» (последнее особенно убедительно звучит во время эпидемии гриппа).
Кто из вас, сестры, столкнувшись с такой ситуацией, не приготовил для сестры готовый арсенал вызовов – «боевой комплект для тех, кто пропускает службы», а всерьез задал себе вопрос: «Что думает по этому поводу Бог? Как бы апостолы решили эту задачу? Что бы Иисус сделал на моем месте? Дай-ка я пороюсь в Библии!» Сестры, честь вам и хвала, если вы не такие, как я! Я шла по проторенному пути.

Мы не привыкли сомневаться в том, правильно ли наше понимание Библии. Не ошибочно ли оно? Объективно ли оно? Мы не привыкли слушать людей. Слушать, пытаясь понять, почему человек думает не так, как мы. Долгое время мы, кто когда-либо кого-либо вел, считали себя заведомо правее наших учеников, потому что мы – поставлены над ними Богом, а потому духовнее (заблуждение). Я не говорю о том, что нам надо сомневаться в Библии. Но Библия и наше понимание Библии – вещи разные и не всегда могут совпадать.

Б. «Притягивание за уши» отрывков из Библии.

Эта проблема того же рода, что и предыдущая. Мы постоянно интерпретируем отрывки из Писания, применяя их к нашей или чьей-то жизненной практике. Бывает, что мы делаем такие выводы из отрывка, которых он не предполагает. Приведу несколько примеров.

1. К Евреям 12:15
Все мы хорошо знаем привычную трактовку этого отрывка, само понятие «горький корень» прочно вошло в наш ученический словарь. Мы то и дело употребляем слово «горький» в значении «обиженный», «полный горечи», «затаивший обиду», и в нашем сознании всплывает этот отрывок. Но имеет ли он хоть какое-либо отношение к проблеме обиженного человека? Едва ли. Давайте посмотрим контекст.

Евреям 2:12-17: «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами».

Говорится ли здесь конкретно об обиде? Нет, ни слова. Здесь говорится о «блуднике» и «нечестивце». Здесь говорится о человеке, который, подавшись греху (любому, скорее всего), пренебрег своим спасением, «первородством».

2. Филиппийцам 1:14-18.

«И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться»

Вывод, который лично я слышала дважды: Павлу было все равно, как проповедовали ученики. “Не важно, как ты проповедуешь, важно, это твой приоритет или нет” (досл). «Как» здесь не означает формальной стороны дела (на улице, на работе, такими-то отрывками и т. д.), «как» касается стороны содержательной.

Действительно ли это так? Действительно ли Павлу было все равно, как проповедовали ученики? Что ж, так может показаться на первый взгляд. Но что тогда делать, например, с посланием к Галатам, где Павел готов себя самого подвергнуть анафеме за неверно преподнесенное Евангелие: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (1:8)? 2-e Кор 2:17: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе». 2-е Тим 2:15 «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины», и т. д, и т. п.

Итак, первое: Павла невероятно волновала чистота благовестия.

Второе: говорит ли Павел о братьях, то есть об учениках? Может быть, и нет. Братья-то как раз безбоязненно проповедовали. Ну какой ученик будет проповедовать из-за любви к спорам (по любопрению), чтобы навредить апостолу? Как минимум, странный ученик. Но даже если предположить, что здесь говорится об учениках, Павел имеет в виду, что его не беспокоят препятствия, чинимые благовестию. Кстати, проповедующие вполне могли не искажать слова Божьего: их неправота была в том, что они притворялись. Итак, вывод можно сделать лишь тот, который есть в отрывке: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться».

3. Исаия 42:3

«…трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине».

Лично я неоднократно слышала, как этот отрывок приводят в доказательство того, что «слабым ученикам нельзя давать информацию, которая их может искусить, убить их веру». Мол, Иисус, если у человека была хоть малая вера, никогда не угашал ее. Что ж, о моральной стороне вопроса, о том, что за информация подразумевается, и о логике я рассуждать не буду. Но можно ли из этого отрывка сделать такой вывод? Нет. Такого вывода сделать нельзя. Здесь, скорее всего, говорится о кротости Иисуса.

4. Фил 3:17, Евреям 13:7.

«Подражайте наставникам».

«Я вожу моего грудного ребенка с собой на собрания, потому что так делает мой наставник. Он – духовный человек, и я ему подражаю». Это ли имел в виду Павел, хотел бы он иметь таких подражателей?

Хорошо бы не забывать и этот отрывок: 1-е Кор 4:16: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». Присутствие или отсутствие ребенка на собраниях не имеет ничего общего с подражанием Христу, это личное дело каждого.


5. В Ветхом Завете израильский народ планировал различные завоевательные походы.

Из этого делается вывод: ставить перед собой цель крестить в таком-то месяце – это нормально и правильно. Есть ли связь между этими двумя реалиями? Ответ очевиден.

6. Ефесянам 4:11-12

«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».

Делается вывод: «лидеры бесед о Библии – поставлены Богом. Они от Бога». Опять же, не берусь судить, справедливо последнее утверждение или нет. Меня волнует другое: говорится ли в этом отрывке что-либо о лидерах бесед о Библии или о структуре церкви в целом? Нет, говорится об апостолах, пророках, евангелистах, пастырях и учителях.

Итак, что я всем этим хочу сказать? Надо быть осторожными, чтобы не делать тех выводов из отрывков, которых они не предполагают.

