Теологический анализ некоторых принципов в учении Международных Церквей
В этой статье я поставил себе за цель определить принципиальные моменты в нашем учении, которые играли роль благодатной почвы для массового распространения некоторых однотипных личных грехов в среде учеников и, особенно, лидеров - членов Международных Церквей Христа.
Павел Долженко, член "Киевской Церкви Христа",
Киев, апрель 2003г.
Предисловие
Уникальная особенность этих грехов заключается в том, что все они делались по внутренним убеждениям и большей частью, абсолютно искренне. Также, эти грехи получили столь широкое распространение среди нашего лидерства, что считать их всего лишь частной проблемой каждого лидера не представляется возможным - ни с духовной точки зрения, ни руководствуясь здравым смыслом. Эта работа не освещает всех существующих проблем и негативных последствий.
Я постарался вскрыть лишь наиболее актуальные на сей день вопросы и проанализировать те негативные последствия, которые имеют наиболее глобальный характер. "Система" - система ценностей - убеждения - учение. Так что же об убеждениях? Кен Уилсон, доктор психологии и богословия, пишет о человеческих убеждениях так:
"Мозг человека похож на компьютер. Он имеет доступ к "персональной библиотеке", которая содержит тысячи мыслей и образов и готовый в любой момент изобразить их на воображаемом экране.
При желании, человеческое мышление может вызвать любую запрограммированную систему убеждения, находящуюся в "персональной библиотеке". Некоторые системы убеждения правдивые, а некоторые ложные. Человеческий мозг может творить невероятное, но не смотря на это, он не может отличить правду от лжи.
Если человек верит во что-либо, мозг воспринимает это как правду. Все что мозгу требуется это повторение того, в чем человек убежден, и мозг навсегда запечатляет это как правду.
Как и информация, хранящаяся на магнитном диске компьютера, так же и человеческие убеждения и мысли остаются в сознании человека до тех пор, пока он не изменяет их. Как только убеждения принимаются, они запечатлены как правда, даже если таковой не являются. Поэтому "система убеждений" является коллекцией убеждений, которые записывает мозг (после множественных повторений) и при желании может воспроизводить и использовать их, веря в то, что они правдивы.
Эти убеждения имеют прямое влияние на то, как мы воспринимаем окружающий мир и на то, как по нашему мнению окружающий мир воспринимает нас" ("Сила Библейского Мышления", Такома, США)
На сегодняшний день мы видим личное покаяние лидеров перед учениками за различные злоупотребления и грехи. Я верю, что это правильно, но, скорее всего, это принесет лишь частичное или временное исцеление.
В то же время, до сих пор не происходит глубокого переосмысления нашей системы ценностей или коллективных убеждений, которые прямо или косвенно способствовали распространению наших грехов и злоупотреблений.
Генри Крит в статье "Быть честным перед Богом" пишет:
"Что является обязательным для нашего успеха: - мало того, что за грехи и злоупотребления должно иметь место радикальное личное покаяние (это есть уже и сейчас), но также, и это более важно, - структурное зло, которое способствовало личным грехам, должно быть теологически обличено и осуждено.
Я боюсь, что без этого жизненного шага, не будет никакого глубокого или долговременного изменения; уже не говоря об истинном прощении и исцелении" Действительно, в последнее время я часто слышал от наших лидеров, что проблема не в системе, а в нашем сердце. В какой-то мере это правильно - не переносить личную ответственность на систему.
Но дело в другом: ответственность каждого - не только лично прекратить грешить, но и отказаться от той лжи в наших убеждениях (как группы), веря в которую, как в правду, мы и пришли туда, где мы есть сейчас. Поскольку мы являемся христианской группой, нашими коллективными убеждениями являлось "учение", как система интерпретаций текстов Библии. Исследуя историю нашего движения, не сложно увидеть, что подобно любой другой деноминации, мы также имеем своего основателя - человека.
Человек объективно остается основателем группы до тех пор, пока группа следует учению своего основателя. Давайте глубоко исследовать наше собственное учение, которое в большой части было разработано нашим основателем, с целью выявить в нем ложь и отказаться от него, и тогда оно никогда не будет более мешать нам и нашему счастью во Христе.
Первоисточники:
"1-е Тимофею 4:16 - Будь осторожен в жизни своей и поучениях, ибо они неразрывно связаны. - Что важнее - жизнь или учение?
И то и другое: самолет не может лететь с одним крылом. - Почему так важно учиться, учить и жить, руководствуясь правильным учением? Чтобы спасти себя и тех, кто слушает тебя" (Первые принципы, из урока "Слово Бога")
"Революция была и есть в каждом шаге и вздохе тех, кто осмелился последовать за человеком по имени Иисус.
