Часть II: Архитектура Контроля
МЦХ не ограничивает свой контроль над членами только использованием
Писания. Скорее она создает "каркас" контроля используя внушение, "обучение" и усиливает это дополнительным социальным и психологическим контролем, который открывается после того, как "обращаемый" становится членом церкви. Есть целый
арсенал этих механизмов.
Продолжение. Если вы не читали первую часть, приглашаем Вас прочесть:
"Механизмы Контроля в МЦХ, Часть I"
Часть II: Архитектура Контроля
МЦХ не ограничивает свой контроль над членами только использованием
Писания. Скорее она создает "каркас" контроля используя внушение, "обучение" и усиливает это дополнительным социальным и психологическим контролем, который открывается после того, как "обращаемый" становится членом церкви. Есть целый
арсенал этих механизмов. Вот основные:
1. Иллюзия мудрости.
Структура занятий "Первые принципы" разработана таким образом, чтобы члены
церкви, особенно тот, кто проводит занятие, выглядели специалистами по библии.
Человек и не догадывается, что занимающийся с ним ученик просто следует заранее
составленной схеме, где каждый пункт определен кем-то другим. Обычно, ученик
либо запоминает отрывки и пункты, либо делает пометки в своей библии или на
листочке бумаги. Такая секретность позволяет завоевать доверия к знаниям
учеников. Особенно подходит для этой цели занятие "Церковь"
Будущий ученик ставится в положение студента, в то время как члены церкви, а
особенно ведущий занятие – квалифицированные учителя. От присутствующих
учеников ожидается поддержка того, кто проводит занятие, с целью укрепить
иллюзию его мудрости и компетентности. Более того, записи на занятии делаются с
целью усиления догм МЦХ.
Эта серия занятий была создана не только для описания доктрины, также
предусматривался и психологический эффект. Конкретнее, занятия преследуют цель
поставить под влияние МЦХ самоопределение и способность к принятию решений
будущего ученика. "Первые принципы" также должны изменить поведение человека
определенным образом, попытаться изменить его личность. Кроме того,
психологический эффект слаженности группы учеников активно используется в
процессе обучения – будущий ученик начинает чувствовать себя неправым,
поскольку противостоит всей остальной группе. Этот момент еще усиливается теми
членами церкви, которые стараются "подружиться" с занимающимся с целью
вытеснения его остальных друзей.
Иллюзия мудрости также распространяется на членов церкви. Основной способ ее
достижения – восхваление лидеров остальными учениками, что в МЦХ называется
"поддержкой". Предполагаемая мудрость показывается при помощи историй. Также
члены церкви увеличивают престиж выступающих со сцены лидеров, постоянно
выкрикивая "аминь" и "точно так" на проповедях, таким образом создавая
впечатление, что слова лидера настолько верны, что не могут подвергаться
сомнению. Некоторые лидеры говорят "аминь?" после своих фраз,
полувопросительным тоном. Опять же, такие действия мешают ученикам должным
образом оценить обоснованность высказываний и вынуждают просто признать, что
они верны вместе со всеми остальными.
От учеников ожидают, что они будут конспектировать уроки лидеров, как если бы те
учили чему-то такому глубокому, что требует последующего изучения и
классификации. Также на сомнения в истинности утверждений или компетентности
лидеров смотрят свысока. Одно из любимых выражений в МЦХ :"роптать (ворчать) на
лидера значит роптать против самого Бога". Хотя эта система в некоторой степени
сломалась после отставки МакКина и последующих споров между некоторыми
лидерами, ее элементы до сих пор присутствуют нетронутыми, что вернет системе
былую силу после того, как все успокоится.
Лидеры заучивают стандартные ответы по поводу стандартных для МЦХ ситуаций.
Поскольку заготовленные ответы у них есть на большинство ситуаций, создается
впечатление, что лидеры в этих темах компетентны. Эта иллюзия приводит к тому,
что ученики начинают верить в компетентность лидеров и в других областях.
Стандартной практикой является также и обсуждение ситуации ученика его лидером
с другими лидерами с последующим ответом ученику по его ситуации без упоминания
об этом обсуждении. Это еще более укрепляет иллюзию мудрости лидера.
Если кто-то посмеет сказать, что лидерские советы привели его к ужасным
последствиям, обычным ответом МЦХ будет, что этот ученик "недостаточно"
советовался. Здесь стоит сослаться на утверждения Фергюсона о поиске совета,
упомянутого в Разделе I, которое запрещает продолжать искать совет до получения
"приемлемого" совета. Это возражение имеет целью скрыть тот факт, что лидеры
МЦХ некомпетентны в большинстве вопросов, по которым дают советы – и это все в
предположении, что следовать подобной чепухе есть то же самое, что следовать
самому Богу.
