Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Ср Сен 05, 2007 10:27 pm
"Горе бродит по соседству, плачет и бормочет"
Соседка звонит в 11 часов вечера. Умирает ее 90-летняя мама. Сама соседка с непроходимостью кишок, на боку пакет с содержимым этих самых кишок, но из каких-то соображений ходит к баптистам. Ее сын, мой крестник предлагает ей обратиьться ко мнеп, чтобы позвать священника и поисповедовать. Бабушка уже выпала из реальности и бредит. Звоню моему бывшему студенту, он же муж моей племянницы, он же священник теперь. Живут по соседству, говорю - зайди, поисповедуй, причасти, пособоруй, ну, что можно…
Он говорит, - завтра. Снова звонит соседка, - как дела? Спрашиваю:
- А бабушка-то верующая?
- У нее папа был очень верующий, имел старые молебные книги.
- А сама?
- А сама просила священника.
- Когда?
- Да последние лет 20.
- И чего же вы не вели?
- Некогда было.
- Может быть, ваши баптисты отпоют?
- Нет, она православная.
- А вас тоже отпевать не будут?
- Ну, баптисты, они вообще-то молятся.
Ночью бабушка померла. Я пошел понятым. Батюшка с утра почивал. Днем, говорят, заходил. Жалко, говорит, что поисповедовать не получилось.
Днем приехал отец N., старый мой приятел. Потолстел, при его 2-метровом росте - богатырь на 130 килограммов. Я рядом - маленький пигмей. Рассказывал о супруге, которая не стала с ним жить после того, как ее "старец" объявил ей, что "муж ей изменил, брак был заключен насильно и теперь он давно уже развенчан". Он не удивлен и не унывает. На приходе, куда его определили строитель храма ворует. Он попытался разобраться, пошли угрозы, заявления в милицию, хотели убить. Посетовали, пошутили об этом.
Он пытался уехать, но все возвращаются домой к 1 сентября, билетов нет. Легли спать, батюшка храпел как рабочая турбина. Мы с женой спать не могли, а вот малютки дочери словно бы и не замечали. Рано утром отвез батюшку на автовокзал. Встретили там другого попа, который сообщил, что поступил в духовную академию, при этом оправдательно добавил: "поступил недобровольно, по принуждению". Я этого не понял. А потом была служба, и весь храм пел "Царица моя преблагая". И у меня было чувство, что сегодня я именинник. Хотя все наоборот - именинник сегодня батюшка, который у меня ночевал. Умереть на Успение (Иосиф Исихаст) - это логично, а вот родиться на Успение - в этом есть ирония. Пойду сегодня праздновать день рождения любимой тещи, день рождения которой был вчера."
Бабушка уже выпала из реальности и бредит. Звоню моему бывшему студенту, он же муж моей племянницы, он же священник теперь. Живут по соседству, говорю - зайди, поисповедуй, причасти, пособоруй, ну, что можно…
Он говорит, - завтра.
Грустно.
Андрей, я, пока не дочитала, думала, что ты это о случае из своей жизни так взволнованно рассказываешь.
Цитата:
Рассказывал о супруге, которая не стала с ним жить после того, как ее "старец" объявил ей, что "муж ей изменил, брак был заключен насильно и теперь он давно уже развенчан".
Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Ср Сен 05, 2007 10:52 pm
"Судьба священника в России
Василий Милютин (vmilut@list.ru)
Письмо в редакцию. "Русской недели"
В статье «О статусе священства» , сказано много и о разном.
Метко сказано, что священник - практически бесправное существо, особенно перед лицом своего прямого начальства. Можно его осуждать, можно негодовать, по какому-либо поводу, но... Давайте посмотрим кто же он, священник в каком-нибудь маленьком деревенском приходе, (в России 80% из всего числа приходов открыты в селах.) Молодой паренек лет 20 искренне желающий служить Престолу Божию, закончит семинарию, женится, будет посвящен в духовный сан, и в 90% случаев отправится в какое-нибудь захолустье. Перевезет туда свою семью, будет служить в полупустом храме, зачастую безуспешно пытаясь что-то исправить, и зажечь огонек веры среди односельчан, которые вряд ли воспримут его как пастыря, из-за его молодости.