Революция происходит только тогда, когда есть по крайней мере один человек, желающий встать за Бога и сказать, что "существующая система неправильна и поэтому не может достигнуть цели, поставленной Богом" (Кип Макин, "Революция через восстановление" часть 1.)
По крайней мере, из этих цитат основателя нашей группы можно увидеть, что понимание сути "системы", как учения, групповых убеждений и среды нашего духовного обитания, имело место годы назад.
Давайте будем последовательными и также углубимся в то, что было неправильно в нашей системе, частью которой мы все являемся и по сей день. Я предлагаю сделать это с одной целью - понять, и затем отказаться от тех небиблейских принципов, руководствуясь которыми мы все, хоть и вполне искренне, но грешили.
Своеобразным "манифестом" нашего движения, долгие годы была статья Кипа Макина "Революция через восстановление", роль "катехизиса" исполняли серия уроков "Первые принципы", также разработанные Кипом. На эти работы я и буду ссылаться время от времени. Организация наших церквей была такова, что любое искаженное или ложное понимание Библии и духовных ценностей в "верхах" равномерно распространялась на всех учеников. О таком подходе к самой идее единства я буду говорить позже.
Ниже я представлю несколько основных пунктов нашего специфического учения, взгляда Библии на него и анализ негативных последствий, которые проявлялись в жизнях и сердцах людей.
1. Учение о спасении Интерпретация МЦХ
"Итак, чтобы стать спасенным, нужно стать учеником Христа. Только тогда человек становится христианином в глазах Бога.
Христианин = ученик = спасенный" (Первые принципы, из урока "Что значит быть учеником")
Далее в этом уроке следует перечисление определенных видимых аспектов христианской жизни человека. Полное соответствие им автоматически делало из нас "учеников". Неполное или частичное соответствие не позволяло нам двигаться дальше и креститься. В заключительном пункте урока есть слова: "Что мне необходимо сделать(?!!), чтобы стать учеником?"
На этот вопрос ожидался ответ в виде перечисления некоторых действий и отношений, принятия их как направления в дальнейшей жизни, и сохранения им верности. В данном случае вообще не шла речь о спасающей роли Бога, вере, милости, прощении и искуплении, но лишь о соответствии определенным библейским ожиданиям.
Кто-то может с этим не согласиться, но надо признать тот факт, что в подавляющем большинстве случаев занятий с "внешними", ученики свято следовали инструкциям "Первых принципов" ничего не фильтруя и не добавляя.
Библия
В противовес "Первым принципам" Библия однозначно учит нас, что:
"помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего". (Рим.9:16)
Это никак не устраняет необходимости дел, но все же ясно учит о первичности Божьей работы в вопросе спасения.
Таким образом, для того чтобы спастись нам необходимо, чтобы Бог простил нам наши грехи. (Лук.1:77) Это прощение происходит исключительно по вере, а не по соответствию ожиданиям. По сути, соответствие библейским ожиданиям стоит в прямой зависимости от нашей веры, но никак не наоборот.
"Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять". (Еф.2:8-10)
Негативные последствия: Пожалуй, из всех искажений, наше законническое учение о спасении нанесло людям наибольшее количество травм. Часто вера людей травмировалась необратимо, а духовные и психологические последствия этого учения будут проявляться еще не один год.
Неправильное понимание слов Иисуса из Матф.7:18 о том, что "не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые", привело к тому, что наша вера строилась на принесении хороших плодов. Плодоношение, по сути, стало нашим методом верить, в то время как по Библии, плоды являются не более чем следствием веры.
Таким образом, наша вера строилась не на Христе, но на легко измеряемых аспектах христианской жизни - победах, крещениях, "качестве" тихих времен, видимых плодах, "чтении" Библии, "занятиях" и т.п. Но дело в том, что личное решение сохранять высокий стандарт в этих вещах - дело абсолютно проигрышное по всем статьям без необходимой основы основ - веры; не той эрзац-веры, годы выпестываемой в нас нашим лидерством, но истинной спасающей веры.
Библия учит нас, что:
"...все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона". (Гал.3:10).
Мы все жили "под клятвой соответствия" ожиданиям и имели проклятие через это. Каков же вредоносный процесс? Его можно определить следующей последовательностью изменений в сердце учеников:
Постоянная жизнь под клятвой => постоянные нарушения своей клятвы => самоосуждение => заниженная духовная самооценка (сравнивая себя с более "успешными") => обреченная уверенность в поражении => безмерная усталость => апатия => безразличие, гнев или неприязнь. Годы радости времен принятия клятвы сродни неестественной, наркотической эйфории, цена которой - последующая ломка и страдания. Именно это мы сейчас и пожинаем - ломку и страдания.
