Джон Энглер. Заявление об уходе
Содержание
28 мая 2004 г.
Членам Денверской Церкви Христа
Введение
Я переехал в Денвер из Чикаго в 1986 году, чтобы помочь основать Денверскую Церковь Христа (ДЦХ). В течении 18 лет я посвятил себя развитию и процветанию общины. Как и многие из вас, я был рад служить в разных ролях. В частности, это было лидерство небольшой группы, "интерн" в ставке (в этом качестве руководил основанием домашней церкви в Колорадо Спрингс, которая в дальнейшем превратилась в Христианскую Церковь в Колорадо Спрингс), финансовый администратор региона, координатор "Надежды" в регионе, главный учитель в Детском Царстве, координатор организации служб в регионе и региональный дьякон учения.
Кроме того, я руководил служением обучения, при помощи сайта Barnabas Ministry (http://www.barnabasministry.com) в течение последних 5 лет, и также написал книгу "Сохраняя веру". Постоянно изучая церковную историю, практику и теологию, я защищал нашу церковь от несправедливой критики на публичных форумах и стремился (?) просвещать и информировать как не-членов церкви, так и простых учеников и лидеров, прилагая к этому все усилия и свои способности.
Я получил много благословений, будучи в церкви, таких как встреча со своей женой и рождение моих детей. Я имел счастье построить множество замечательных отношений за эти годы.
Однако, после нескольких месяцев молитв и размышлений, я принял решение уйти в отставку с поста дьякона учения в южном регионе и выйти из ДЦХ. Борясь за это решение, я также преодолел себя в том, чтобы раскрыть причины своего ухода. Вдохновленный Святым Духом, Лука рассмотрел в деталях разногласия и разделение путей Павла и Варнавы (Деян. 15:39), но при этом не осудил никого из них. В моем случае, будет духовно и благотворно попытаться поступить аналогично.
Кто-то может воспринять то, что я пишу, как выпад, хотя такой цели не было. Другие могут попытаться воспользоваться этим, чтобы выступить против меня или кого-то еще. С другой стороны, мое молчание могло бы дать простор для слухов и опасных предположений. В конце концов, как один из тех, кто стоял у истоков этой общины, как тот, кто свободно и открыто выступал в защиту этой церкви и этого движения уже много лет, я просто не могу уйти без объяснения причин. Я стану молчать из-за возможности неверного понимания моих слов, ведь и Бог не молчит, хотя Его слова могут быть неверно истолкованы. Эти вещи важны и должны быть поняты.
Ниже я опишу вкратце мое понимание своих расхождений с нынешним развитием ДЦХ. Это не является полным списком различий, или подробным объяснением поднимаемых вопросов. Я упомянул их здесь для того, чтобы помочь понять причины, по которым я подал в отставку с поста дьякона и оставил ДЦХ.
Назад к Содержанию
Теология, нацеленная на результат
С моей точки зрения, ДЦХ в течение долгого времени практиковала теологию, нацеленную на результат, которая была инициирована историческим противостоянием традиционной ЦХ, и основывалась на том, что я называю искренней, но искаженной концепцией ученичества.
В такой теологии, цель жизни человека - удовлетворить Бога своими делами. Ученичество - это плата за спасение. Конечно, дел очень много, и человек никогда не будет достоин. В ДЦХ не учили этому явно, поскольку это выглядит просто абсурдно, но практиковали повсеместно. Например, обращение человека (как описано в Первых Принципах) сконцентрировано главным образом на результатах дел и скудном упоминании об идее милости и спасения. Наставники фокусируют внимание на том "что мы должны сделать", словно в этом суть христианства. В наших проповедях, Иисус редко представляется Божественным Спасителем, но гораздо чаще - идеальным "учеником". Развивая эту идею, получается, что если мы будем достаточно стараться, то также сможем стать совершенными, подобно Иисусу. Праведность - это то, что достигается приложением усилий, а не результат спасения. На мой взгляд, такая философия не стыкуется с отрывками типа 1 Ин.1:8, Рим. 7:21-25.
Ориентация на результат порождает множество побочных опасных эффектов, самыми явные из которых - гордость и хвастовство делами, особенно в "традиционных" для религии областях. Одни дела ставятся выше других, одни люди - выше других людей. Это дает тем, кто хорошо справляется с правилами игры, ложное чувство правомерности и духовной безопасности, у тех же, кто не так успешен - вызывает чувство вины.
