Размышления о путях Божиих
Уроки из Библии
Уроки из Библии

Размышления о путях Божиих

23.09.2004

В этой статье я ищу ответ на вопрос, каким образом человек может принести славу Богу. Очевидно, человек прославляет Бога добрыми делами, совершаемыми во Христе. Вопрос в том, в чем заключаются эти дела и какое отношение лежит в основе их

nul написал "

Размышления о путях Божиих


Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь
Иер.9:23-24

Содержание
I. Слава Бога
II. Пути Божии
Почему мы должны довериться Богу
Почему мы можем довериться Богу
III. Резюме


I. Слава
1. Бог – Хозяин этого мира, полноправный Владыка. Он создал мир так, как счел нужным. Он ни с кем не советовался, никто не вразумлял Его, никто не подсказывал Ему и не помогал (Ис.40:13-14). Он сделал все для Себя (Прит.16:4). Для Себя!
По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе (Пс.118:91).
Я думаю, это первое и основное, что мне должно понять.
Второй момент, пути Бога – всегда благо. Мы не понимаем, что такое благо. Но, наверное, нам должно размышлять о том, что под благом подразумевает Бог, что является благом для Него.
Теперь версия. Я думаю, все, что Он сотворил, должно принести Ему славу. И для Бога благо, когда творение прославляет Его.
**
Все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его (Еккл.3:14).
Да славят Тебя, Господи, все дела Твои (Пс.144:10)
Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. 2 Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. 3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. 4 Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. 5 Да хвалят имя Господа, ибо Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились; 6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. 7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, 8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, 9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, 10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, 11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные, 12 юноши и девицы, старцы и отроки 13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах / Пс.148:1-13.
Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! / Пс.56:6
Утро и вечер возбудишь к славе Твоей / Пс.64:9
Во храме Его все возвещает о Его славе / Пс.28:9.
Вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими / Пс. 51:11.
Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно / Пс.85:12.
Праведные будут славить имя Твое / Пс.139:14.
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей /Пс.113:9.
Вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя / Ис. 63:14.
Северу скажу: "отдай"; и югу: "не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, 7 каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил /Ис.43:6-7.

2.
2-1. Итак, по моему разумению, мир в целостности и каждая составная часть его существуют (в частности) для славы Божией. И, насколько я понимаю, части мира, не наделенные сознанием, прославляют Его одним фактом своего бытия. Задача же частей наделенных сознанием и свободной волей сложнее.

Если все в этом мире движется ко благу, ко благу Бога, к Его славе, то получается, что и у моей жизни цель – принести Ему славу. Я не существую для себя, не принадлежу себе, не живу для себя, не умираю для себя. А только для Него, потому что я – для Него (Рим.14:7-8).
**
Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; 17и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол.1:16-17).
Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. 15А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2Кор.5:14-15).
У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1Кор.8:6).
Не знаете ли, что… вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор.6:19-20).
Молюсь о том, чтобы вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию (Фил.1:8-11).
Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил.2:9-11).
Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа (1Пет.4:10-11).
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16).
И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков (Кол.3:17, 23).
Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1Кор.10:31).

В этой статье я ищу ответ на вопрос, каким образом человек может принести славу Богу. Очевидно, человек прославляет Бога добрыми делами, совершаемыми во Христе. Вопрос в том, в чем заключаются эти дела и какое отношение лежит в основе их.

2-2.
2-2-1. Бог свят, непорочен, по природе Своей неспособен ко лжи и лукавству. Бог верен и нет неправды в Нем (Втор.32:4). И слова Его – слова чистые, серебро, очищенное в горниле, семь раз переплавленное (Пс.11:7). Мне кажется, для Бога очень важно Его слово, поэтому Он возвеличил слово Свое превыше всякого имени Своего (Пс.137:2).
Поэтому, когда Бог говорит что-то или что-то обещает, это истинно и непреложно. И тот, кто верит Его словам, тем запечатляет, что Бог истинен (Ин.3:33), тот же, кто не верит Богу, представляет Его лживым (Ин.5:10).
Мне кажется, Богу совсем небезразлично (по великому смирению Его), верят ли люди тому, что Он говорит, или нет. Иными словами, верят ли Ему.
А Бог говорит в частности, что
1. Он все приведет ко благу, Он все контролирует, пути Его праведны;
2. Он любит человека и Его милость к нему безгранична, Он желает человеку добра;
3. Он всемогущ.

2-2-2. Однако зачастую мы не видим особого подтверждения тому, что здесь перечислено. Создается
впечатление, что слова Бога в одной плоскости, а факты – в другой.
Мои легкие созданы для воздуха, а воздух – для легких, пища для чрева, а чрево для пищи, язык вкус пищи различает, ухо разбирает слова. Я как-то гармонично «вписываюсь» в этот мир. И кажется, что кроме этого мира мне не надо больше ничего. У меня есть «стандартный набор» - пять органов чувств. С их помощью я познаю этот мир. Я верю своим глазам, верю тому, что я вижу, верю в то, что я вижу. Я делаю выводы на основе своих наблюдений. В частности вывод, что мир жесток. И мы знаем, что это так.
Нищета, болезни, угнетения, извращения, которым мы являемся свидетелями, как-то не особо убеждают в том, что всемогущий Бог любит людей. Когда я встречаю людей несчастных, ущемленных, отчаявшихся, мне трудно верить, что Бог небезразличен. Ужасы и страдания, которыми переполнен этот мир, - плохие аргументы в пользу божественной любви. Особенно актуальными сомнения становятся тогда, когда ужасы эти начинают касаться непосредственно меня. Я думаю: "Как же так, Он сказал, что любит меня, позаботится обо мне. Как же Он допускает это? Как такое возможно? Или Он безразличен ко мне, или Он ненавидит меня, или Его просто нет". Причем такие мысли могут возникать не только в страданиях, но и в обычных мелочах.
В любом случае, никакого блага, правды и добра в бедствиях людей я не нахожу.

Однако, справедливости ради, надо признать, что иногда страдания являются для нас поводом к оправданию себя. Мы снимаем с себя ответственность. Мы видим, что мир жесток, а Бог говорит, что дела Его благи. Неужели благость Бога в жестокости? И мы оправдываемся страданиями: "Господин, я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал" (Мф.25:24). Таким образом, человек находит повод проигнорировать Бога. А на самом деле он просто боится взять на себя ответственность и докопаться до причин, разобраться в противоречиях между тем, что он слышит от Бога, и тем, что он видит.