2. Искуствено вызванная вина
Лидерство МЦХ часто ставит перед вами недостижимые цели о ожидает порой от вас
невозможного. Делается это тремя способами:
-
Конкретная цель, которая сама по себе недостижима.
-
Цель двигается всё дальше и дальше, так что вы не можете её достигнуть.
-
Размер ожидаемого делает цель невозможной.
В первом случае, от вас ожидается невозможный уроветь благочестия. Версия идеалов праведности МЦХ будет выдвинута не только, как будто они вполне достижимы, но и как то, что это минимально требуется чтобы вообще быть праведным
(как будто бы это самый маленький "уровень праведности") . (Этот предмет обсужден более подробно в Секции IV: Затруднёные Вопросы.) Когда человек неизбежно терпит неудачу, чаще всего вина, а не милость, будет использоваться для того чтобы надавить на христианина. Предполагаемые грехи будут подняты намного позже того как они произошли, чтобы убедить
ученика, что он или она не "передан"). То что МЦХ называет "вызов" или "упрек" (rebuke) будет использоваться чтобы получить согласие с требованиями лидерства.
[* МЦХ редко упоминает милость Когда же все-таки она это делает, это может быть
в такой форме что звучит как "дешевая милость", которая сбрасывает со счетов
милость Бога. В редких случаях, когда само лидерство хочет терпимости, членам
будет сказано показать "милость" к соответствующему лидеру. Милость - это для
лидеров, клевета - для обычных членов. Это явно проявилось после отставки
Кипа Маккина. Лидерство МЦХ теперь провозглашает, что милость и прощение
должны щедро изливаться на эту ситуацию. Обратитесь к объявлению о создании
Конференции Единства, и вы увидите, что я имею ввиду. Прощать - хорошая вещь;
однако, подобно всем хорошим вещам, прощение может использоваться неправильно.
Прощение должно служить тому, чтобы двигать положительные изменения в
отношениях. Когда же используется неправильно, прощение может душить рост
и увековечивать те самые проступки, которые и являются предметом прощения. Это
- важная мысль, потому что такое прощение используется, чтобы усилить лидерство
МЦХ, а не продвинуть реформы. Эта ситуация будет обсуждена далее в
третьей части этой статьи. ]
Часто на члена церкви возлагается тяжкое бремя, например, "делиться верой" с
10,20 или даже 30 людьми в день. Поскольку это невозможно сделать при обычном
образе жизни, у человека развивается комплекс вины. Эта вина и используется,
чтобы заставить ученика пытаться следовать бесчисленным "советам", а на самом
деле указаниям, как достигать таких невозможных целей. Подобная тактика
позволяет лидерству глубоко проникать в личную жизнь членов церкви, понижая их
самооценку и уверенность в себе. Также она помогает лидерам контролировать
принятие решений учеником даже в мелочах повседневной жизни.
Во-вторых, вина вызывается постоянным повышением ожиданий. Эта практика обычно
применяется на уровне всей церкви. Любимые темы – число занятий, крещений и
сборы. Неважно, сколько было крещено, неважно насколько сильно старается
церковь, лидеры все равно будут проповедовать о необходимости "поднять планку".
Тем самым порождается массовое чувство вины. Конкретным ученикам или церкви в
целом говорят, что они не любят потерянных и те пойдут в ад из-за
недостаточного старания.
В денежных вопросах церкви объясняют, что она недостаточно жертвенна - возможно
придется распускать ставку или потерянные не будут спасены (прим.: странное
утверждение). Более же всего ресурсы членов церкви опустошают особенный
миссионерский сбор и другие специальные пожертвования. Для удовлетворения таких
высоких запросов на учеников оказывается особо сильное давление. От них ожидают
продажи личных вещей, даже сдачи крови за деньги. В тех случаях, когда члены
церкви в состоянии отдать ожидаемую сумму, планка для них поднимается еще,
поскольку "нужно отдавать и за тех, кто недостаточно жертвенен, чтобы выполнить
цель". К сожалению, церковь особо не беспокоится о тех ее членах, чьи
финансовые ограничения не позволяют им жертвовать деньги. Таким ученикам
советуют принимать глупые и даже вредные решения насчет своих финансов и
доверять Богу в том, что он позаботится о физических нуждах, которые могут
возникнуть от следования этим советам. Более того, ученика же могут и обвинить
в его финансовых затруднениях, не вспоминая при этом о лидере, который давал
столь пагубные советы (обязательные к исполнению).