Надо признать, что прохождение всех этих этапов сопряжено с болью - душевной, моральной, психологической и духовной. В моей жизни был случай, когда я провожал домой сестру после вечерней службы во вторник. Эта сестра спросила меня, давно ли я крестился. Когда я ответил ей, что месяц назад, она сказала, что я счастливый человек, потому что еще не успел нагрешить в Царстве. Тогда, я совершенно не понял ее слов.
Позже мне стало понятно, что жизнь под клятвой закона способствует нарастанию тяжести грехов и самоосуждения за них. В какой-то момент времени тяжесть грехов и осуждения совести становится непосильной ношей для человека и наступает духовный кризис. Есть еще одна проблема. Большая часть учеников не в состоянии оценивать и анализировать все эти вещи. Они чувствуют боль, неуверенность, разочарование и даже не понимают, почему.
Они оглядываются назад и вспоминают времена радости и побед, они смотрят на сегодняшний день и не понимают, почему же все так вяло. По старой привычке они пытаются воздействовать на положение вещей старыми способами - вставать раньше, молиться дольше, проповедовать усерднее - но "в борьбе с зеленым змеем, снова побеждает змей". Это замкнутый круг из которого невозможно вырваться без коренного перелома в сознании.
Соответственно, этот перелом не наступит без глубокого вскрытия сути проблемы - изначально ложного пути, по которому мы пошли, руководствуясь "Первыми принципами". К сожалению, личное покаяние лидерства не вскрывает самой сути проблемы - всеохватывающего фарисейско-законнического учения о спасении и жизни во Христе.
2. Учение о Церкви. Интерпретация МЦХ
В заключительном пункте урока "Приход Царства Бога" есть такие слова:
"Церковь и есть Царство Бога на земле, наступившее приблизительно в 33 г. н.э."
Далее, идея "Царство = Церковь", получила ряд специфических толкований, свойственных исключительно нашей группе. Учение о том, что Церковь только одна (Еф.4:4), приобрело формы, когда Церковь Христа абсолютно идентифицировалась в нашем сознании с формальной группой под названием "Международная Церковь Христа". Само собой, напрашивался вывод, что Царство Бога = группа "Международная Церковь Христа"
Таким образом, в наших церквях массово распространялось учение, что за пределами МЦХ (читай, списка наших членов) не может быть спасенных людей, мотивируя это утверждение тем, что христианин не может быть вне тела Христа. Из этого следует логичный вывод, что христианином может быть только формальный член одной из наших церквей и никак иначе.
"Вскоре появилось противостояние, поскольку рост наших церквей ставил под угрозу численность групп тех, кто хвалил нас. Противостояние достигло своей высшей точки, когда мы реставрировали библейскую доктрину "одна церковь - один город" (Откр. 2- 3). Вывод напрашивался сам собой: если Бостонская церковь - от Бога, то их церкви - нет. Этот вывод они сделали сами, и как показало время, не ошиблись" (Кип Макин "Революция через восстановление" часть 2.)
Сейчас мы действительно можем видеть, что же показало время.
"Я никогда не верил и не учил тому, что человек обязательно должен быть крещен в Бостонской Церкви Христа, чтобы быть спасенным. Писания ясно учат нас, что ты должен быть крещен во Христа для прощения твоих грехов, и потом Бог присоединяет тебя к Его церкви (Дн. 2:36-47: Рим. 6:3,4; 1 Кор. 12:13: Дн. 2:41,42).
Однако, я не знаком с какой-либо другой церковью, группой или движением, которое учит и поступает так, как учим мы. (Кип Макин "Революция через восстановление" часть 2.)"
По сути, две приведенные выше цитаты подводят нас к одной мысли: "может быть, теоретически это и возможно, но на практике спасенных людей вне МЦХ нет!" Последняя цитата содержит в себе внутреннее смысловое противоречие: "я не верю в это, и не учу этому, однако же - это именно так, поскольку я с этим не знаком".
Формально заявлялось, что для спасения не обязательно быть крещенным в нашем движении, однако на практике этот принцип абсолютно не действовал. По крайней мере, в СНГ случаев "неперекрещивания" людей, пришедших к нам из других религиозных групп, практически не было.
Библия На мой взгляд, нам так важно было помнить слова пророка Исаии:
"Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?
Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?" (Ис.40:12,13)
Но мы, в надменности своей заключили вездесущего Бога и Его вселенское Царство в измеряемую, четкую, видимую структуру церквей "Бостонского Движения". С таким подходом нам просто некуда было деться от греха беспримерного богохульства - быть советниками у Бога. Фактически, мы решали за Бога, каково точное число спасенных людей, живущих на земле в каждый, определенный момент времени (с долей поправки на уходы).
Негативные последствия: Для иллюстрации я приведу пример того, как целая община - 480 учеников - была "списана в расход", только на основании выхода ее из наших административных рамок.
"Март этого года ознаменовал собой очень грустную страницу нашей истории. Эд Пауэрc, ведущий евангелист Индианапольской церкви Христа, подобно Корею, будучи исполнен обид и эгоистичных амбиций, ввел в заблуждение целую общину и способствовал тому, что многие потеряли веру и отвернулись от Бога. Несколько лидеров Секторов Мира, а именно Даг Артур, Эл Бэрд, Марти Фьюквей, Боб Гэмпел и я, летали в Индианаполис для того, чтобы устранить разделения в теле Христа. Победа была в том, что 220 человек из 700 остались верными Богу, Его церкви и Его движению. Что же касается тех, кто продолжает идти против нас - они потеряны, и не из-за того, что их крещение больше недействительно, но Библия ясно говорит, что восстающий против лидеров Бога и раскалывающий Его церковь, фактически, идет против Бога (Исх. 16:8; Чис. 16). Итак, не покоряющийся становится потерянным из-за того, что не имеет правильной веры" (Кип Макин, "Революция через восстановление" часть 2.)
К сожалению, Кип не упомянул здесь причин этого "восстания против лидеров". Индианаполис - вообще отдельная тема для разговора и я думаю, что многие знают эту историю. Но в данном контексте уместным будет говорить о "подрезаниях" как идее или способе контроля над людьми. "Подрезания" как таковые, на сегодняшний день осуждены и не практикуются в наших церквях.
Но как могло вообще появиться это страшное явление среди нас, без хотя бы какого-нибудь богословского обоснования. И такое обоснование, конечно же, было. Все пошло именно от доктрины нашей "единственности", поскольку страх оказаться "во тьме внешней" не оставлял людям шанса для проявления критического мышления и глубокого осмысления происходящего.
Многие из нас, видя какие-то неправильные вещи, происходившие в наших группах, внутренне не соглашались с ними, но из опасения не быть "в единстве" списывали свое неприятие на личную недостаточную духовность, добавляя еще немного тяжести и в без того тяжелую ношу самоосуждения. Другие просто стояли перед выбором: или терпеть - или уйти. Но куда уйти? В ад? Нет! - значит остается терпеть и для спокойствия много не анализировать.
Терпение "стиснув зубы" - точно не угодная Богу вещь, но люди грешили этим, т.к. из страха потерять спасение действовали против своей совести. Если же они не желали терпеть и поступать против совести, их "отрезали", одним авторитарным решением или "росчерком пера" отправляя в ад. Как видим, из одного неверного принципа следует другой, и так далее, подобно сложной корневой системе дерева - проникает глубоко в наши группы и сердца учеников, поражая их.
Следующим негативным моментом - следствием нашей интерпретации "одной Церкви" - явилось наше высокомерие, которое выражалось в заочном осуждении других людей - не членов наших групп.
"Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1Кор.4:5)
Здесь не стоит вопрос о том, есть ли еще какие-нибудь истинные церкви или нет, но исключительно в том, что мы узурпировали роль судьи у Того, кому она на самом деле принадлежит. Не так сложно увидеть, какова опасность для нашей духовности в таком высокомерии и самомнении.
"Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон, - то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою" (Иез.34:20-22)
3. Учение о благовестии
Заповедь Христа обращать все народы из Мф.28:18-20 является очень важным элементом жизни любого христианина, однако в нашем движении она приобрела очень специфическое воплощение. Здесь я хочу затронуть три наиболее выдающихся момента:
1) цель - "обратить мир в нашем поколении"; Интерпретация МЦХ
"После завершающей всенощной молитвы я избрал (!!!) следующих братьев, на которых я решил (!!!) сконцентрировать свои усилия, и дал каждому из них в ответственность определенную часть земного шара для того, чтобы через коллективные усилия (!!!) обратить весь мир в нашем поколении.
Я назвал их Лидерами мировых секторов" (Кип Макин "Революция через восстановление", часть 1.)
Эсхатологически, этот момент вполне ясен, наша цель была - организовать приход Иисуса именно в нашем поколении (это следует из библейского контекста обращения всего мира Откр.14:15-16) Даже, в известной всем нам песне "Мой дом на Небесах" есть слова:
"Поможем братьям Царство мы построить, Иисуса возвращение ускорить"
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что все мы имели некую коллективную цель - через наше интенсивное благовестие организовать ускоренный приход Христа и конец этого мира.