2-2-3.
Почему людей зачастую так сильно возмущает христианство? Ведь тысячи страниц исписаны с целью опровергнуть его. Люди спрашивают, был Иисус или Его не было, воскрес Он или нет, называл Он Себя Богом или не называл, был Он Богом на самом деле или не был. И пытаются найти отрицательные ответы на эти вопросы. Но на самом деле их волнует совсем не Его историчность или божественность. Что им до того, что где-то когда-то был кто-то, претендующий на родство с Богом? На подобное родство претендовали многие, но из-за кого еще поднимался такой шум?
Мне кажется, нападки на христианство – это оборона, защита, они вызваны ужасом и гордыней. Нас возмущает и пугает не то, что Он претендует на родство с Богом, а то, что Он претендует на нашу жизнь, предъявляет Свои права на нас, посягнет на наше личное пространство.

Если мы перестанем оправдываться и сдадимся Ему, признаем Его полное (!) право на нашу жизнь (а Он имеет это право, потому что создал нас для Себя), перед нами встанет проблема веры. Не веры в Него, а веры Ему. И, возможно, с каждым шагом по этому пути проблема веры будет все актуальней и актуальней. Вера Ему – это не наша земная вера в лучшее, это переход в иную плоскость, в которой наши факты теряют убедительность. И я полагаю, что если мы идем в жизнь «по факту» с верой в слова Божии и на факты не смотрим, если у нас хватает мужества перешагнуть через страдание мира и Его молчание, то каким-то образом мы приносим Богу славу.

P.S. О падших существах
Библия туманно намекает нам на возникновение зла во вселенной. Насколько я понимаю, Богом был создан мир (или миры) духовных сущностей: Архангелы, Ангелы, Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Начальства и Власти. Могущественные, чистые существа – воинство небесное.
И среди них (или над ними) был сын зари (Ис.14:12), печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты, совершенный в путях своих (Иез.28:12, 15). И однажды от красоты своей он возгордился так, что вознесся на Вождя воинства небесного, потому что говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; 14взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему" (Иез.28:17, Дан.8:11, Ис.14:13-14). За что он был низринут на землю (Иез.28:17). И не один. Потому что он сумел увлечь за собой часть воинства небесного (Дан.8:10, Отк.12:4). Часть беспорочных, сильных и светлых сущностей не сохранила своего достоинства, но оставила свое жилище (Иуда.1:6).
Насколько я понимаю, они не были падшими по природе, склонными ко злу, исполненными немощи и скверны. Сущности, которые присутствовали при основании земли, ликовали и восклицали от радости (Иов38:7), которые видели то, чего ни один человек не видел, которые имели большее представление о Боге, чем Адам, взяли и от Бога отвернулись.
Если же говорить о человеке, он взят из праха земного, и основание его – прах. Помышления сердца его – зло во всякое время. Человек суетен, немощен, конечен. Короче говоря, на фоне бесплотных сущностей человек достаточно бедно выглядит.
И вот перед Богом стоит могущественная падшая сущность и ничтожный, слабый человек. Сущность, которая Бога знала (и вообще была совершенной в познании), и человек, который себя-то понять не может.
Падшие сущности человека ненавидят, окружают его, смущают, клевещут ему на Бога и Богу на него. И он стоит перед ними, как слепой котенок, исполненный немощи и скверны, способный лишь на свободный выбор.
Вот я и думаю, какой позор этим сущностям, которые Бога знали и совратились, и какая слава Богу, когда человек, который Бога не знает и не знал никогда, всей душой, несмотря ни на что, стремится к Нему, выбирает Его, взывает к Нему и уповает на Него.


II. Пути Божии

1. Почему мы должны довериться Богу


1-1.
1-1-1. Библия говорит, что в начале Бог сотворил небо и землю (Быт.1:1). Возьму на себя смелость предположить, что под небом подразумевается не пространство над нашими головами (атмосфера), а духовный мир, так называемые небеса. Также Библия говорит, что Иисусом создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое (Кол.1:16). А если невидимое создано Им, мы не вправе судить о невидимом, как о единственном плане, потому что должен существовать мир, из которого Он творит невидимое, небеса небес (Пс.148:4). Нам известно, что Бог превыше небес (Иов11:8, 22:12). Более того, мы не знаем, сколько таких небес в невидимом, потому что Иисус восшел превыше всех небес (Еф.4:10). Если бы небеса были в единственном числе, можно было бы написать просто «превыше небес». Таким образом, за невидимым существует Невидимое.
Мы не знаем, откуда приходят и куда уходят наши невидимые мысли, как рождаются сны, в каком месте соединяются наш невидимый дух и наше видимое тело. Каким-то образом нам доступно ощущение невидимого (в нас), но именно – в какой-то степени. Что же говорить о невидимом, которое вне нас и тем более – о Невидимом, которое вне невидимого?
**
Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! (Пс.35:7).
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим.11:33-36).
Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы (Пс.76:20).
С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем - для всесожжения. Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него. Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? (Ис.40:14-18).
Пути Его вечные (Авв.3:6).
Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис.55:8-9).
Велик Господь и достохвален и величие Его неисследимо (Пс.144:3).

1-1-2. Что касается мира видимого, нам доступна ничтожно (!) малая часть его. Но и даже эту ничтожно малую часть понять мы не можем. Эта ничтожно малая часть включает огромное множество миров.
**
Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число (Пс.39:6).
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это (Пс.138:14).
Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс.134:6).
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка (Пс.138:17-18).

Мы расчленили червяка и сочли, что поняли его мир, тогда как мы просто поняли его строение. Но кто даст жизнь расчлененному червяку? Что нам известно о духе жизни червя? У червя свой мир – мы можем соглашаться с этим, а можем не соглашаться. И, возможно, в этом мире даже и не подозревают о существовании человека. А то, что расчленяет червя, кажется ему просто каким-то стихийным злом, а отнюдь не разумом. Мы не знаем, мыслит ли червь. Ведь мыслить можно не только мозгом, но и духом.
Так вот, мы знаем что-то о рыбах, мышах, червях, насекомых и т.д. И то урывками. Мы знаем строение, рассуждаем об их поведении, об инстинктах. Но их миры все же закрыты от нас. И хотя они включены в наш мир, мы в их мир не влезаем. Мы за ними наблюдаем, а они за нами – не могут. Повторюсь, я подозреваю, что они не знают о нас. А наше знание даже об известных вещах не является полным.
Таким образом, мне представляется, что мир имеет вложенную структуру. Черви не знают людей, люди знают (частично) червей, но не знают Ангелов, Ангелы знают и людей и червей, но Бога знают плохо (только Бог знает Себя!). Бог знает в совершенстве пути Ангелов, пути людей, пути червей – пути всего сотворенного. Потому что все сотворенное Им лежит на Его пути. И, возможно, все сотворенное, видимое и невидимое, – один из Его путей. И Он Один видит картину целиком.
В любом случае, не нам рассуждать, как и что осознают черви и Ангелы, но о себе мы можем сказать, что мы толком не понимаем ни того, что перед нами, ни того, что в нас. Мы не понимаем того, что видим, тайны вещей сокрыты от нас, иногда нам трудно понимать своего ближнего, а зачастую невыразимо сложно понять себя. Однако, не разбираясь в том, что у нас под носом, мы делаем смелые выводы не только о невидимом, но и от том, что превыше невидимого.
**
Тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем (под солнцем, значит, на земле, что же обо всем остальном говорить!). Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого (Еккл.8:17). Потому что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним (Еккл.9:1).
Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все (Еккл.11:5).
Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его! (Пс.138:6).
Вот, это части путей Его; и как мало мы слышали о Нем! (Иов 26:14).