Таков уж менталитет деревенского колхозника-работяги: «Вот, я с утра до ночи на поле, и что? Поп приехал, и я должен ему деньги нести в церковь? Он молодой пусть, мол, на поле идет, на комбайны, на молотилки, пусть работает как все, и себе на жизнь зарабатывает».
Люди, конечно, будут приходить в церковь изредка, чтобы отпеть покойника, который никогда не был в церкви, и которому было, простите, на нее наплевать. Будут приносить детей, чтобы окрестить их, и потом забыть о существовании церкви до следующего случая когда что-то потребуется.
При приходе найдутся, конечно, человек 10-20 прихожан благодаря которым семья этого молодого батюшки сможет кое-как жить. Если это село, то в 99% случаев этот священник будет жить в чужом доме, на птичьих правах.
Из церковных денег, четверть будет отдавать в епархию в виде епархиального налога, чтобы начальству жилось хорошо. Другую четверть будет тратить на то, чтобы покупать муку, свечи, ладан, вино и прочее для службы, а также для оплаты электричества в церкви. То, что останется - это зарплата.
Можно посчитать сколько в месяц будет доходов у такого прихода если в нем 15-20 прихожан. Каждый по свечке, по записочке, рублей 10 в кружечку. И выйдет от 2 до 5 тысячи в месяц. Половину из этого нужно отдать.
Почему я это пишу? Потому что я видел это собственными глазами.
Один из моих лучших друзей-одноклассников - священник и он служит в маленьком селе в Россиийской глубинке, один на один со своими проблемами семейными, и приходскими. Начальству абсолютно безразлично, как и что. Принцип работы епархиальных управлений таков: налог платится, отчеты пишутся - и слава Богу - все православно. А самого человека никто не видит. Когда у него в семье был разлад из-за тяжкого финансового положения, ему абсолютно никто не помог. Даже просто морально не поддержал. Как в насмешку, в это самое трудное время, на ежегодном духовном собрании, его поставили в позу обвиняемого: почему свечей с епархиального магазина мало покупается, почему никаких ремонтных работ не ведется, почему храм не подписан на журнал Московской Патриархии? Самым же большим преступлением нерадивого настоятеля стало то, что он не оформил на церковь ИНН, и теперь причинил хлопоты и проблемы епархиальному начальству... В общем, стал батюшка в глазах начальства нерадивым, и неблагонадежным, а для своего благочинного оказался удобным "козлом отпущения". Так о нем и забыли... в наказание, наверно...
Я видел, как постепенно с годами его жаркий огонек внутренней духовной силы, когда-то зажигавший нас всех интересом к Православию, угасает. Самое страшное, что такая жизнь молодого священника - практически пожизненный приговор... Беда Православной Церкви не в том, что у священников нет своей касты, какого-то привилегированного положения, оно не нужно им. Беда в том, что сама Православная Церковь перестала быть общиной братьев во Христе, где боль одного делят другие, где важен человек, а не деньги и отчеты, где слова "и всю во Христе братию нашу" не пустой звук и не фикция, похожая на насмешку. Священник на приходе, что может быть тяжелее этого креста? Тем, кто судит его, пусть Господь заградит уста.
А тем, кто носит золотые ризы и украшенные драгоценностями митры, пусть откроет Господь глаза, на то, во что сейчас превратилась Православная Церковь, с их немого благословения. Такой ли Церковь должна быть, и будет ли ТАКАЯ Церковь источником "нравственного подъема нации", о котором сейчас стало так модно вести дискуссии?"
Зарегистрирован: Jun 20, 2004
Сообщения: 842
Откуда: Всегда Россия
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 9:16 am
Не знаю, по-моему, быть священников - не способ решить свои материальные проблемы. Придется в рванье ходить и т.д. К этому прибавляется, что люди только на праздники в церковь и ходят, и пожертвования дают каждый раз маленькие, т.е. специально к этому не готовятся. Но это проблемы мирян только увеличивают ответственность священника в том, чтобы показать пример бескорыстия.
Зарегистрирован: Apr 14, 2005
Сообщения: 3552
Откуда: Москва
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 10:31 am
Кстати, а чем попы занимаются в будни? Может, и впрямь пошли бы работать, коли так бедствуют - а литургию служить в выходной. Апостол Павел кажется, примерно так и делал.
