Опять крещение детей.
Православие
Православие

Опять крещение детей.

27.08.2005

Нашёл письмо о крещении детей. 1909 год.

Сергей Евланов написал "ПЕРЕПИСКА О КРЕЩЕНИИ ДЕТЕЙ


Письмо православного
Любезнейший Ф. П.! Отвечаю на первый из поставленных вами вопросов. Вы спрашиваете, не идут ли баптисты путем святых отцов церкви Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, когда учат о необходимости крещения только для взрослых, потому что эти отцы церкви приняли св. крещение в зрелом возрасти? Отвечаю: нет, ни в коем случае. Прежде всего, указанные вами святые отцы, жившие в IV в. Р.Х., не могли учить согласно с баптистами, которые появились в 1522 году в Германии в лице Фомы Мюнцера (см. Историю христианской церкви Герцога и Робертсона т. 2, стр. 600). Мы давно знаем, что святые Григорий, Василий, Иоанн приняли крещение в совершенных летах, но это не может служить доказательством того, что для детей, будто бы, крещение излишне. Кроме указанных вами отцов, мы знаем из истории еще некоторые примеры крещения в зрелом возрасте. Но все, крестившиеся в зрелом возрасти не были в разделении со св. церковью, которая всегда учила, что крещение необходимо для всех вообще, а в частности и для младенцев, для очищения их от Адамской скверны и для привития ко Христу (Ин. 15), без чего ни для кого не может быть спасения. Св. Григорий Богослов так говорит, обращаясь к каждой матери-христианке: «У тебя есть младенец; не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Богу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать. Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу и по рождении скоро посвятила его и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. Дай своему Младенцу Троицу, — это великое и доброе хранилище» (40-е слово на крещение). Св. Иоанн Златоуст в одном месте своих творений, перечислив дары, сообщаемые крещением, говорит: «Видишь, сколько даров крещения, а некоторые думают, что небесная благодать состоит только в отпущении грехов. По этой причине крестим и младенцев, хотя они не имеют грехов, разумеется личных (первородный имеют), чтобы сообщить им святость, правоту, усыновление, наследие, братство со Христом, чтобы они были Его членами (т. X.). Видите, св. отцы, на которых вы хотели бы основаться, сами, хотя и крестились в совершенном возрасте, учат, что крещение необходимо для младенцев. И здесь нет никакого противоречия. Дело в том, что в первенствующей Христовой церкви была двоякого рода практика относительно крещаемых лиц: 1) крестили детей и 2) отлагали крещение до зрелого возраста. Относительно того, что крещение детей было в церкви Христовой с самых древнейших времен ее существования, в этом ясно можно убедиться из свидетельств отцов и учителей церкви. Древнейшее указание о необходимости крещения детей мы находим у ученика св. апостола Павла, Дионисия Ареопагита; он обычай крещения детей производит непосредственно от самих апостолов: «Божественным нашим наставникам (апостолам) изволилось допускать к крещению и младенцев, под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручили его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных и потом заботился бы о дитяти, как отец, указанный свыше и как страж его вечного спасения. Этого то человека, когда он дает обещание руководить отрока к благочестивой жизни, иерарх заставляет произносить отречения и священное исследование (кн. о церкви, иepapxий гл. 7, §11), а его, как ученика апостола Павла, свидетельство должно для вас иметь особенное значение. Дальше ясные указания на крещение детей находятся у Иустина мученика и Иринея еп. Лионского (во II веке, кн. против ересей). Ориген относит крещение детей к апостольским установлениям (Толк. на Посл. к Рим. 9). Блаженный Августин, восставая против Пелагия, который отрицал необходимость благодати в деле спасения человека, и отрицавшим отсюда необходимость крещения детей, доказывал, что детей, как зараженных первородным грехом, крестить необходимо (о крещ. 18). Один только Тертуллиан восставал против крещения детей, но этим самым уже доказывается, что крещение детей было в церкви с самых первых времен, да и сам Тертуллиан допускал крещение детей в случае смертной опасности. Как учили о крещении детей святые отцы Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, я уже писал выше. Не достало бы ни места, ни времени приводить указания и подлинные слова других отцов церкви. Я полагаю, достаточно будет для вас и тех кратких указании, которые сделаны, для убеждения вас, что св. отцы церкви не были с вами единомысленны в учении о крещении. И не только у отдельных отцов церкви, но и в соборных постановлениях мы находим свидетельства о необходимости крещения детей. Так в определении Собора Карфагенского (в 252 г.), посланном Киприаном епископу Фиду, который полагал, что детей следует крестить в 8-й день по рождении, мы читаем: «Все мы за лучшее признали не отказывать ни одному рожденному в милосердии и благодати Божией. Если Сам Господь в Евангелии Своем говорит, что «Сын Человеческий не пришел погубить души человеческие, но спасти» (Лк. 9:56), то сколько это от нас зависит ни одна душа не должна погибнуть, если то возможно... Если и величайшим грешникам, много прежде грешившим против Бога, когда они потом уверуют, даруется потом отпущение грехов и ни кому не возбраняется прощение и благодать, то тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только произошедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через само рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи. И потому, возлюбленнейший брат, повторяю: на нашем соборе состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надо держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надо соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами не иное что делают, как умоляют (стр. 59 письмо к Фиду).