1-2.
1-2-1.
Что меня поражало в физике. Существует несколько разделов, изучающих разные явления. Для атомных ядер – один раздел, для молекул и атомов – другой раздел. А ведь все это описывает одни предмет. Один предмет и столько уровней!
И я вижу здесь такую параллель: для этой вселенной есть один путь Божий. Я понимаю сотворение мира, грехопадение, нашу историю, одну личность – как один из Его путей. Путь Божий, на котором Он связал время, пространство, конечность. На котором Он попустил зло, чтоб привести это ко благу, ко славе Своей (Гнев человеческий обратится во славу Тебе / Пс.75:11; также в Библии говорится, что наша неправда открывает правду Божию, и верность Божия даже через нашу неверность возвышается к Его славе / Рим.3:5, 7). И на этом пути мы можем смотреть, как Он проявляет Себя в природе, в истории и в жизни отдельного человека (Прит.3:6). Отдельный человек каким-то образом тоже включен в этот процесс, в эту драму, разворачивающуюся на земле. Но ему не стоит забывать, что все это лежит на одном из путей Божиих. На одном из, потому он не может делать выводов о делах Божиих. И ему необходимо полностью довериться словам Божиим, потому что Бог знает, что, почему и для чего Он делает и говорит, а человек не знает. Кончено, он может иметь свой взгляд на вещи. Проблема в том, что он не знает вещей.

1-2-2.
А. Вселенские времена
На общем пути Бог сделал «зарубки», т.е. установил времена и сроки для определенных событий. Времена и сроки того, что Он сделает, и того, что Он допустит и попустит.
Если эти «зарубки» соединить в установленной Богом последовательности, будет совершенная картина. Однако мы никогда не поймем, что это за картина, если будем сидеть и смотреть в одну точку, если не выйдем за ее рамки.
Я говорю об определенных Богом временах и общем пути, по которому падшая вселенная придет к славе Божией. Это предопределение времен – единолично Богом установлено.
Так, например, Иисус был предназначен прежде создания мира, но явился в последние времена (1Пет.1:20), до определенного времени мы были заключены под стражей закона (Гал.3:23), в устроение полноты времен все небесное и земное будет соединено под главой Христом (Еф.1:10) и т.д.
На пути Божием есть точки: сотворение, грехопадение, искупление, завершение мира. В итоге времени уже не будет (Отк.10:6).

Б. История
Также есть сроки для народов и царств. Бог устанавливает их по Своему изволению, для Своих целей, которые пока не ясны нам.
**
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян.17:26).
Умножает народы и истребляет их, рассеивает народы и собирает их (Иов.12:23).

1-2-3. Путь вселенной и времена установленные – это Божий замысел. Нарушиться он не может, цель Божия не может измениться. Это глобально. Он определил, что в такое-то время в этом мире случится то, то и то. Это Его свободная воля.
Свободная же воля падшего духа и наша свободная воля могут Его воле противоречить. Но именно в Своей воле Он эти противоречия попускает. Каким-то, Одному Ему известным образом, эти противоречия послужат Его благим целям. Он знает начало и конец, Он знает, почему то или иное событие происходит. Он мог не допускать этого. Не то что отобрать свободную волю у злодея, а не допустить ситуацию, в которой злодей свою свободу проявил бы. Если же Бог допускает что-то, Он знает, почему.
Возможно, до определенного момента, до нужного времени сатанинская или людская злая воля удерживаются. Зло – сатанинское, а время – Божие. Выбор наш, а время Божие.
Так, придет антихрист, но сейчас есть что-то, что не допускает ему открыться (2Фес.2:6).
Все, что мы имеем в мире, это либо Божья воля, либо Божье попущение. Даже малые ситуации в наших жизнях не происходят просто так. И малая птица без Его веденья не падает на землю. Нет ничего, что было бы слишком маленьким для Бога, ведь Он не только во вселенной, но и в атомных ядрах, Он знает их законы и состав.
Мир во власти сатаны, но под контролем Бога, под Его попущением. И хотя Библия говорит, что Богу не свойственно смотреть на злодеяния (Авв.1:13), но по правде Своей, ко благу, Он допустил это.

Но попускает Бог что-то тоже в свое время.
Всему свое время (Еккл.3:1), сердце мудрого знает время и устав, потому что для всякой вещи свое время и устав (Еккл.8:5-6).
Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл.3:11), именно поэтому человек не может ни о чем судить прежде времени, не может делать поспешных выводов, исходя из одной или нескольких ситуаций (1Кор.4:5).

1-2-4. Библия говорит, что Бог контролирует человеческие пути.
**
Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер.10:23).
От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? (Прит.20:24).
Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его (Прит.16:9).
Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: "никто не видит меня". Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: "я, и никто кроме меня" (Ис.47:10).

У меня был вопрос, а как же свободная воля? Если Он направляет мои шаги, где же в этом процессе я?
Версия. Бог сказал: иди так. Человек ответил: не хочу. И не пошел, и выбрал путь зла. И он пойдет по этому пути, по своей воле, по попущению Божию. Но этот путь злой Бог развернет ко благу. Человеческая воля не будет пренебреженна, человек получит то, что выбрал, но провидение Божие и зло использует ко благу.
Пример Горлума (Властелин Колец, Толкин) объясняет мне некоторые моменты. Горлум изначально был благом (потому что принадлежал бытию), но в какой-то момент стал злом и ко благу не собирался возвращаться. Но и Бильбо, и Фродо являли ему милосердие. Они не могли повлиять на зло, а просто не осквернялись им. И в назначенный момент Горлум, оставаясь злом, не умаляясь в своей злой воле, в своей свободе послужил добру. Это проиллюстрировало мне, как Бог может развернуть зло, не касаясь его. Впрочем, Бог и не может коснуться зла, потому что оно вне бытия. Зло вращается по своему кругу и себя же поражает. Тот, кто хочет быть Божиим, должен оставить зло.
Если же человек придаст путь свой Господу, Господь коснется его пути.
Любой путь будет направлен ко благу. Вопрос в том, с Богом я буду в этом процессе или нет. Ко благу этот путь направится со мной или без меня. Злодей на злом пути падет, но сам путь будет ко благу. Ко благу Бога, а не ко благу злодея.