Библия Что нам говорит Библия об обращении всего мира в нашем поколении?
"Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога." (Деян.17)
"Не медлит Господь c исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Пет.3:9)
Бог не спешит с обращением этого мира, поскольку он не желает гибели людей не только во всех местах, но и во все времена. У Бога есть свой "календарный график" обращения человечества, который не может быть известен людям. (Деян.1:7)
Негативные последствия Мы говорили: наша цель - обратить мир в нашем поколении.
Таким образом, мы сами решили за Бога, в каком поколении Ему "пожать жатву". У Бога есть цель - спасти людей везде и во все времена, у нас - везде и в нашем поколении. Через эту богохульную цель, поставленную всему движению, мы все становились участниками греха, и сами решали те задачи, которые решать имел право только Бог. Истинны слова: "Бог гордым противится". Наш негативный количественный рост - лучшее тому свидетельство.
2) "Ученик крестит ученика"
Этот момент воплотился в целом принципе евангелизации. Интересна идея о том, что учеником Христа нужно стать до крещения, т.е. до получения залога спасения - Святого Духа. И даже не просто учеником, но и спасенным учеником, т.е. христианином (на основании всем нам известного тезиса: "ученик = христианин = спасенный").
Данный принцип представляется абсурдным, но в то же время он реально действовал в наших группах, и даже вопреки учению Кипа о том, что перед крещением надо лишь принять решение стать учеником, но никак не стать им.
"Самое ударное занятие называлось "Что значит быть учеником", где я учил из Деяний 11:26, что спасенный=христианин=ученик. Смысл этого прост: вы не можете спастись, не будучи христианином, и не можете быть христианином без того, что вы будете учеником Христа.
Я специально разработал это занятие, чтобы провести чёткое различие, основанное на Библии, между Лексингтонской Церковью Христа и всеми другими группами.
Я учил, что для того, чтобы креститься, ты обязан, прежде всего, принять решение быть учеником и затем креститься" (Кип Макин "Революция через восстановление", часть 1.)
То, с чем я неоднократно сталкивался в практике моей христианской жизни (если не сказать - постоянно) свидетельствует о несколько ином подходе, чем об этом говорится в статье Кипа.
Мы совершенно искренне учили людей (а кое-кто учит и по сей день), что для того, чтобы человеку креститься, ему предварительно необходимо начать молиться, притом не менее 10-20 мин по утрам; проповедовать, причем на улице и активно; читать Библию ежедневно и брать вызовы из нее; жертвовать сбор не менее 10%; посещать все богослужения и т.д. и т.п. - в общем, стать полноценным "учеником".
Я лично был свидетелем того, как человека два раза не допускали к крещению из-за того, что он молился всего лишь по 3 минуты. Кроме того, сама идея "Первых принципов" состояла в том, чтобы человек понял и принял полную доктрину (не менее 5-ти занятий), применил все это в своей жизни и только тогда допускался к крещению. По сути/ от ищущих Бога людей еще до их крещения ожидался полный набор проявлений Святого Духа, как известно, получаемого только при крещении.
Вот что пишет Эд Пауэрс в своей статье "Единство через единообразие":
"Теперь кое-что о ученичестве - Матфея 28:18-20 - Великий Наказ. Как мы это понимаем? "Идите и то, что вам нужно сделать сразу, как только вы увидели человека, это сделать его учеником." Что же это значит - быть учеником? Мы перелопатили весь Новый Завет в поисках отрывков, которые имеют дело с этим и сказали: вот то, что тебе нужно знать, если ты хочешь стать учеником. И мы изучаем Библию с ним, и он должен все это понять.
И если он что-то не понял, мы говорим ему: ты не знаешь этого. Ты не станешь учеником, потому что ты даже не знаешь, что об этом говорит Библия. Друзья, я хочу вам сказать, что, когда Церковь Первого Столетия проходила через период самого большого роста, Библия не была написана еще. Не было еще отрывков об ученичестве, которые мы используем на занятиях. Что же тогда читали к слову "ученик"? Все отрывки об этом должны говорить одно и тоже. Все Евангелия вдохновлены Духом, правда? Слово ученик значит учащийся. Идите и учите людей Иисусу. И что потом делать с ними? Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа. Я думаю, мы все согласны, что в этот момент человек спасен. И что потом? И учите их соблюдать все, чему я учил вас. Когда это происходит? Когда людей нужно учить всему, чему Бог научил апостолов? Перед или после крещения? После.