Зарегистрирован: Jun 20, 2004
Сообщения: 842
Откуда: Всегда Россия
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 10:54 am
А ремонт Церкви? Зима на носу. Да много у них дел... И работают, и молятся. Только не надо их к лохам приписывать - они на Небесах больше нас мирян иметь будут.
Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 10:57 am
Митрич, тогда они превратятся в аматеров, и перестанут быть профи. Профессионал должен уделять своему занятию основное время. Прикинь, если бы Зидан играл и тренировался только по выходным, а в будние дни работал бы автослесарем. Тащился бы тогда народ от его голов? И были бы они вообще?
Зарегистрирован: Jun 20, 2004
Сообщения: 842
Откуда: Всегда Россия
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 11:11 am
Кстати, я выбрал приход, которому я буду жертвовать, и делаю это дело... Люди там не могут деньгами много давать, дают продуктами с огорода. А священник - монах, поэтому с мат. обеспечением семьи у него проблем нет. Он служит сразу в двух храмах, сестра ему помогает, племянник за дьякона. Прихожане, кстати, очень любят монаха. Храм он восстанавливает практически из руин, благо стены крепкие.
Зарегистрирован: Apr 14, 2005
Сообщения: 3552
Откуда: Москва
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 11:32 am
Сразу извинюсь перед ортодоксами - я и про должностные обязанности лидеров ЦХ интересовался (тщетно, правда). Ну, допустим, ремонт церкви... что ее, всю жизнь ремонтировать? Подавляющее большинство храмов, которые я посещал, находятся во вполне приличном виде - не чета госучреждениям даже.
Далее (ибо вспомнилось) - во многих местах висят прейскуранты: свечи стоят столько-то, помин души - столько-то, а если кто креститься надумал - вот такую сумму зашли. И единственный, кто с этой практикой не согласен - уважаемый Андрей.Б, все остальные, как я понял, покорно башляют. Так что, по моим представлениям, жить духовенство должно небедно, во всяком случае у меня, небедного, таких машин, как у них, никогда не будет.
Вот поэтому я и повторю свой вопрос - а чем заняты клирики в рабочие дни?
Кстати, Юрий Ухов - ты всерьез полагаешь, что с понедельника по пятницу попы разучивают тексты акафистов и ектений? Чтоб совершенствовать исполнительское мастерство?
"Беда в том, что сама Православная Церковь перестала быть общиной братьев во Христе, где боль одного делят другие, где важен человек, а не деньги и отчеты, где слова "и всю во Христе братию нашу" не пустой звук и не фикция, похожая на насмешку. Священник на приходе, что может быть тяжелее этого креста? Тем, кто судит его, пусть Господь заградит уста".
Какое отчаяние в этих словах.
Но говорить об этом нужно...
Ну вот, Андрей, а я еще два года назад, по неофитству и по незнанию, с Переседовым еще ругалась за то, что он все начальство критикует: не могла понять, как так можно...
Зарегистрирован: Apr 14, 2005
Сообщения: 3552
Откуда: Москва
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 12:01 pm
Анатолий писал(а):
Митрич, не знаю я православных священников, которые ничего не делают. Просто не знаю, все чем-то да заняты.
Дык я и прошу - перечисли... Я-то с ними не знаком, а интересно. Так и напиши: клирик А занимается координацией работ по ремонту храма, каковая занимает у него все время. Клирик Б занимается благотворительным проектом таким-то, а еще есть клирик В, он тоже делает то-то и то-то.
Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 12:12 pm
Митрич писал(а):
Кстати, Юрий Ухов - ты всерьез полагаешь, что с понедельника по пятницу попы разучивают тексты акафистов и ектений? Чтоб совершенствовать исполнительское мастерство?
Тексты они изучают еще в семинарии, до рукоположения.
На Кураеве была недавно тема "Кто платит священнику?" (ее закрыли). Там один сельский священник описал весь свой недельный график занятости. Я найду ссылку и тебе пришлю...