1-2-5. Человеческие личности – точки, человеческие пути – линии.
Чтоб один человек появился на свет, сколько путей должно пересечься. Значит нужен, нужен этот человек! Бог знает, для чего. Сатана может не знать, какая картина будет, но Бог все приведет ко славе Своей. Нас миллиарды, миллиарды точек. Мы смотрим друг на друга и не понимаем, зачем все эти непонятные люди живут на свете, окружают нас. Но, может быть, все эти точки, соединенные Богом, образуют чудесную картину. И без одной точки, которая другим кажется лишней, эта картина будет неполной. Может быть, без нее не соединятся какие-то важные части. Все люди – добрые и злые – необходимы для картины Божией, для Его славы. Все пути людские – ко славе.
Однажды Бог покажет нам, как Он соединил эти точки. И даже сатана послужит Его славе.

Мы делаем смелые выводы о путях Божиих в своей жизни. Мы говорим: Бог сделал или допустил то-то и то-то, это нестерпимо больно, поэтому Бог такой и, вообще, Он проклял меня. Мало кто остается довольным в тесное время. И, возможно, человек мог бы отстаивать свое мнение, если б Библия говорила, что Бог конечен, познаваем, постижим, понятен. И что мы видим, то и есть. Как мы понимаем вещи, так и есть.
Когда же Библия говорит: оставь до времени, все равно не поймешь, пути Божии неведомы, тогда подобные выводы поспешны и неверны.

1-3. Вложенность
В одном компьютере может быть много программ. Между графическими пакетами есть что-то общее, но между программированием и графикой я ничего общего в принципе не нахожу. Создавая сайт, я задаю картинкам имена и включаю их в верстку, но в html я никогда ничего не нарисую. Это разные компьютерные пласты.
На жестком диске содержится много разнообразных «миров». Абсолютно разных, не связанных друг с другом. Но каким-то образом они соединяются в сознании того, кто находится вне жесткого диска, и кто знает, как, используя разные программы, достичь единства в создании сайта, кто включит в него музыку и флеш, графику, таблицы из Excel, текст из Word. Однако мир, который находится вне жесткого диска, мир в котором мы живем, - абсолютная дикость для всех этих программ (наделим из сознанием).

Для того, чтоб создать сайт, нужно первым делом нарисовать макет. Макет может думать: это хорошо, дизайнер молодец. И, возможно, он был бы счастлив находится в формате .psd и любоваться собой. Но после того, как я заканчиваю рисовать, я начинаю резать макет на множество маленьких картинок. И он может начать кричать: «Это глупо! Это жестоко! Несправедливо!». И, может быть, с точки зрения макета, это варварство и уж совсем не благо. Ведь макет как целостность перестает существовать. Но он не знает замысла, он и не предполагает, куда я приведу его, когда начну заниматься им в совсем другой программе и переведу в буковки и в значки. Да, он был создан в мире Photoshop, но надлежит ему открыться в другом мире, в мире Explorer.
Но даже став самым прекрасным сайтом в сети, он никогда не сможет постичь мира, из которого он был сверстан.

Когда смотришь на хороший сайт, видишь, что он весьма гармоничен. И все в нем понятно. Но у сайта есть изнанка: Вид  Просмотр html-кода. И если смотреть на сайт с изнанки, можно увидеть лишь непонятные значки, составляющие огромное количество вложенных друг в друга таблиц. Каждая таблица, даже самая маленькая, - составляющая сайта. Основа сайта – большая таблица. В нее вложены еще три таблиц: шапка (head), непосредственно «тело» сайта, низ (footer). А уж в эти таблицы можно вкладывать другие таблицы до бесконечности. Так что запутаться (особенно, если верстать в Блокноте, без подцветки тэгов) проще простого.
Наш мир кажется мне такими вот вложенными таблицами. Более того, мне кажется, что наш нынешний удел – видеть эти таблицы, эти бесконечные тэги (т.е. смотреть с изнанки). И так как мы находимся в одной из таблиц, мы вообще ничего не в состоянии понять. Однако наш мудрый Верстальщик знает, для чего нужна каждая таблица и что Он хочет увидеть в конце работы. И, может быть, без какого-то на первый взгляд ненужного, лишнего тэга весь сайт пойдет вкривь и вкось.
И в конце работы Верстальщик нажмет «Сохранить», закроет Блокнот, вернется на сайт и обновит его (F5). И в этом будет гармония и совершенство. (Конечно, этот процесс происходит не совсем так, но я пытаюсь передать суть).
Так и о нас Бог замыслил нечто, превосходящее наше разумение, но поспешные выводы могут погубить нас.

1-4. Единство
Итак, сайт – это единство вложенных таблиц. И это единство вложенностей мы наблюдаем в природе повсеместно. Оно есть в любом организме: в людях, в животных, в деревьях. Даже элементы, которые кажутся нам простыми, имеют свою структуру. (Вещество дробиться до бесконечности). Простые и сложные части связаны одной целью, одним замыслом, собраны в единый организм, который является частью другого единого организма и т.д. Вложенность подразумевает единство. И, возможно, шапка сайта не предполагает, что каким-то образом она связана с низом. Но она связана! Органы составляют тело, тело, соединяясь с духом, становится человеком, два человека (мужчина и женщина), соединяясь, составляют одну плоть, много верующих составляют тело Христово. Мне кажется, что мир являет нам единство на всех уровнях, ведущих к единству окончательному.
Библия говорит, что Бог един (Иак.2:19, 1Тим.2:5). И мне думается, что все в этом мире в большей или меньшей степени является прообразом этого Единства. Весь мир составлял единый организм, но однажды этот организм утратил единство, и какие-то части из единства выпали, в мире произошел разрыв. И теперь единство должно восстановиться. (Отношение Бога к прелюбодействию явный показатель того, как Он относится к нарушению единства).
Насколько я понимаю, Иисус примирил в одном теле иудеев и язычников (Еф.2:11-18, 3:6). Но не довольно сего – в устроение полноты времен под главою Христом Бог соединяет небесное и земное (Еф.1:10), более того – посредством Христа Богу угодно примирить небесное и земное не только друг с другом, но и с Собой (Кол.1:20). Когда Бог примирит все в этом мире друг с другом и с Собой, тогда полнота Наполняющего будет все во всем (Еф.1:23). Потому что однажды Бог спустился в преисподние места земли (Еф.4:9), прошел небеса (Евр.4:14) и поднялся превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:10). И когда все в этом мире будет покорено Христу (или соединено в Нем), тогда Он Сам покорится Покорившему Ему все. Да будет Бог все во всем (1Кор.15:28).
Насколько я понимаю, Бог ведет мир к единству в Себе. И то, что кажется нас несоединимым, придет к единству. Как? Мы не знаем.
Чтобы научить нас чему-то важному, Бог сделал это наглядным для нас, вещи этого мира, являясь образами небесных тайн, могут вразумлять нас. В любом процессе (химическом, физическом, биологическом), в пути любой вещи сокрыт божественный смысл.

