Психологический профиль сектанта
Статьи
Статьи

Психологический профиль сектанта

28.07.2005

Интересная статья

Американский психолог Стивен Хассен (1) выделил четыре психологических профиля сектантов. Тех, кого в секте привлекла возможность получить новые знания, сокрытые от «непосвященных», условно можно называть – «мыслители». Тех, кто искал дружеского общения – «эмоционалы». Тех, кто стремился творить, активно бороться со злом, спасать человечество, обличать порок – это «деятели». Есть и те, кто нуждается в тихой гавани веры, абсолютных ответов на все вопросы – это «верующие». В сектах каждому человеку предлагают то, что он ищет. Психология знает такое понятие, как «субличность» (2); субличности - это скрытые в нашем сознании идеальные образы своего «я». Например, ребенок играет в героя, сражаясь с игрушечными врагами, юноши мечтают найти способ преодолеть все зло мира, найти великую идею, которой можно было бы посвятить всю свою жизнь. Идеалист, духовный последователь, воин и герой - вот те подсознательные идеалы, которые секта эксплуатирует в человеке. Свидетели Иеговы, раздавая свои журналы «Сторожевая башня» считают, что они спасают тем самым людей. Сколько мунитов бесплатно работают по всему миру, собирая деньги на свою организацию и безбедное существование ее руководства: их цель спасти мир, они считают себя воинами со злом. Какая секта не объявляет, что в ней можно найти абсолютную истину? Общаясь с сектантами, помните, они творят зло, но искренне считают, что делают добро. Чисто практически, зная о существовании таких субличностей в человеке, попытайтесь направить их в созидательное русло, в себе или в близком Вам человеке, чтобы на этих благих устремлениях не начала паразитировать какая-либо секта.

Мыслители

Когда мыслителей спрашивают о причинах присоединения к культу, они чаще всего отвечают, что нашли в нем истину и получили ответы на все жизненно важные вопросы, что на них произвели впечатление научные конференции, проводившиеся группой с участием чуть ли не нобелевских лауреатов, что их привлекла такая цель религиозной доктрины, как соединение науки и религии и т. д. Общаясь с мыслителем, нужно показать относительность авторитета и научности секты, выяснить те критерии истинности учения, которые он применил к вероучительным положениям секты, поинтересоваться на основании каких выводов он пришел к мысли об истинности данного учения. Могут ли быть другие критерии истины? Использовал ли он оригинальные источники информации? Проверял ли он ту информацию, которую секта предоставляет адептам о своей деятельности? Могут ли его суждения быть предвзяты, и как он относится к возможности критики организации, в которой состоит?

Верующие

Верующим свойственны ярко выраженные духовные устремления. Они настроены на религиозные и духовные переживания и стремятся только к ним. Верующие часто вовлекаются в культы потому, что переживают нечто, воспринимаемое ими как послание Божие. В сущности, покинуть секту они могут только пережив более сильное духовное впечатление. Если сектант говорит: «Я вступил в эту группу потому, что мне велел Бог», попытайтесь выведать у него детальное описание того, как и когда он получил «послание от Бога»,а также в чем оно состояло. Расскажите о собственном духовном пути. Покажите, что духовные переживания возможны и за пределами секты.

Деятели

Деятели – это активисты, любящие вершить дела и доводить начатые проекты до их практической реализации. Если близкий Вам человек сообщает, что находится в группе, вследствие того, что она занята важной гуманитарной работой, например, борьбой за мир во всем мире, попросите детально описать, что именно группа делает для претворения своей идеи в жизнь. Нередко у группы имеется масса красивых брошюр, тогда как реальная деятельность практически отсутствует. Если группа раздает правительственную гуманитарную помощь, оставляя при этом львиную долю себе, ее вряд ли можно назвать образцом гуманности и альтруизма. Рядовым участникам особенно неприятно, если их упорный труд не только не приносит желаемых результатов, но, хуже того, подрывает первоначальную цель.

Эмоционалы

В ходе вербовки секты часто используют прием «бомбардировка любовью». Вербовщики могут говорить: «Мы – одна истинная семья. Только мы воплощаем в жизнь безусловную любовь, более высокую, чем чья-либо любовь за всю историю человечества. Мы любим тебя! Приди к нам, и мы будем любить тебя всегда». Они стремятся вызвать в человеке положительную эмоциональную реакцию на свои слова. Разумеется, на практике «безусловная» любовь оказывается весьма условной. Если Вы, к примеру, засомневаетесь в их словах и решите уйти, то тут же перестаете быть достойны любви. Более того, сразу заслужите презрение, и даже ненависть. Если Вы остались, но не повинуетесь групповым правилам, то не дождетесь не только любви, но даже малейшего одобрения. Все сектанты, так или иначе, практикуют этот вид «условной любви». Последовательное выражение Вашей любви к близкому человеку, вошедшему в секту, любви свободной от подобных условностей, а также побуждение адепта к честным поступкам, творческим стремлениям, совершенствованию себя и окружающего мира наведет его на мысль о сомнительной истинности заявлений секты о любви к нему. Ваша любовь окажется сильнее даже изощренных методов контроля сознания.


Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article464.html