Зарегистрирован: Jun 20, 2004
Сообщения: 842
Откуда: Всегда Россия
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 12:13 pm
Митрич, если бы я с кем-нибудь из них дружил, то я бы мог вам дать такой ответ, но я могу ответить только за себя, что ни одит из мох знакомых свещенников не проводит время даром. У всех очень напряженный график. И главное, что их работа приносит огромное облегчение для их прихода. В РПЦ же нет как в МЦХ лидерств, мужских форумов или прочей фигни. Есть твоя жизнь, заполненная работой, семьей и есть время (очень мало) сходить в храм, молиться, исповедоваться и причиститься. Вот и все. Покрайней мере для меня маловерного.
Зарегистрирован: Apr 14, 2005
Сообщения: 3552
Откуда: Москва
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 12:41 pm
Анатолий писал(а):
...я могу ответить только за себя, что ни одит из мох знакомых свещенников не проводит время даром...
Согласитесь, Анатолий, что я просил конкретики, а получил очередное заклинание. Кстати, ваши ответы до боли напоминают ответы членов ЦХ на аналогичные вопросы в отношении их лидеров. Что это, просто совпадение?
Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 3:46 pm
О. Александр. Я работал истопником и сторожем в храме в поселке Лебяжье несколько месяцев, там и жил при храме, там настоятель, у него было два храма – один восстанавливался а другой реконструировался – ездил каждый день по этим делам. с кем-то договаривался, у кого-то выбивал. Плюс еще работа в детском доме на нем и сестричество, плюс миссионерство в воинской части неподалеку. Плюс крещения, отпевания, панихиды, за которые он не брал денег. В смысле – прейскуранта цен не было, только пожертвования в ящик, кто хочет, кладет, кто хочет – не кладет. Надо сказать, у него не было ни одного свободного дня. Вообще я не видел чтобы он отдыхал, потому что даже ночью он работал, или физически, так как здание принадлежащее приходу было огромным, дореволюционным и все там требовало ремонта, или с кем-то что-то планировал (что - я не вникал) а спал зачастую тут же в комнатушке при храме 3-4 часа. И результаты налицо – большая дружная община, на богослужении поют сами прихожане (профессиональных певчих нет, кроме регента), вне богослужения – посильно помогают в строительстве, в ремонте… И он еще находил время беседовать с посетителями, приходившими со всякими вопросами религиозно-философского характера, иногда по нескольку часов.
То же у о. Геннадия – строительство храма, работа с больными, сестричество.
Вообще же большинство отцов, с котрыми я был знаком, на буднях работало на кладбищах, с утра до вечера отпевая покойников. Работа, тяжелая физически и морально. О. Сергий, настоятель нашего храма тоже подрабатывает в моргах и на кладбищах може, где еще, не знаю. Мне кажется, основная работа среднего священника - это, конечно, требоисполнительство. А вообще, я никогда не интересовался особо - как отцы зарабатывают и чем заняты то, что заметил, то и говорю. Я среди своих знакомых бездельников не знаю, может, мне повезло)
Митрич, приезжай к нам в Питер, я тебя познакомлю с отцами, ты их сам и поспрашиваешь)) а может, и поучаствуешь)))
_________________ Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Вместо ремонтировать культовые сооружения, лучше б занимались чем-то душеспасительным.
Евроремонтом культовых сооружений, что ли?
Вы наверное удивитесь, GreenDragon, но для верующих православных людей красота и убранство храма очень важный назидательный и душеполезный фактор. Не думаю, что у вас найдётся, что предложить им в качестве более душеспасительного занятия.
Цитата:
А что церковь не такая и не такая - тот тут со священников и спрос. Они ведь всему голова.
Вот лажа. А мне в первом классе сказали, что это хлеб всему голова. Вот и верь после этого людям.
Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97
Добавлено:
Чт Сен 06, 2007 9:37 pm
Митрич, вот тема "Кто платит священнику" here
Особенно вот это прочитай here
Цитата:
Основа экономики - торговля церковным товаром на сельских базарах и издательство. Слава Богу, спрос стабильный, на базары по графику выезжает сын с продавцом и иногда - матушка.
У соседей, кто попредприимчивее, хозяйство - свиньи, КРС, земля по 100-200 га, в райцентре два батюшки организовали производство шлакоблока и самана, бюро похоронных услуг. И нас еще при этом называют "попы-барыги", в смысле бизнесмены.