Что мы делаем? Мы берем все отрывки, которые кажутся нам важными, бросаем их все в бой, огромную доктрину, и мы считаем, что изучение этой серии уроков позволит человеку креститься. Не просто ученическое занятие, - Слово Бога тоже, занятие Церковь, Царство, если оно нужно, занятие о преследованиях, если оно нужно, Распятие, Святой Дух, если оно нужно. И потом, когда все занятия пройдены и мы услышали "да, да, да, да..." на все наши внутренние доктрины, мы позволяем человеку креститься.
И бывает так, что где-то он не согласен, занятие заходит в тупик, и больше с ним вы не занимаетесь..." (Индианаполис, март 1994г.)
Библия Библия учит нас, что для нашего крещения нам необходимо уверовать во Христа и раскаяться в грехах.
(Деян.2:38) Филипп проповедал Евнуху распятого Христа, и перед крещением ему был задан лишь один вопрос: "если веруешь от всего сердца, можно". "Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его". (Деян.8:37)
Учение Иисуса не обременительно для человека. Его слова вдохновляют нас:
"Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет".
(Иоан.10:9) "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко". (Матф.11:28-30)
Трудно представить себе, что Иисус имел в виду здесь принятие и выполнение полной библейской доктрины и что только это открывает человеку доступ в Царство.
Негативные последствия Мы ожидали от людей проявлений Духа, которого они еще не имели? Это абсурдно, тем не менее, мы ожидали и даже получали ожидаемое, естественно в фальшивом виде. Люди поступали не по Духу (т.к. его не имели еще), а по нашим ожиданиям.
Все же, исключительно по Божьей милости, многие люди, получив Святого Духа после своего крещения, остались верными и по сей день. Это те, о ком Лука писал: "которые были предуставлены к вечной жизни". Статистика уходов за 1999 - 2001 г.г. просто впечатляет. Я не буду вдаваться в подробности, но скажу лишь, что в течение первого года после крещения, из нашего движения уходили четыре человека из пяти. Спрашивается, кому все это было надо? Иисус сказал:
"Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих".
Данная проблема усугублялась тем, что ответственность за уходы людей во многом ложилась на их "наставников". При таком положении дел, огромное количество лидеров было травмировано.
Люди чувствовали угрызения совести за то, что они недостаточно позаботились, недостаточно любили, недостаточно бегали и увещевали, - словно интенсивной лидерской заботы о не имеющем Святого Духа человеке могло быть достаточно для его спасения. Лично я, на одном из лидерских собраний слышал учение о том, что уход человека из церкви является грехом его наставника. Это - не мое субъективное недопонимание, но это было достаточно категоричное учение для лидеров "миссионерских команд" всей церкви.
3) "Подсчет стоимости"
Наиболее существенным является то, что даже самой идеи т.н. "подсчетов стоимости" мы вообще не находим ни в Библии, ни в раннехристианских источниках. Контекст Лук.14:28-31 никаким образом не подтверждает использование такой практики, и ссылаться на этот отрывок не может быть правомерным. Поэтому я не буду говорить здесь о какой-то неверной интерпретации МЦХ реального библейского учения, т.к. подобного библейского учения просто не существует.
Здесь речь пойдет исключительно о человеческом изобретении и формах его применения в нашей повседневной христианской жизни. Теория Теоретически, "подсчет стоимости" должен был представлять собой глубокий разговор одного из работающих на церковь (обязательно!!!) с человеком, который уже прошел все занятия из "Первых принципов". Во время этого разговора речь идет о некоторых вещах, с которыми новообращенному придется столкнуться в своей христианской жизни.
Делается это исключительно с целью помочь человеку до конца осознать всю ответственность своего шага и таким образом подстраховать его от неверного решения. Практика. Невозможно подсчитать, сколько раз в моей ученической жизни я слышал слова: "Он не прошел подсчет и не может креститься".
Вот несколько наиболее распространенных примеров "непрохождения подсчета":
- не прошел всех занятий из "Первых принципов"
- не готов проповедовать людям на улице;
- не считает своей главнейшей целью жизни, как ученика - "искать и спасать погибающих"
- не желает сдавать сбор не менее 10%;
- недостаточно долго молится;
- не имеет убеждений о том, что только МЦХ - истинная церковь;
- в чем-нибудь не согласен с богословской доктриной МЦХ;
- не может посещать абсолютно все богослужения и встречи;
- живет в другом городе и не желает переехать;
- не желает отказаться от внебрачной связи;
- не решен вопрос с разводом;
- не желает признаться перед супругом в прошлой измене.