1-5. «По факту» и по вере
Еще немного о верстке. Допустим, я вижу на сайте очень красивую картинку, я смотрю на нее, и мой глаз успокаивается, но на изнанке сайта эта картинка может писаться так: . На данный момент я «изнанка», я составляю эту строчку и она совсем не нравится мне. Но эта строчка и картинка – одно и тоже. Я не знаю, изнанкой чего я являюсь, изнанкой чего является мой путь, да и сам этот видимый мир.
Но единство, лежащее в природе вещей, учит меня о замысле. Я не могу ничего понять, пока нахожусь на изнанке, пока вижу только непонятные значки (вложенность), но я могу поверить в замысел (единство).
Если мой мир – Блокнот (я верстаю в Блокноте), то «по факту» я . Но тот, кто живет в мире Explorer, может сказать мне, что я не набор значков, а прекрасная картинка. Ему легко говорить, он видит картинку «по факту». Но то, что факт для него (Explorer), вера для меня (Блокнот). Мы живем в видимом, т.е. живем «по факту». Тот, кто живет в невидимом, тоже живет «по факту», но для меня это - «по вере».
Так, например, Библия говорит, что Бог во Христе благословил нас всяким духовным благословением в небесах (Еф.1:3), более того, Он оживотворил нас со Христом, воскресил с Ним и посадил в Нем на небесах (Еф.2:5-6). И это то, чего мы здесь не можем ни ощутить, не потрогать, ни увидеть. Хочешь верь – хочешь нет. Но сделано это помимо всего прочего и для того, чтоб послужить к похвале славы Его нам, которые ранее (ранее, это, как я понимаю, сейчас, в настоящем) уповали на Христа.
Мы запечатлены Духом Святым во Христе (Еф.1:13). Т.е. «по факту», по своей природе я грешу, ничего с собой поделать не могу (я говорю о естественной слабости, а не о том, что превращает благодать Бога в повод к распутству), но во Христе со мной все в порядке. Не по своей природе, а по обетованиям Бога.
Почему Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности? Потому что искали не в вере, а в делах закона (Рим.9:31-32). А что такое дела закона, как не жизнь «по факту». Делаешь, видишь результат и понимаешь, что за это получишь награду. А праведность по вере – это праведность в невидимом Христе.
Итак, «по факту» я значки, а по вере – картинка. И для значков картинка – иное измерение, представить ее невозможно, можно только поверить. Хотя и значки, и картинка в принципе одно и тоже, по виду они находится в явном «противоречии».
И в нашем случае: сеется в тлении, восстает в нетлении; 43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; 44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Но не духовное (по вере) прежде, а душевное («по факту»), потом духовное (1Кор.15:42-43, 46). Мы не можем представить, как это, но мы должны поверить. То, что для нас вера, для Бога – факт. Мы или принимаем факты Бога, или нет. И мне кажется, когда человек доверяет фактам Бога, это приносит Ему славу.

Так и в Ветхом и в Новом Завете мы читаем об Агари. В Ветхом – это служанка Саррина, которая родила Аврааму сына. У нее в жизни были неприятности, и Бог дважды являлся утешать ее (Быт.16:6-14, 21:14-19). Для Бога Агарь была личностью, дочерью, которую Он любил, которой являл Свою милость. В Новом же Завете написано, что Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве (Гал.4:25). Здесь Агарь выступает «иносказанием». И получается, что есть Агарь «по факту», как личность. А есть Агарь – как символ, и это уже по вере.

1-6. Человеческий момент
1-6-1. Мне говорят: этого делать нельзя. И я представляю, как это. Как это не лгать, не тщеславиться, не завидовать, не злиться. И не могу ничего с собой поделать. Представляю и не могу. Потом мне говорят: а вот это делать необходимо. Любить, как Бог любит. И я не представляю, как это. Как же я смогу сделать то, чего я не представляю, когда я не могу сделать даже то, что представляю?!
Дары Духа: разве может человек сам по себе начать пророчествовать, исцелять, или говорить на иных языках? Может быть, для этого нужно усилие, принятие решения? Неужели непонятно, что это вообще вне человеческой компетенции. Вне! Так почему же мы думаем, что сможем научиться любить через напряжение воли? Ведь любовь – высший из даров.

1-6-2. Однажды св. Франциск повелел брату Руфину идти проповедовать в Ассизи. Брат Руфин сказал: «Я не умею проповедовать, пожалуйста, позволь мне не ходить». На что Франциск ответил: «Раз ты не подчинился сразу, иди голым».
Эта логика кажется странной, но не менее странно то, что Бог говорит: люби ближнего как себя. Я тружусь, но не могу, стараюсь, но у меня не получается. «Господи, - молюсь я , - я не умею». «Не умеешь? Тогда люби как Я».
Не убий. Не могу! Тогда не думай худо.
Не прелюбодействуй. Не могу! Тогда не смотри с вожделением.
Исполни закон. Не могу! Тогда будь совершен как Я.
С одной стороны это говорит о вложенности мира (заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя / Рим.13:9), но есть и другая параллель. Я практически ничего не знаю о мире, которому принадлежу (да и самый выдающийся ученый знает не так уж много), но мне надо устремить свою мысль к миру, который не соотносится с моим рассудком, которого я не вижу, не знаю и представить себе не могу. Иными словами, если я не могу познать этот мир, как я познаю Того, Кто создал его? Как я могу прыгнуть на 40 метров и час не дышать под водой, когда мне и самая малость недоступна. Как??? Но в тоже время Он (Тот, Кого я вообще не понимаю, находящийся за тем, что я тоже понимаю с трудом) призывает меня уверовать, оставить то, что не вмещается в мой разум и сделать шаг в неизвестность. Человеку, который и ходить-то толком не умеет, приказано летать (если учесть, что крыльев у него нет).
Итак, мне сложно уверовать в Бога, потому что я не могу иметь дело с тем, что выходит за рамки моего понимания. Мне сложно жить «по факту», жизнь же по вере просто расплющивает меня своей невозможностью.

Каждая вещь одним фактом своего бытия свидетельствует о Том, Кто вывел ее из небытия. На каждую вещь и на путь каждой вещи он накладывает Свой отпечаток, каждая вещь в большей или меньшей степени является отражением Его божественных черт. Таким образом, мы можем учиться у вещей. (И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; 8 или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. 9 Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? / Иов12:7-9). Эта тема весьма обширна, думаю, важно понять принцип.
Вещи учат меня о вложенности, потому что все они многоструктурны, сложны.
Вещи учат меня о единстве, потому что в своей вложенности и сложности они едины.
А выводы из этого просты: я не Верстальщик, я не Художник. Я нахожусь на одном из уровней вложенности, я смотрю изнутри, а не извне. И являясь чем-то очень маленьким, чем-то периферийным, составной частью чего-то, но существует единый замысел, и я часть этого единства. Я не понимаю замысла, но я и вложенности не понимаю. И я ничего не понимаю в той ничтожно малой видимой части мира, которая доступна мне. И если я не могу делать выводов о том, что я вижу, как я могу делать выводы о том, чего я не вижу. Я проявлю мудрость, если поверю Тому, Кто создал видимое и невидимое, Кто знает Причину и ведает цель.