Такой подход дает неплохие быстрые результаты, но лишает крест своего смысла и силы. И в результате оставляет людей уничтоженными духовно. (Логично, что мы после этого отворачиваемся от них и упрекаем за то, что они уничтожены. По такому принципу можно убить кого-то и потом ему же предъявить претензии, что он умер.) Я убежден, что людям не нужно постоянно напоминать, насколько они не соответствуют Божьим "стандартам" - они и так видят это ежедневно. Им нужно знать, что Бог хочет взаимоотношений с ними, и что Он может действовать в их несовершенстве, проявляясь через Свой Дух и исполняя Свои дела в их жизни несмотря ни на что.
По-моему, нацеленность на результат пропитывает культуру ДЦХ насквозь, подобно яду, просачивающемуся из-под поверхности. Он везде и он действует скрыто. Избавиться от этого нелегко и тому, кто жил так в течение многих лет. Насколько же сложнее тем, кто не подозревает о недостатках такого подхода и вдохновлен краткосрочными результатами.
Назад к Содержанию
Лидерство во главе угла
Я считаю, что в плане духовной жизни ДЦХ во главу угла ставилось лидерство. Все вращалось вокруг лидеров, особенно региональных лидеров-евангелистов. Я верю, что Писание свидетельствует больше о подходе, когда ориентация идет на Иисуса и на Тело (паству).
При подходе, ориентированном на лидерство, вещи оценивались с точки зрения лидеров, и именно лидеры выступали движущей силой. Вместе с этим приходили такие нежелательные побочные эффекты, как контроль, фаворитизм, надежда на личные качества и "саморекламу" с целью расширить возможности и рамки лидерских полномочий. В такой ситуации члены церкви не взрослели, а оставались "духовными детьми" лидерства. Кончалось это тем, что паства начинала служить лидеру. Они же, в свою очередь, считали себя достойными своей позиции, и негодовали, когда от них требовали быть совершенными.
Когда же ориентация идет на паству, то и все оценивается с точки зрения паствы и того, как организовать ресурсы церкви для пользы овец. Духовенство служит овцам, для их пользы - так же как Иисус пришел для нашей пользы, а не для своей. Подход, ориентированный на Иисуса обращается к Нему, чтобы что-то совершилось. В нем есть готовность принимать Его планы, распорядок, работу, но не деспотические цели лидеров, что стремятся сделать себе имя или доказать пригодность к большей роли в церкви. Прекрасный пример такого подхода описан в выводах Павла о своем служении в Кол.1:24-2:3.
Мы уже были свидетелями поражения подхода, ориентированного на лидеров, однако в ДЦХ этот принцип до сих пор укоренился. Лидеры важны, но неплохо бы помнить о том, что в писании их обычно называют "слугами". Разве не ясно, какой подход при этом используется?
Назад к Содержанию
Роль Тела в принятии решений
Я верю, что Бог устроил все Тело Христа к пользе Тела. Он дал каждому из нас различные дары, опыт, возможности, индивидуальности, жизненные обстоятельства для пользы Тела. Оно должно быть в состоянии помогать себе (Еф.4:12-13, 1 Кор. 12, Рим.12 и т.д.) Тело также должно быть вовлечено в процесс формирования ценностей и установок церкви. Это видно по истории ранней Церкви (Деян. 6:1 и далее, 11:29, 15:22, и т.д.).
Наша же модель, ориентированная на лидеров, напротив, делала все важные обсуждения и принятие решении доступными только узкому кругу избранных евангелистов и старейшин. Ужасным последствием этого является то, что зрелые мнения и возможности, необходимые для Тела, но исходящие от людей, не принадлежащих к избранному кругу, так и оставались неучтенными при формировании ценностей церкви. Есть и другие пагубные последствия такой модели, в том числе и недостаток отчетности.
Казалось бы, в связи с событиями, произошедшими в церкви за последние полтора года, сейчас самое время, чтобы поднять еще больше старейшин, дьяконов и искать мудрости во всем Теле Христа, особенно от зрелых и опытных учеников. ДЦХ - весьма разнообразное тело, и Бог наградил нас многими талантливыми и сердечными людьми для всеобщей пользы. Я не предлагаю демократию, пусть лидеры принимают решения. Но так, как это делается сейчас, предполагает, что лидеры считают, будто вся возможная мудрость принадлежит им и тем, кого они считают полезными, а не всему Телу. Я жестко не согласен с таким подходом.