2. Ярлыки

Сейчас много говорят о сплетнях. О том, как важно не очернить другого человека, не осудить, не составить о нем неверного мнения. Проблема ярлыков не менее актуальна. Я бесчисленное множество раз сталкивалась с тем, как одним-двумя словами, не несущими практически никакого содержания, убивалась на корню репутация человека. Как же важно сейчас, когда открылось так много разной информации, быть осторожными в словах! Как важно, говоря о ком-то в третьем лице, говорить факты, не давая оценок, кроме тех, которые вытекают из фактов, не вешая убийственных ярлыков.

Что я имею в виду? Например, идет разговор о каком-то человеке, и один из участников говорит «Он – эмоциональный», или «Он – недуховный», или «В его жизни произошло то-то и то-то, потому что он – жесткий лидер», или «Да он просто болен». В таких случаях, казалось бы, просто необходимо потребовать доказательств, а мы легко можем это «проглотить», и вот, мы уже составили плохое мнение о человеке.

Второе: если человек эмоционален, значит ли это, что то, что он говорит или делает, неправильно? Нет. Если он болен, значит ли это, что все его слова и поступки неверны? Нет. Даже если он недуховен, значит ли это, что он во всем ошибается? Нет. Имеет смысл продолжить разговор и составить о человеке объективное мнение, а мы часто довольствуемся ярлыком. Создать негативный образ человека проще простого, а вот разрушить бывает невероятно сложно.

3. Стереотипы и лексические ошибки

Велик и могуч русский язык! Незнание его может привести к печальным последствиям, далеко выходящим, как это ни странно, за пределы лингвистики.

Честь и хвала первой команде! Мы старались все делать, как они. Наш ученический сленг давно стал притчей во языцех. К сожалению, мы частенько забывали, «как это по-русски». Если без шуток, то я хочу сказать, что очень важно хорошо знать значение слов, которые ты употребляешь. Например, с наших уст долгое время не сходило слово «амбиции». Мы все считали «амбициозность» добродетелью, все хотели быть «амбициозными» и т. п. Хорошо бы нам в самом начале перевести это слово на русский и назвать «целеустремленностью», «жаждой жизни», просто «устремленностью» хотя бы. Но мы оставили «амбиции». Дело все в том, что в русском языке это слово не имеет нейтрального значения и, тем более, положительного, только негативное. Оно неразрывно ассоциируется с карьеризмом и честолюбием, то есть с реалиями, отнюдь не относящимися к области бескорыстия и праведности.
Ожеговский словарь:

«”амбиции” – 1. Обостренное самолюбие, а также спесивость, чванство.
2. обычно мн. Претензии, притязания на что-нибудь (неодобр.)».

Что тут сработало, неправильное употребление слова или неверно понятые ценности, неизвестно, да только мы всерьез стали возводить карьерный рост и стремление к успеху в абсолютные добродетели. Человек, у которого не было «амбиций», откровенно принижался. Успешность и целеустремленность считались важными духовными качествами, а их отсутствие – слабостью, а то и пороком. Вопрос такой: соответствует ли эта картина библейской? Ценил ли Иисус успех и стремление к нему так, как это делали мы? Или это опять-таки дело каждого?

Бывает, что и разница в языках ни при чем: мы просто не знаем значения слов. Возьмем, к примеру, слово «сплетня». Ожеговский словарь:

«”сплетня” – это слух о ком-нибудь или о чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях».

У многих из нас сейчас немало вопросов по поводу прошлого и будущего устройства церкви. Мы это обсуждаем и в разговорах, очевидно, касаемся не только абстрактных предметов, но и вполне конкретных личностей. Является ли сплетней любой разговор о ком-то без его присутствия? По крайней мере, с точки зрения русского языка, нет. Сплетней являются заведомо ложные сведения (очевидно, когда вы хотите кому-то навредить) и недостоверная информация (очевидно, не из первых рук или от человека, который уличен во лжи или по какой-либо другой причине не заслуживает доверия). Вот чего нам следует опасаться, тщательно проверяя, из какого источника то, что мы слышим, и стараясь обсуждать только факты. Итак, не зная значения слова «сплетни», мы будем открещиваться от любого разговора на «тему изменений в церкви», считать все подобные обсуждения грехом и обеднять себя духовно, не желая слушать информацию, которая может открыть нам глаза на правду, которой мы не знаем. А правда еще никогда никому не мешала. К тому же, если вы – человек, для которого воля Божья превыше всего, неужели вы не отличите правду от лжи?

Все мы горячо желаем обновления церкви. Переоценить прошлое, найти ошибки и постараться их исправить, научиться подходить к Писанию без преднамеренной идеи, глубоко и объективно исследовать Библию, избегать поспешных суждений, – разве не в этом наша сегодняшняя роль?


от редакторов: Почти каждый пункт этого урока уже был неоднократно высказан статьями нашего сайта и сообщениями участинков. Например:

амбиции: Комментарий к речи Марти Фьюквея

Сплетни: в комментариях к статье Наш сайт повлиял на Костенко?

про оправдание структуры пирамиды лидеров: Костенко заявляет о неизменности системы: ''пирамида лидеров''

про ярлык "эмоциональный" было написано Генри Крит: Комментарии к письму Кипа МакКина

про "притягивание за уши отрывков" хорошо написано в статье "Конфликт интерпретаций"

Re: Не научиться ли нам на собственных ошибках? (Всего: 1)
от Abas на 22.01.2004
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Спасибо Котылевым! Очень нужная и полезная статья.

Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article210.html