Понятно, что при такой экономике сил на приходские дела остается мало, хотя все это и делается опять же для прихода. И при этом многие еще жалуются, что батюшки не уделяют время прихожанам, трудно с ними побеседовать. Интересная беседа получится, когда всю неделю пропашешь, в субботу через силу после трудового дня стоишь всенощную, в воскресенье набираешься сил на литургию с проповедью и требы, а потом я, например, сплю часа три - четыре, до вечернего акафиста. Эти часы и есть мой единственный выходной последние девять лет.
Соответствует твоему
Митрич писал(а):
Кстати, а чем попы занимаются в будни? Может, и впрямь пошли бы работать, коли так бедствуют - а литургию служить в выходной. Апостол Павел кажется, примерно так и делал.
Вставлю и я свою монетку...
Сельский священник пашет от зари до зари, как и написано.., имел возможность убедиться. Будь ему хоть 27, хоть 77 лет. Даже если кому-то повезло служить в незакрывавшемся храме. Как говорил один мой знакомый батюшка, "русский священник - это наполовину экспедитор, наполовину прораб, наполовину счетовод, наполовину - бетономешалка". Я пошутил, что получается больше целого, а он ответил, что "ещё и служить нужно". Хорошо в этом, кстати, мало. Видим очень много дел, которые, по-хорошему, к компетенции попа никак не относятся. Всем этим должен бы заниматься человек под названием "ктитор", но нынешние ктиторы хорошо, что деньги дают, а дальше всё на священнике.
Городскому иерею, конечно, живётся полегче, - в смысле, что больше времени для душепопечения.
Не могу удержаться от риторического вопроса: а что важнее - душепопечение или забота о процветании храма?
Митрич, Ваш вопрос ни разу не риторический. На самом деле, одно тесно связано с другим. Центр православного "душепопечения" - это общественное храмовое богослужение, Литургия в первую очередь. Нет храма в должном состоянии - нет нормальной литургической жизни - и приход, как общину, не соединят никакие душеполезные беседы, лекции и чаепития. Клуб по интересам - будет, общины верных, соединяемых Таинствами, - нет. Поэтому и тратит священник столько сил и средств на поддержание храмового здания в исправном состоянии. А везде же была полная разруха, в лучшем случае - руины самого храмового здания, про всякие там дома причта, воскресные школы и т.п. вообще говорить не приходится. Всё это приходскому батюшке надо было поднимать с нуля, при крайне ограниченных средствах и минимуме помошников. К тому же не надо забывать, что иерей ещё обязан заботиться о собственном жилище и о собственной семье... Короче, я повторяюсь, - всё изложено выше.
Городской иерей тоже не почивает на лаврах, если, конечно, он добросовестный. Вот, к примеру, мой духовник. Утром, 5-6 дней в неделю, - служба с 7-30 утра, в будни - помогает в одном храме, в суб. и вск. - служит в другом, где он настоятелем, это где-то до 10, потом - надо кого-нибудь отпевать или крестить, это тоже почти ежедневно, потом надо идти к тем, кто не может придти сам - т.е. исповедовать и причащать стариков и больных на дому. Причём, знакомые часто зовут к своим знакомым вне зависимости от района Москвы и хорошо, если отвезут на машине, а то надо ехать на метро за тридевять земель. Приходские старушки "по определению" не могут оплачивать никакую дорогу - обходит всех пешком. Потом хоть 1-2 раза в неделю нужно в больницу, там его ждут инвалиды-"спинальники", потом кто-нибудь попросил освятить квартиру, еще нужно решать вопросы по храму - договориться об охране, съездить поговорить с иконописцем, посмотреть список литературы для лавки etc. Еще кто-нибудь из прихожан хочет поговорить о насущном, задать вопросы, еще надо подготовить очередную лекцию на субботу - для огласительных бесед со взрослыми и для воскресной школы с детьми, ещё звонят из газеты и просят написать статейку к празднику. Вот уже, собственно, и вечер - надо идти служить вечерню, потом опять кто-то хочет исповедоваться, кто-то - просто поговорить, а перед сном еще надо прочесть немалое количество молитв священнического молитвенного правила...
А потом говорят, что "у попа непыльная работа"...
Это не обьяснение, это шапкозакидательство.
Как если меня спросят о чем-то, а я отвечу: "тю, да ты что? Это ж все равно что..." и приведу какую-то некрасивую историю.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах