Талант, мина, сикль, драхма, лепта, ассарий, кондрант во времена Ветхого и Нового Заветов
Не две ли малые птицы продаются за ассарий
I
1) Деньги в виде монет появились в Израиле после вавилонского плена. До этого имели хождение деньги в виде золотых и серебряных слитков, которые отвешивались при взаиморасчетах. Для этого израильтяне носили в поясных ремнях весы с каменными гирями.
Денежными единицами были: (золотой) талант = 60 (серебряных) мин, каждая из которых равнялась 50 (серебряным) сиклям (шекелям);
2) Расплачивались обычно серебром. Поэтому слово "деньги" может означать и серебро. Отношение стоимости серебра к стоимости золота составляло 1:131/3. Для упрощения расчетов вес серебряного сикля был уменьшен, так что его стоимость составила 1/15 стоимости золотого сикля; таким образом, золотой сикль (4Цар 5:5; 1Пар 21:25) весил несколько больше, чем серебряный (Быт 23:15 и следующие). Подобным же образом соотносились друг с другом мины и таланты - серебряные и золотые. Другая единица веса, употребляемая при расчетах, - кесита - упоминается в Быт 33:19 (в Синодальном переводе - "монета") и в Иов 42:11.
II
Древнейшей монетой, название которой встречается в Библии, является ДРАХМА (Езд 2:69; Неем 7:70-72), персидская золотая монета (дарик), вес которой составлял 8,36 г. В IV веке до Р.Х. были отчеканены монеты персидской провинции Иудеи. Первые монеты самостоятельного европейского государства относятся ко времени правления Иоанна Гиркана (134-104 гг. до Р.Х.). Это были бронзовые монеты с надписью "Первосвященник Ионафан и общество иудеев". Во времена Ирода Великого и его преемников были известны только бронзовые монеты, так как римляне запрещали чеканить в провинциях монеты из других металлов. Надписи на этих монетах делались не на еврейском, а на греческом языке.
III
1) В новозаветные времена в Палестине находились в обращении римские и греческие монеты. В текстах Нового Завета упоминаются медные монеты трех номиналов. Самая мелкая из них - еврейская ЛЕПТА (Мк 12:42; Лк 12:59). Две лепты равнялись римскому КОДРАНТУ (Мк 12:42; Мф 5:26), четыре же кодранта составляли АССАРИЙ (Мф 10:29; Лк 12:6). Римский эквивалент греческого ассария назывался ассом. Самой распространенной серебряной монетой был римский ДИНАРИЙ (денарий) (Мф 18:28; Мк 6:37; Лк 7:41 и т.д.), который равнялся 16 ассариям. Греческая ДРАХМА (Лк 15:8) равнялась одному динарию. В Мф 22:19 динарий назван "монетой, которой платится подать": ежегодная подушная подать, установленная римлянами, равнялась одному динарию;
2) В Мф 17:24 упоминается ДИДРАХМА, греческая монета, которой иудеи платили ежегодную подать на Храм в соответствии с обязательством (Неем 10:32). Размер этой подати был, однако, приравнен к тому, что указан в Исх 30:13; 38:26. Таким образом, дидрахма (= два динария) равнялась половине еврейского сикля (шекеля). Позднее дидрахма вышла из обращения. Вместо нее, наряду с динарием, появился СТАТИР (Мф 17:27), или тетрадрахма, равный четырем драхмам или одному сиклю. СРЕБРЕННИКИ (Мф 26:15), предложенные Иуде за предательство, вероятно, были монетами стоимостью в сикль (ср. Зах 11:12) или в тетрадрахму;
3) Самыми крупными из встречающихся в Новом Завете денежных единиц являются греческая МИНА (Лк 19:13), равная 100 драхмам, и греческий ТАЛАНТ (Мф 18:24; 25:15), равный 60 минам = 6000 драхм.
IV
Определить сегодняшнюю стоимость всех этих монет и слитков трудно, так как точные сведения о покупательной способности денег, имевших хождение в ветхозаветные и новозаветные времена, отсутствуют. Дошедшие до нас указания цен на отдельные товары далеко не всегда отражают реальные цены того времени (ср. Лев 5:16; 3Цар 10:29; 4Цар 6:25; 7:1). Но в Новом Завете все же имеются сведения, на основе которых можно сделать некоторые выводы. Согласно Мф 20:2, рабочие на винограднике получали в день один динарий, а согласно Откр 6:6, столько же стоит хиникс пшеницы, то есть дневной рацион мужчины; учитывая все это, можно предположить, каким был уровень цен. Обычные расчеты на основе содержания в монете драгоценных металлов не дают нам истинного представления о том, сколько тогда в повседневной жизни "стоил" один динарий. Если мы хотим соотнести новозаветные цены с современными, то за основу следует брать дневную оплату труда, причем полученные результаты можно рассматривать лишь как весьма приблизительные. Во всяком случае, плата за рабочий день в размере одного динария была, видимо, не очень высокой. Миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса (Мк 14:5), стоило 300 динариев = плата за 300 дней, то есть почти годовой заработок наемного работника.
Источник: Библейская Энциклопедия Брокгауза -> Деньги