2. Почему мы можем довериться Богу


2-1. Нам должно верить Богу, потому что мы точки на картине, а Он Художник, мы значки в сайте, а Он Верстальщик, мы толком не понимаем самих себя, а Он ведает все в совершенстве. Уже сейчас Он знает, в какую меру придет этот мир, но мы сможем постигнуть это лишь в конце. То, что для Бога настоящее, для нас – будущее.
Осознавая свою скверну и немощь, соглашаясь в своем сердце с тем, что Бог непознаваем, мы живем по вере в то, что в свое время (которое является будущем для нас), Он расставит все на свои места (для нас).
Но есть и другой момент, который тоже связан с жизнью по вере, но находится он не в будущем, а прошлом. Мы можем верить в то, что Бог все приведет ко благу, но как это случиться, мы не знаем.
Мы можем верить в будущее, потому что в прошлом Бог доказал Свою верность и дал нам явный знак. Этот факт прошлого требует веры от нас, потому что мы лично не присутствовали при этом.
Я говорю о том, что однажды неизменный в слове Бог явил Свою милость «по факту». То, что для многих поколений сынов человеческих было по вере, нам открылось «по факту». И передо прежними поколениями мы выступаем свидетелями верности Божией.
Он совершил то, что мне лично кажется более странным и невероятным, чем сотворение видимого и невидимого. «По факту» нам явлено то, что и видимое и невидимое превосходит. Мы можем сомневаться, что пути Божии благи, потому что мы страдаем и не знаем, к чему придет все это и как, но можем ли мы сомневаться в том, что Бог милостив и верен, когда Он сделал это явным для нас.

2-2. О милости Христа
Милость Бога проявилась во Христе.
Библия говорит, что всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью (Евр.5:1-2). И в лице Христа мы обрели Первосвященника, Который может сострадать нам в немощах наших, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15), потому что Он во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа (Евр.2:17).
Но в отличие от обычных первосвященников, Господь пришел не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр.9:11-14). Потому что Господь одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр.10:14).
Сколько нужно смирения, чтоб сделать прообразом Своей Жертвы тельцов и козлов!
Сколько нужно смирения, чтоб от начала позволить пренебречь Собой!

Неужели после этого мы будем думать, что милость может быть ограничена чем-то?
Я верю, что милость бесконечна, и залогом спасения для меня является то, что Он стал Мужем скорбей (Ис.55:3), призрел на наше бедствие, узнал (не понаслышке) горесть души человеческой и не предал нас в руки врага; поставил ноги наши на пространном месте (Пс.30:8-9) и отдал Себя за тех, кто вместе взятые не больше пустоты (Ис.40:17).

Итак, бесконечность Божией милости, цена, которую Он заплатил, должны убедить нас в том, что пути Его ко благу. Господь говорит, что Он имеет намерения о нас во благо, а не во зло (Иер.29:11). И нам надо верить в это. Библия учит нас судить о вещах в свое время, а не прежде. И наше время – в конце, не столько в конце жизни, сколько в конце вселенной. Глядя на то, как Он явил Свою милость в прошлом, я могу поверить в то, что Он обещает благо в будущем. Глядя на то, с какой верностью Он выполнил одно обещание, я могу поверить в то, что Он выполнит все остальные обещания, если учесть, что Жертва эта превосходит все мыслимое и немыслимое.

2-5. Именно по причине Его милость и верности, я могу поверить в Его праведность и благость.
**
Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен (Втор.32:4).
Бог! - непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него (2Цар.22:31).
Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо? (Иов 36:23).
Боже! Свят путь Твой (Пс.76:14).
Слово Господне право и все дела Его верны (Пс.32:4).
А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем. Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои; да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего. Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих (Пс.144:5-12, 17).
Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело Его - слава и красота, и правда Его пребывает вовек (Пс.110:2-3).

Если мы понимаем и принимаем, что мы должны довериться Богу, потому что Бог знает, а мы не знаем, и что мы можем довериться Ему, потому что однажды Он явил нам Свою дивную милость «по факту», то в нашем сознании начинает происходить определенный сдвиг, потому что ему надо перейти на новый уровень жизни, на уровень жизни по вере (что для мира является откровенным безумием).


Резюме
I.
1. Все, что создал Бог, Он создал для Себя. И человека в том числе. Человек создан для Бога, его предназначение – быть Божиим. В этом же его счастье.
Если человек хочет жить для себя, он идет против замысла.
Если человек поймет, что Бог создал его для Себя, он должен будет понять и то, что Бог поведет его так, как сочтет нужным, как будет лучше для Него.
Если мы поняли, что созданы для Бога, что Он ведет нас так, как хочет, нам остается довериться Ему. Довериться, что все, происходящее с нами, Божий замысел, Божие желание или Божие попущение, и находится в Его компетенции.

2. Мы должны довериться Богу, из-за природы Бога. Он знает в совершенстве все сотворенное, Свои замыслы, Себя Самого. Мы не знаем ни того, что под нами, ни того, что над нами, ни того, что в нас. С таким познанием крайне глупо делать выводы о путях Божиих. Тот, кто не знает, должен довериться Тому, Кто знает. Если же тот, кто не знает, думает, что понимает вещи лучше Того, Кто знает, его остается только пожалеть.

3. Мы можем довериться Богу, потому что Он обещал явить этому миру Свою милость и сдержал Свое обещание. Историчность Иисуса из Назарета, неоспоримость Его воскресения ясно свидетельствует о верности Божией. Мы можем довериться Богу по причине Его милости во Христе.