Назад к Содержанию
Разномыслие не нужно
Тем членам церкви, кто имеет свою точку зрения и мнение, подается четкий знак "Мы идем тем путем, который есть. Если вам не нравится, уходите." Что-то я не вижу подобного в Деян.6. Библейское единство не достигается путем выдавливания тех, кто не согласен, или приказании всем соглашаться с лидерами. Но похоже, что единственная форма единства, к которой оказались способны те, кто имеет библейскую позицию, идущую вразрез с идеями лидеров (которые нужно принимать, судя по их искаженному пониманию единства) - не говори об этом, иначе тебя "вытеснят". В результате, церковь потеряет то, что ей жизненно необходимо.
ДЦХ сделала в прошлом году исторический шаг, организовав публичные "городские собрания". Они дали шанс ученикам из разных регионов и лидерам озвучить интересы и вопросы паствы и лидерства. Для церкви была возможность оценить взгляды друг друга и выработать общие ценности. На мой взгляд, это было лучшее, что произошло в ДЦХ за последние 10 лет. В последний год лидерство ДЦХ продолжало следовать этой идее, но далее пришло к убеждению, что акцент нужно сделать на двусторонние беседы в малых группах.
Такие разговоры могут быть полезны. Однако, в конечном счете, такие встречи оставляют большинство людей изолированными и не информированными о том, что происходит и что думают другие. Деян. 6 показывает пример проблемы уровня церкви, которая была решена силами всей церкви. Реальная же практика в ДЦХ препятствует здоровой, полезной дискуссии. Вместо того, чтобы решать открыто, мы опять осуществляем решения "за закрытыми дверями". Тем, кто пытаются разобраться, говорится, насколько они "неинформированы" и "изолированы" и в результате "некомпетентны", чтобы способствовать принятию решения.
Этот огромный шаг назад в отношениях очень беспокоит меня. Хотя лидерство и община могут жить по таким принципам в пределах Писания, это открывает путь для множества злоупотреблений. Например, таким, как фаворитизм, расчетливость, неуверенность и догадки о том, как принималось решение, отсутствие контроля и взвешенности, возможности лидерства говорить по-разному в зависимости от аудитории и т.д. Я не думаю, что держать людей в неведении о том, что происходит, есть здоровый способ управления делами церкви.
Еще один предлагаемый способ решить возникающие вопросы - "открытые двери" - вопросы напрямую лидерам, только в частном порядке. Это вполне благонамеренно и полезно во многих областях, но оканчивается, как элемент устрашения для тех, кто задает вопросы в "чувствительных" темах - тех, где так необходима открытость и отчетность. В таком режиме с теми, кто задает вопросы, начинают действовать неправильными мерами - выясняя их мотивы, вызывая их сердца, преданность, духовность и так далее. Большинство будут готовы оставить свои вопросы без ответа, чем проходить через такое. Судя по нашей истории, такой путь не полезен для управления делами церкви. Не проще ли открыто отвечать на вопросы?
Назад к Содержанию
Проповеди
Я серьезно разочарован тем, как используется учение со сцены в ДЦХ. Проповеди состоят из анекдотов, мотивационных штампов ("Вы виновны", "будьте ревностней") и театра одного актера с привлечением Библии. Вспомогательные выступления (приветствие, объявление о сборе) чаще всего являются трибуной для людей, желающих высказать свои доморощенные идеи или просто поддержкой лидерства. Мнения и байки выносятся с официальных позиций, несмотря на то, насколько духовными и близкими к сути они являются. Тем же, кто имеет отличное мнение, не предоставляется подобных возможностей.
Проповеди оцениваются, похоже, по тому, насколько они громогласны, напористы по форме, независимо от сути. С точки зрения Писаний, выступления перед церковью имеют целью учение и поддержка христиан в доктрине (Тит 2:7, 2:15). Я считаю, что проповеди ДЦХ не выполняют этой задачи.
Я понимаю, что кому-то нравятся и такие проповеди. И я не считаю запретным для проповедника использовать шутку или житейскую историю. Но куда вы пойдете, когда вам потребуются ответы на насущные духовные проблемы? Разве приятная проповедь, полная шуток и историй составит основу вашей духовной жизни во времена испытаний? Смогут ли призывы действовать на вас в течение всей недели, пока не наступит следующая служба и вы не получите очередную дозу? Постоянная диета из вкусного печенья приведет в результате к болезни. Я был свидетелем этого в течение многих лет, и это не прекратилось до сих пор. Моя совесть против того, чтобы наблюдать за этим еженедельно.
Назад к Содержанию
Неадекватное обучение лидеров
Моя жена недавно получила ученую степень в Денверской семинарии. Один из основных принципов там - "знать, быть и действовать". Они видят свою задачу в трех моментах: дать лидеру информацию и знания, сделать акцент на его личном характере и отношениях с Богом, и подготовить его к служению в общине.