В-третьих, члену церкви выдается столько разнообразных ожиданий, что все их
выполнить невозможно. Как пример нереальности подобных требований, рассмотрим
список вещей, которые, как я слышал, должны быть сделаны хотя бы раз в течение
недели:
-
Служба среди недели
-
Беседа о библии
-
Встреча с наставником
-
Встречи с теми, кого ученик наставляет (несколько человек)
-
Свидание (если женатым надо ходить с супругами)
-
Пригласить в гости к себе домой члена церкви
-
Пообедать с не-учеником
-
Провести встречу с каждым из своих детей лично
-
Провести вечер со всей семьей (для холостых – с учениками, с которыми они
вместе живут – частая практика)
-
Заниматься Библией, желательно не один раз, с не-учеником
-
Участвовать в мероприятиях беседы (волейбол, совместные молитвы, просмотр кино)
[Это реже встречается в случае женатых пар]
-
"Контактировать" с новым человеком ежедневно – еще семь пунктов
Никто, очевидно, не сможет впихнуть в один день более одного из этих
мероприятий; однако в список не включены такие обычные дела, как работа,
покупки в магазине, стирка, посещение родственников и т.д. В любом случае ВСЕ
это не поместится в неделю. Такая занятость не только постоянно вызывает
чувство вины за недостаточное рвение, но и просто не оставляет времени ученику
оценить свою втянутость в группу. Более того, такое расписание делает людей
постоянно усталыми, способствуя большей покорности указаниям. Ученики вынуждены
подчиняться, поскольку у них уже нет сил сопротивляться.
Четвертый способ, которым МЦХ контролирует своих членов чувством вины –
необоснованные обвинения. Основанием могут быть как общепризнанные, так и
"изобретенные" в МЦХ грехи. Учеников, имеющих независимое мышление и
самостоятельность в решениях, обвиняют в "критичности", гордости, независимости
и/или "замкнутости на себе". Эти расплывчатые понятия любят использовать лидеры
МЦХ, поскольку их можно истолковать так, как лидеры того хотят. Любое действие
члена церкви, особенно если решение не было согласовано сначала с лидером,
может быть названо "независимым". По необъясненным причинам МЦХ считают
независимость серьезным грехом. Теперь я понимаю, что независимость объявлена
греховной, поскольку она означает отсутствие контроля МЦХ над человеком.
Пятая техника вызова чувства вины заключается в переводе проблемы с церкви или
лидера на того ученика, кто замечает эту проблему. Например, я однажды упрекнул
лидера в клевете на добрые стороны Иисуса в его речи – он высмеивал такие слова
Иисуса, как "возьмите цветы полевые" и "придите ко мне обремененные и я успокою
вас". Его ответом было, что я просто ищу повод покритиковать его и сказал это
только потому, что не хочу достаточно проповедовать – словом он отфутболил мои
обвинения, сделав меня причиной проблемы. Хотя этот пример может быть признан
"частным случаем" (как любят делать в МЦХ, когда отделываются от критики),
используемая техника применяется лидерством церкви повсеместно. Иногда вина
конкретного лидера может быть признана (но только не вина МЦХ в целом) но за
этим обязательно последуют слова вроде "ты прав, но все же ты был критичным"
или "ты должен поддерживать лидера". Практически всегда любой упрек ученика в
сторону лидера приводит к сомнениям в сердце и приверженности этого ученика.
Это удерживает от дальнейших упреков и оставляет лидеру его власть.
С помощью вышеперечисленных методов, МЦХ постоянно поддерживает чувство вины в
ее членах. В результате, эмоциями и поступками человека можно управлять,
поскольку он находится в постоянном поиске облегчения этого искусственно
вызванного чувства вины.
3. Контроль любимых людей
Существует три основных типа любимых людей: друзья, возлюбленные и члены семьи.
МЦХ следит и контролирует всех их.
Друзья оказывают сильное влияние на человека. МЦХ тщательно контролирует вопрос,
с кем следует дружить, тем самым сохраняя зависимость членов от группы и
ограничивая их возможность по-настоящему оценить ее. Например, если у ученика
нет друга, который назвал бы глупым, когда кто-то малознакомый определяет, с
кем тебе ходить на свидания, маловероятно, что ученик сможет увидеть
контролирующую суть действий лидеров. Более важно, что контролируя дружбу, МЦХ
контролирует, кому доверяют ее члены, прежде всего самой МЦХ в
противоположность кому-то конкретно.
Философия и отношение МЦХ не дают строить дружеские отношения с "внешними".
Члены МЦХ якобы являются горсткой Избранных, единственных, кто знает "истину".
Дружба с посторонними людьми ограничивается и даже запрещается, поскольку
считается, что ученика они могут "сбить с истинного пути". Истинная суть в том,
что внешний друг может привести ученика к оценке того, чем является МЦХ,
поэтому эти отношения подавляются.