Видите ли как с истинно христианской любовью учили вполне согласно со словом Божиим пастыри и учители св. церкви. Соборы: поместный Карфагенский (419–426 гг.), на котором присутствовало более 200 епископов 124-м своим правилом и 6-й Вселенский (680 г.) 84-м правилом подтверждают важность и необходимость крещения детей.

Из всего вышеизложенного вы видите, что крещение младенцев существовало в церкви всегда, как учение здравое, основанное на слове Божием. И указанные вами отцы не могли быть и не были в разделении с церковью по этому вопросу и учили, как вы видели из вышеприведенных слов Григория Богослова и Иоанна Златоуста, так же как и вся церковь, т.е. что крестить детей необходимо для их спасения. Теперь перейдем к другой практике церкви, о которой я говорил в начале письма, т.е. к обычаю откладывать крещение. Действительно в церкви существовал обычай откладывать крещение, не смотря на то, что церковь всегда учила о необходимости крещения детей. Кроме указанных вами отцов, из истории известны и еще примеры откладывания крещения некоторыми лицами. Так как все лица, откладывавшие его были в полном послушании церкви и ее материнском общении, то одно это уже показывает, что они откладывали крещение не потому что отвергали необходимость крещения детей, а совершенно по другим причинам. Отсрочка в крещении возникала не из мнения о не позволительности крещения детей, это видно уже из того, что в случае смертной опасности детей крестили, что считалось апостольским установлением. Крещение считалось не просто обрядом, а великим святым таинством, чрез которое подаются дары искупления, возрождения, усыновления. И вот многих удерживало от крещения, как свидетельствует Блаженный Августин, опасение, чтобы не ослабить силу и величие таинства крещения и не навлечь на себя большого осуждения последующей не доброй жизнью. Никто никогда не думал, что крещение надо принимать только в сознательном возрасте, как учат баптисты. На случай смертной опасности крестили всех, не обращая внимание на возраст, а только сознавая, что без крещения спастись никто не может. Григорий Нисский и Григорий Назианзин очень восставали против обычая откладывать крещение, показывая те заблуждения, на которых он основывался.

Вот первое основание обычая откладывать крещение, — боязнь навлечь на себя большую вину через впадение в грех после крещения. Отсюда откладывание крещения до серьезной болезни или другой опасности. Другим побуждением к откладыванию крещения была перемена жизни. Откладывали крещение до времени вступления в новый и более строгий образ жизни: например, до принятия священного сана или вступления в монашество. На этом основании приняли крещение и указанные вами святые отцы церкви. Таким образом, если в первенствующей церкви и существовал обычай откладывать крещение, то обычай этот существовал на ряду с общецерковным учением о необходимости крещения и для младенцев. Этот обычай существовал не на догматических основаниях, а на других, как вы это увидели. Эти основания, как не важные и несущественные в позднейшее время потеряли свое значение, а вследствие этого и сам обычай вышел из употребления. А учение церкви, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3), о необходимости крещения детей, учение вполне согласованное со словом Божиим, отвечающее его духу и силе, согласованное с христианской любовью, стоит и будет стоять до окончания мира, Учение о необходимости крещения детей никогда и ни в ком не встречало сомнения. Даже Лютер признал необходимость крещения детей... Только Фома Мюнцер, отделившись от Лютера, в 1522 году стал проповедывать, что крещение должны и могут принимать взрослые. Это учение (баптизм) в 60-х годах перенесено было в Россию. У нас на Руси учение баптизма существует не больше 30–40 лет.

Вот ответ на один из поставленных вами вопросов. Так как вы не спрашиваете о том, как учит слово Божие о крещении, то об этом я ничего и не пишу. Я отвечаю на ваш вопрос и поэтому пишу только о том, как учила церковь в лице своих пастырей и учителей. Церковь же, в которой, по не ложному обетованию Спасителя всегда пребывает Дух Святой, которая значит погрешать не может, учит несомненно вполне согласованно со Священным Писанием. Но я думаю что и свидетельства церковной истории должны иметь для вас значение, потому что только неразвитый и просто неразумный человек станет отвергать значение истории церкви. Ведь каждому христианину следует знать, как создавалось на земле церковь Христова. При личном свидании, если то будет угодно Господу, побеседуем о крещении и по слову Божия. На другие вопросы ваши отвечу при первой возможности.

Вы пишите, что вы крестили многих и община ваша растет. Относительно первого скажу, что это дело вашей совести, пусть она говорит вам, хорошо ли вы поступаете; а относительно второго, то рост вашей общины, не есть еще доказательство ее истинности. Мы знаем многие даже атеистические и противохристианские учения, которые так же распространяются. Мы знаем и помним слова Господа и апостолов.

Будьте здоровы, Господь да благословить вас к познанию того, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто... (Флп. 4:8) и Бог мира да будет с вами.

Ваш N. N.

"

Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article480.html