По сути, "подсчет стоимости" не был просто разговором по душам, но своеобразным тестом на видимую лояльность системе. Как бы все это хорошо не выглядело в теории, практика от нее очень и очень далека.
Фактически, человек, работающий на церковь, своей властью впускал или не впускал в Царство Бога людей, исходя исключительно из критериев формального соответствия и своего субъективного личного мнения. На все вопросы ожидались ответы - да, да, да! И присутствие хотя бы одного - "нет" не давало возможности человеку принять крещение для прощения грехов. Был случай, когда я три раза водил человека на "подсчет" и он не мог пройти его, т.к. его молитвы не были долгими.
Другой случай - пожилую пенсионерку не крестили из-за ее нежелания сдавать 20 кратный сбор. Представьте себе, сколь дико выглядят ожидания жертвовать особенный сбор для человека с малым доходом, и чье сердце еще не натренировано в Духе и истине. Третий: "эта девушка не может креститься, т.к. она еще не проповедовала людям на улице и боится этого до сих пор".
Четвертый: человек не желает менять работу (которая, возможно была плодом его долгой профессиональной деятельности и неотъемлемой частью жизни), что бы не пропускать церковные служения. Лично я, имея искреннее, горячее желание креститься и принять Христа, не допускался определенными людьми к крещению, т.к. не имел еще твердых убеждений о Дарах Святого Духа. Эти примеры можно перечислять и перечислять. Почти каждый ученик сможет вспомнить подобные случаи узурпации человеком судейской власти у Бога.
Ап. Павел пишет:
"кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?"
Никакой человек просто не в состоянии быть объективным, и до конца честным "привратником" у дверей Царства, именно поэтому Бог и избавил его от такой обязанности.
"Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог". (1Кор.5:12,13)
До какой степени должно быть вознесено человеческое высокомерие, чтобы судить тех, кто еще не во Христе?
Нигде в Библии мы не находим никакой фильтрующей структуры для входа в Церковь Христову. Есть множество библейских примеров крещения людей. Давайте рассмотрим некоторые из них обратившись к книге Деяний:
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч".
"Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины".
"... и, выведя их(Павла и Силу) вон, (Корнилий) сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его". "Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились".
Что мы видим здесь?
Для крещения вам необходимо (ли?):
- стать учеником, предварительно пройдя все занятия из "первых принципов";
-
доказать свое лояльное отношение к нашей доктрине и организации; пройти "подсчет стоимости";
-
утвердительно ответить на все вопросы и ожидания - и только тогда вы можете креститься???
Точно - нет!!! Библия учит, что крещение - это ответ нашей веры в Евангелие Христа о прощении грехов. Никто не может судить, кто достоин, а кто - нет. Решает только Бог.
Наша задача - проповедовать людям Христа и дать Ему простор для работы в изменении сердца человека. Не в нашей власти - менять сердца людей.
Негативные последствия Кроме личных эмоциональных травм не прошедших "подсчет стоимости" людей, мне трудно увидеть по настоящему глубокие негативные духовные последствия от использования этой практики. В любом случае, те, кто были "предуставлены к вечной жизни" получили ее - те, кто крестился притворно - ушли сами рано или поздно.
Здесь уместнее говорить о полнейшей бесполезности "подсчетов", как метода фильтрации или идентификации веры у новообращенных. Я уже писал о статистике соотношений крещений к уходам - 5 : 4,1. Таков "плод" работы "подсчетов стоимости". Получается, что четыре человека из пяти отвечали на вопросы лицемерно, говоря то, что от них хотели услышать.
С другой стороны, искренне верующие люди имели препятствия в крещении, т.к. не желая лицемерить, говорили по своему внутреннему убеждению (что как раз и присуще настоящим верующим) - те вещи, которые не всегда полностью соответствовали ожиданиям лидера. Результат говорит сам за себя - абсурдность практики "подсчетов" очевидна. Кроме того, еще остается искушающий момент для лицемерия.
Я вспоминаю, что иногда, я даже "инструктировал" людей перед "подсчетом" о том, как им отвечать на тот или иной вопрос. Мной двигал один мотив - не допустить вмешательства человека в Божьи дела, тем не менее я грешил тем, что неправильно мотивировал людей.
4. Учение о лидерстве
"Когда Божий человек проповедует Божье послание, то Бог работает в сердцах других людей, которые объединяются для того, чтобы следовать воле Бога через лидерство этого человека. Это приводит к "ускорению".
Следующий этап развития движения - стабилизация, во время которой отбираются мужчины и женщины, которые могут помогать вести все нарастающее количество людей Бога к поставленной Им цели (Исх. 18).