4. Насколько я понимаю, Бог ожидает от нас, что мы будем тверды и непоколебимы в вере и не отпадем от надежды благовествования (Кол.1:23), что мы доверимся Ему и будем жить верой Ему, верой в Его благость (замыслы) и милость. Люди, живущие по вере, праведны в очах Божиих через Христа.
Вера проявляется в том, что мы
- не обращаем внимания на свои настроения и чувства, потому что они изменчивы, как лице неба;
стремимся своей мыслью к горнему;
- стремимся к Богу в молитве непрестанно, потому что сами по себе мы испорчены, исполнены
немощи и скверны, и вся наша праведность, сила, жизнь в Нем Одном;
- не делаем неверных выводов о Боге из обстоятельств нашей жизни;
- делаем то, что нам по силам, и не впадаем в уныние из-за бесовских наваждений (когда бесы
говорят: все с тобой плохо, ты Богу угодить не можешь, у тебя никогда ничего не получится, Бог на тебе давно поставил крест и т.д.). Мы ничего не можем сделать для Бога, Он это знает и все сделал за нас. То, что мы пытаемся быть праведными, не попытка умилостивить Его, а проявление уважения;

Если человек живет в системе координат Бога, он живет для Его славы, а не для себя. Все в его жизни подчинено Богу, потому что он себе не принадлежит. Он мыслит категориями Божиими (1Кор.2:13-16). Тот, кто живет в системе координат мира, мыслит и говорит по-мирски, существует для себя и сообразуется с самим собой (если человека с таким отношением поместить в вечность, она станет адом для него).

II.
1. Образ – Реальность
Этот мир – образ, но жизнь, которую я провожу в этом образе, является фактом для меня. Жизнь «по факту» – это жизнь в образе. Жизнь же Реальная (та жизнь, которая присуща Богу) – для меня жизнь по вере. Таким образом, «по факту» или по вере я буду жить в этом мире, зависит от того, образу или Реальности я отдам свое предпочтение, в образ или в Реальность я захочу вложить свое сердце.
Жить по вере – значит принять ФАКТ РЕАЛЬНОСТИ, принять законы Реальности. В Реальности Бог во Христе по Своей великой милости уже сейчас сделал человека святым, праведным, оживотворил со Христом и воскресил в Нем. В Реальности с человеком все в порядке.
Если же мы живем «по факту» в «системе координат» образа, к нам автоматически относится все, что относится к образу, и мы принимаем его законы. Живя «по факту», мы живем по законам образа.
Что же мы имеем «по факту»? В частности, мы мертвы, грешны, прокляты и не знаем Бога. Мы плотские и отчужденные от Бога. В себе самих мы обречены на немощь, скверну и суетность.
От своей немощи, скверны, от своих грехов, от своего непонимания Бога, от своей пустоты – от себя и своих чувств человек никуда не может деться. Все со мной плохо!
По факту – образ,
По вере – Реальность,
т.е., кто живет по факту, принадлежит образу, кто живет по вере, принадлежит Реальности.

2. Скверна – святость
Библия говорит, что Бога может увидеть лишь тот, кто свят (Евр.12:14). Быть святым, значит, не грешить, т.е. быть совершенным.
Но в действительности нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл.7:20). Нет праведного ни одного (Рим.3:10), нет делающего добро ни одного (Пс.13:3). Никто, ни один человек не может быть с Богом. Ни один!
По природе мы чада гнева (Еф.2:3), в основе нашего существа лежит непреодолимая скверна. И потому наша проблема не юридическая (мы нарушили закон), а скорее органическая (мы просто не могли его не нарушить). Даже если мы всем сердцем захотим стать святыми, мы не сможем этого достичь по причине скверны.
Итак, «по факту» человеческая природа поражена грехом. Борьба бесполезна.
Бог знает, что «по факту» дела обстоят именно так. И, насколько я понимаю, Он просто отметает факт.
Милость Бога во Христе отметает факт нашего печального состояния. Милость Бога покрывает все грехи: прошлые, настоящие и будущие. И человек, который «по факту» был и будет грешным (как бы он ни старался), по вере становится святым и праведным во Христе. Бог знает нашу скверну, Бог знает нашу немощь, Бог знает нашу суетность. И Он раз и навсегда покрыл все это Своей бесконечной милостью во Христе. И я думаю, как бы человек не грешил, если грешит он по своей природе, а не по злому сердцу, пренебрегающему благодатью, Бог смотрит на него как на святого во Христе. В том лишь случае, если он живет по вере, потому как милость – это область веры.
Итак, один и тот же испорченный и падший человек грешник «по факту» и праведник по вере.
По факту – скверна,
По вере – святость,
т.е., кто живет «по факту», не может спастись, потому что по своей природе он неизлечимо болен. Даже если он искренне пытается исцелить себя сам совершением добрых дел. Скверна делает невозможной святость, к которой стремятся через исполнение закона. Кто живет по вере, являясь по своей природе неизлечимо больным, свят в глазах Бога по причине бесконечной милости, которую Бог явил этому миру через Христа.

3. Гнев - милость
Библия предупреждает, что гнев Божий будет излит на всякое беззаконие и неправду. То есть человека, который живет во грехе, в итоге ожидает Божий гнев. И так как мы все живем во грехе ( таков наш удел, хотим мы этого или не хотим) все мы должны будем испить из чаши гнева Господня.
Но по Своей милости к нам Бог предусмотрел для нас Иисуса для умилостивления за грехи наши. И тот, кто принимает Иисуса и принимает Его жертву, принимает то, что однажды Бог уже излил Свой гнев и удовлетворил Свою справедливость, избежит гнева Божия.
По факту – гнев,
По вере – милость.
Тот, кто живет «по факту», живет во грехе и не может избежать гнева Божия. Тот, кто живет по вере, свят в глазах Бога во Христе. И через Христа примирен с Богом и приобщен Его бесконечной милости.

4. Смерть - жизнь
Библия говорит, что возмездие за грех – смерть (Рим.6:23). Тот, кто грешит, не может увидеть жизни. Но Иисус заплатил за нас, и тот, кто принимает Его Жертву, обретает в Нем жизнь. Потому что Он – Жизнь. И вне Его жизни нет.
По факту – смерть,
По вере – жизнь во Христе.

5. A x B = Z (при В стремится к х)
Человек пожнет то, что он сеял, а лучше сказать, то, во что он сеял.
В нашей функции А – постоянная (боле-менее) величина, потому что это человеческая личность, пораженная скверной. Духовного прогресса в природе не существует. Человек может делать открытия, умножать познания, но как от был грешным 2000 лет назад, так и остался.
В – это человеческий выбор: «по факту» человек будет жить или по вере, в образ он будет вкладывать себя или в Реальность, в мир сей или во Христа.
С одной стороны, когда человек выбирает В, он автоматически выбирает результат, т.е то, чему будет равно Z.
Тот, кто хочет быть другом для мира, может и не становиться его другом, но стоит ему только захотеть, как он становится врагом Богу (Иак.4:4). Если человек только захотел вложить свою жизнь в образ, если он только решил, что жизнь «по факту» ближе для него, его Z будет равно нулю, потому что образ мира сего проходит.
В подразумевает процесс. Если человек посеял картошку, по прошествии времени, в завершении процесса, он соберет картошку. Т.е. выбирая B – что он будет сеять, он выбирает и Z – что он пожнет. Меняется В, меняется Z. (И Благая Весть для нас состоит еще и в том, что пока идет невидимый процесс, человек может изменить В и таким образом тут же изменить Z).
Если же человек хочет стать Христовым, призывает Его имя, доверяется Ему, он тут же обретает во Христе святость и жизнь. И его Z – это Христос.
Тот, кто выбирает Христа, уже праведен, уже свят, уже воскрес, уже с Богом на Небесах.
Кто призовет Его имя, спасется. Как же так? Написано, что спасение – в конце. Но в том-то и дело, что в конце будет уже «по факту», а сейчас по вере. Но и тогда, и сейчас человек спасен одинаково, просто тогда он это увидит, а сейчас он в это верит.
Итак, когда B -> 0, с этим все понятно. Человек живет «по факту» и пожинает то, что относится к миру сему, т.е. внебытийность.
Процесс же жизни по вере требует отделочного рассмотрения.