Поход ДЦХ/МЦХ был весьма слабым в части "знать" и "быть", и в то же время нацеленным на результат (что есть только часть жизни). Нынешние лидеры были назначены и обучены по старой методике Кипа - обращай людей и учи их обращать других людей. Будут проблемы - решай их крещениями. Этому и учили. Они с такими убеждениями годами, как и многие из нас.
Хотя миссионерство и стойкость конечно необходимы и полезны, от духовного лидерства требуется гораздо больше, чем контролировать обстановку, поддерживать энтузиазм и добиваться результата. В серьезнейших областях познания Бога (Кол. 1:10) и личного духовного развития (1 Тим. 4:7, 2 Пет. 1:3-7) мы были существенно ослаблены. Лидеры не могут вести туда, где они сами и не бывали. Периодические библейские школы по тем или иным вопросам потенциально полезны в смысле донесения до братьев новых идей, но они не достаточны, особенно, когда учили люди с таким же подходом (нацеленным на результат). Братья наставлялись в старой парадигме многие годы, и конечно же это невозможно отменить за несколько библейских школ в году. Они могут быть искренны и действительно искать, как поступить правильно, но идут на ощупь и не вооружены достаточными знаниями для этого. И самое важное - откуда возьмется это так необходимое учение?
Это естественно - защищать в любви своего наставника, несмотря на его недостатки. Мы все несовершенны, и я не отличаюсь от них - я был "хорошим" примером многие годы. Но для церкви, настолько зависящей от лидерства, как ДЦХ, и столкнувшейся с такими проблемами, просто необходимы лидеры, которые были бы в состоянии справиться. Если сломается моя машина, я не доверю друзьям чинить ее, но отдам ее обученному и компетентному специалисту. Здесь речь идет не о любви к лидерам, как к людям, но о том, что "знать и быть" необходимо для заботы о пастве в ДЦХ.
Назад к Содержанию
Дилемма
За последние годы я пытался озвучить эти и другие вопросы разными способами. Те благородные души, что говорили мне "останься и помоги церкви измениться" (фраза, которую я сам говорил столько раз тем, кто был в моей теперешней ситуации!) должны понять, что я годами с молитвой пытался это сделать. Я провел сотни часов в исследованиях, изучении статей, книг (и некоторые отдавал также и лидерам в надежде, что это поможет им расширить их точку зрения), полезных ресурсов, участвовал в куче дискуссий - и все с очень слабым или отсутствующим результатом.
Пришло время взглянуть в лицо фактам. Мои предложения не оценивались или принимались во внимание лидерством, особенно в последнее время. Ко мне они относились с подозрением и недоверием. В основных вопросах, что я описал (и других, не включенных в письмо) мнение старейшин и евангелистов не изменилось, несмотря на все дискуссии и поверхностные изменения. Дальнейшие попытки изменить такие основополагающие для церкви и лидерства вещи в подобных обстоятельствах могут привести к опустошению и раздорам, и нанесут вред людям персонально и возможно даже церкви в целом.
За последние месяцы я столкнулся со следующей дилеммой. Я могу пойти против своей совести и остаться в ДЦХ или я могу облегчить свою совесть и уйти. Больше вариантов нет. Никому не удастся долго быть в разладе со своей совестью без ужасных последствий. Я не могу продолжать идти против совести, оставаясь в этой обстановке. Поэтому я выбрал уйти и надеюсь найти свое место в другом движении (из группы реставрации). Нет идеальных церквей, но я уверен, что смогу найти такую, что будет ближе к моему пониманию Писаний.
Я уважаю свободу лидеров в том, чтобы выбирать, как им поступать (несмотря на то, насколько вредным или бессмысленным я это нахожу), но я надеюсь, что они уважают мою свободу найти общение больше совпадающее с моим пониманием Писания и совестью. Я умоляю старейшин ДЦХ остановиться и оценить тот вред, что причиняют пастве те моменты, что я описал.
Я надеюсь сохранить и продолжить отношения со многими из вас, и не имею цели навредить ДЦХ. Писания приводят множество примеров, когда люди разделялись при подобных обстоятельствах, Павел и Варнава (Деян. 15:39), Лот и Авраам (Быт. 13:11), Бог призывает нас к миру (Кол. 3:15) но также и к тому, чтобы заполнить и покорить землю (Быт. 1:28) - а это требует отделения от того, что уже изучено и известно к тому, что еще неизведанно. Я буду искать мир и свою судьбу от Бога в другой общине. Пусть Бог будет со всеми нами.
Назад к Содержанию
С любовью во Христе,
Джон Энглер.
(с) перевод - "Гость с юга"