По мере созревания движения, его лидеры встают перед неизбежным выбором: либо построить себе монумент, либо построить алтарь для Бога и возложить на него свою жизнь, как живую жертву (Рим. 12:1-2). Как мы видим в истории с царем Саулом, постройка монумента означает смерть движения (1 Цар. 15:12), потому что лидеры черпают славу в себе самих и в своих достижениях, а не в Боге. Бог скорее уничтожит такое движение, когда оно становится настолько мирским - терпимым к греху и к трусости, - чем пойдет на компромисс со своей праведностью" (Кип Макин "Революция через восстановление", часть 2)
Эти слова Кипа были во истину пророческими! Спустя менее чем 10 лет, это же человек с глубочайшей скорбью пишет о себе:
"Мой самый большой грех - высокомерие - и думая об этом, я осознаю, что всегда считал себя правым, не слушая советы моих братьев, и не ища наставничества для моей жизни, лидерства и семьи. Я не следовал за примером Иисуса смирения в лидерстве.
К моему позору я позволял восхвалять меня, вместо того, чтобы требовать, чтобы вся слава была отдана Богу" (из письма с покаянием Кипа и Элины Макин)
Историческая правда состоит в том, что культ личности основателя в нашем движении, начался значительно раньше написания его статьи "Революция через восстановление", в которой он столь рьяно осуждает идею "создания себе монумента".
Я хочу подчеркнуть это с целью помочь нам четче увидеть различие между декларированной истиной и демонической реальностью в наших церквях. Через личное отношение Кипа, по всем церквям распространился очень своеобразный взгляд на лидерство в наших христианских группах. Я условно назову его так: "учение о безусловной богоизбранности" Я полагаю, что данная идея была разработана с целью укрепить механизмы контроля над учениками.
Истинной целью "учения о безусловной богоизбранности" были именно "наставляемые", поскольку, таким образом, у них полностью выключалось критическое мышление. В конце концов, действительно - разве можно противиться лидеру, поставленному самим Богом (пример Моисея или Давида). В какой-то мере этот подход оправдал себя. До определенного момента, доверие к лидерству было столь высоким, что это позволяло беспрепятственно распространять по церквям любое учение и идеи, не опасаясь внутренней критики.
Однако здесь не был учтен момент двухстороннего понимания "богоизбранности". Мы имели систему "ученик - наставник", в которой ученик, мотивируясь "божественным авторитетом" лидера подчинялся ему. Но с другой стороны, сам лидер также чувствовал свою "избранность" и постепенно терял способность к критическому восприятию самого себя (в его отношении к своему наставничеству). Все мы знаем, к чему это привело.
Потеряв контакт с духовной реальностью, лидеры поступали по своим амбициям и субъективному мнению, хотя и продолжали искренне верить в свою непогрешимость. Это стало очень благодатной почвой для многих грехов (в которых так усердно сейчас каются наши работающие на церковь). При таком положении вещей, невозможно было надеяться на сохранение безусловного доверия к лидерам со стороны учеников.
Итак, продолжающаяся уверенность лидеров в своем "избрании" и исчезающее к ним доверие со стороны учеников - сделали свое дело. Пропасть между учениками и работающими на церковь стала непреодолимой. Личное покаяние лидеров без глубокого переосмысления причин их грехов не принесет ожидаемого результата. Я верю, что навести мосты между лидерством и учениками поможет только глубокая замена неправильных убеждений.
Сделать это возможно только путем вскрытия, обличения и отказа от того неправильного учения, которое формировало наши убеждения в течение многих лет.
Заключение
Я верю, что для нашего исцеления нам в первую очередь необходимо сделать следующие вещи:
- Открыто признать, что в нашем движении существовал "культ личности" и развенчать его (не личность - культ);
- Признать, что личное духовное видение нашего основателя стало определяющим для всех нас;
- Четко определить, в каких аспектах нашей духовной жизни влияние основателя было негативным;
- Обличить и отказаться от неправильного учения, как системы наших коллективных ценностей (независимо от их источника)
- Глубоко и открыто исследовать
теологические проблемы "Первых принципов"
- Полностью отказаться от "Первых принципов" как первоисточника в нашем учении.
- Прекратить практику "подсчетов стоимости" и полностью пересмотреть подход к обращению людей 8. Глубоко переосмыслить само понятие лидерства и перейти к библейской церковной организации
- Полностью отказаться от женского лидерства как института лидерства. Необходимо снять с наших сестер непредусмотренную для них Богом ответственность.
- Немедленный пересмотр учения о Церкви в пользу библейского
Copyright © Церковь Христа, МЦХ Все права защищены.
Опубликовано на: 2003-10-06 (7204 Прочтено)
[ Назад ]