5-1. Когда В -> Христос
5-1-1. Библия говорит, что праведный верою жив будет (Гал.3:11). И это понятно, ведь если он будет жизнь фактом, он не сможет быть праведным). Почему все, что не по вере – грех? Потому что то, что не по вере, то «по факту», а жизнь «по факту» стремиться к нулю.
Вернемся к нашей реальности.
Когда мы живем в мире фактов, путь веры не кажется нам самым легким. Потому что мы принимаем правила игры другого мира. Пока человек борется за то, чтоб устоять в В, его Z неизменно. Он будет падать, разочаровываться, отчаиваться и все, что угодно, но если он стремится, искренне стремится, несмотря ни на что стремится в своем сердце к тому, чтоб хотя бы хотеть Христа, его Z неизменно. Потому что милости Бога хватит на наши падения, на нашу неверность.
Нам кажется, мы летим в бурном потоке, падаем, каемся, сходим с ума, мы думаем, что Бог проклял нас, ополчился против нас… Но пока мы в борьбе (и пусть зло берет над нами верх сейчас), Z неизменно. И гарантия этого – неизменная милость Бога во Христе.
Библия честно предупреждает нас, что путь этот труден, что нам необходимо терпение. Не столько терпение в перенесении скорбей, сколько – в монотонном шествии по пустыне. Если бы все было просто, Библия говорила бы только радости. Но она говорит о борьбе.
**
1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще /Евр.12:1
Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа /Плач.3:26
Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами /2Фес.1:3
Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное /Евр.10:36
Терпением вашим спасайте души ваши / Лк.21:19
Достигая наконец верою вашею спасения душ /1Пет.1:9
А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду /Рим.15:4
Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? 25Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении /Рим.8:24-25
Если терпим, то с Ним и царствовать будем /2Тим.2:12
Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний /Иак.5:7
Как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле /Отк.3:10
Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении /Лк.8:15

5-1-2. На этом пути мне важно определить, что зависит от меня (и следовать этому) и что не зависит от меня (и не беспокоится об этом).
А. Что не зависит от меня
1. Сам по себе человек не может совершать праведные поступки (сердце человеческое исполнено зла, и безумие в сердце его, в жизни его / Еккл.9:3).
 Я не могу принять решение выработать у себя качества, которые Библия называет плодами Духа.
 Я не могу указывать своим чувствам, вызывать хорошие чувства, подавлять плохие. Не могу
контролировать свои эмоции, настроения.
 Я не могу усмирить свои мысли, упорядочить хаос в своей голове.
 Я не могу изменить свое сознание. Я могу кое-как скорректировать его, но со своей сущностью, с тем,
кто есть я, я ничего поделать не могу.

2. Я не могу устремить свои желания, мысли и чувства к Богу, потому что я не умею управлять ими, во-первых, а, во-вторых, я не имею ни малейшего представления о том, Кто Такой Бог.
Я не могу повелевать собой в понятных вещах, как же мне быть с тем, что мне непонятно полностью!

3. Я не могу познать Бога, не могу приблизиться к Нему, принять решение ощутить Его присутствие. Я не могу указывать Ему, когда менять мое сердце и отвечать на мои молитвы. Я не могу изменить свое сознание и свою систему координат.
Если я не могу разобраться с тем, что, как мне кажется, находится в моей компетенции, как мне быть с тем, что находится вне досягаемости разума?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: раз милость бесконечна, а скверна и немощь непреодолимы, будем жить, как живем, грешить, потому что поделать с собой ничего не можем, не будем стремиться к праведности, потому что это невозможно. И вообще снимем с себя всякую ответственность, потому что, как бы мы не вели себя, однажды Бог, безмерный в милости Своей, все приведет ко благу. На это можно ответить лишь то, что Бог поругаем не бывает.

Б. Что зависит от меня
Несмотря на то, что основные вещи не зависят от меня.
Личная ответственность очень велика.
Чтобы понять то, что перечислено в пункте А, надо пройти трудный путь (может быть, не всем, но кому-то однозначно). Если человек не будет всеми силами стремиться к праведности, он и не сможет понять, что праведность ему недоступна, в уголке его сознания всегда будет таиться надежда, что, если он максимально напряжется, он всего достигнет. Тоже самое может касаться и мыслей, чувств, эмоций и желаний.
Чтоб убедиться в своей духовной нищете, нужно попытаться воплотить духовные принципы в жизнь.

Надо встать на путь пожеланий Божиих, которые касаются праведности, чтобы понять, что христианство – это не праведность, не безупречное поведение.
Христианство вне нашего понимания, вне нашего сознания, вне наших сил. Христианство – это обладание Христом, познание Христа.
И в моей компетенции – в непонимании, в смятении чувств, в искушениях, в блуждании ума, пусть одной голой волей, голым решением приходить к Богу в молитве, предавать Ему из раза в раз свою жизнь и свои пути, свою немощи и скверну, свою боль и неустройство, свою бесконечную духовную нищету.
Наша компетенция – взывать к Нему, прибегать к Нему, выбирать Его.
Он уже сделал за нас все. Единственное, чего Он не может сделать за нас, так это выбрать. Выбор – это часть человеческая. В нашей власти, в наших силах, в нашей ответственности совершать его и совершать каждый день. Изучать Его слово, рыть Его слово – даже если мы ничего не понимаем. Взывать к Нему, даже если мы ничего не чувствуем, кроме одиночества и пустоты. Хранить Ему верность, даже если и окружающим, и нам самим кажется, что это погоня за химерами. Потому что все это нам доступно.
И я думаю, когда мы выполняем свою часть, т.е. храним верность невидимому, сокровенному Богу, ходим верою в мире, который является фактом для нас, мы приносим Богу славу.
Итак, на то, что не зависит от меня, мне или не должно обращать внимания (настроения, эмоции и т.д.) или должно смотреть глазами веры (обстоятельства и т.д.), а в том, что зависит от меня, мне должно держаться до конца. Предать Ему свой путь, взывать к Нему, уповать на Него.
И Он совершит."


Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article352.html