Пока "друг" не является потенциальным будущим учеником, отношения с ним
поддерживаются минимальные. Я не раз слышал, как учили, что не нужно
становиться близкими друзьями с не-учениками. Когда знакомства осуществляются с
тайной целью обратить человека, близкая дружба получается редко. Или он
крестится и отношения продолжают развиваться, или нет – и отношения разрушаются
или отходят на второй план. Я сам слышал, как евангелист повторял, что друзей,
которые недостаточно "открыты", чтобы стать учениками, нужно "ставить на второе
место". Кроме того, нагрузка и ожидания от члена церкви не оставляют ему сил и
времени, чтобы активно искать новой дружбы, которая не нужна для МЦХ.
По отношению к дружбе внутри церкви, применяются еще большие меры контроля.
Система ограничивает глубину отношений следующими способами:
Из-за того, что ожидается , что наставник станет близким другом и при этом
наставников часто меняют, глубине отношений мешают развиваться. Для роста
доверия к сменяющим друг друга наставникам необходимо время. В результате
затрудняется построение близкой дружбы. Определяя, кто будет человеку "лучшим
другом", МЦХ контролирует своих членов, распоряжаясь тем, у кого им учиться,
кому доверять, кому быть верным.
МЦХ регулирует также следующий уровень друзей - обычных друзей. Их формируют на
основе беседы о библии или других групп. Так же, как и с "близкими друзьями",
их часто перетасовывают, и с тем же эффектом: у учеников остается лишь
незначительная привязанность к таким друзьям.
Подобным образом МЦХ формирует и третий круг друзей – случайных друзей. Ими
становятся члены более широкой группы: зоны, сектора, региона или церкви в
целом.
Таким образом, МЦХ управляет основной сферой влияния на человека, и,
следовательно, самими человеком. Три основных типа друзей формируют его
самооценку. Поэтому МЦХ получает в свое управление еще одну область сознания
учеников – то, что ни думают о себе.
Есть и побочный эффект от частой смены окружения учеников – их верность
кому-либо рассеивается. В результате они более всего доверяют МЦХ в целом, как
организации. Другими словами, МЦХ получает максимальные доверие к себе
учеников, поскольку лишает их возможности в большей степени доверять какому-то
другу или кругу друзей конкретно. Массовый отток людей их МЦХ также ведет к
переносу доверия от личностей к организации в целом, поскольку слишком больно
видеть, как глубоко любимые тобой люди "идут в ад" или "ожесточаются сатаной"
(или любое другое название, которое МЦХ дает тем, кто уходит из нее).
Изредка дружба может развиться настолько, чтобы противостоять реорганизациям в
МЦХ. Однако ее глубина ограничена множеством требований, предъявляемых к
отношениям в церкви, как было указано выше. Тем не менее. МЦХ не препятствует
такой дружбе, пока она не противоречит ее интересам, поскольку такие связи
могут удержать человека от ухода из церкви. Бывает, что дружба становится и
сильнее, но это редкость. Вообще, настоящие близкие отношения с кем-либо, за
исключением супружеских, нехарактерны для членов церкви. Я знаю, что МЦХ
утверждает обратное, но это неправда.
Открывать свои тайные поступки и мысли перед кем-то еще не означает близких
отношений. МЦХ же поддерживает иллюзию близости, требуя от членов "быть
открытыми о своей жизни". Человек получает видимость близости с настоящим
другом, но в этом нет никакого обязательства, так как отношения могут
прерваться по слову лидеров. Подлинная дружба не норма в МЦХ, несмотря на ее
обратные утверждения. Есть большая разница между тем, чтобы рассказывать свои
секреты, следуя религиозным правилам, и тем, чтобы делать это из искренней
дружбы.
МЦХ также тщательно контролирует романтические отношения во всех проявлениях: от
мимолетной увлеченности до брака. Поскольку ходить на свидания с людьми не из
церкви запрещено, МЦХ препятствует связанному с этим сильному влиянию извне на
неженатых учеников. Также это дает возможность контролировать, с кем могут
вступят в брак эти ученики, то есть наиболее близкого человека.
Церковь следит и контролирует свидания *. Желающие постоянно ходить на свидания
друг с другом должны получить на это одобрение своих наставников. МЦХ следит за
развитием таких отношений. Церковь может свести людей вместе или наоборот
разлучить их, если это необходимо для ее целей. МЦХ должна дать одобрение на
помолвку и окончательное разрешение на женитьбу. (* - В этом вопросе появилось
некоторое просветление по сравнению с серединой 80-х, однако контроль до сих
пор присутствует)
Официально МЦХ заявляет, что брак стоит выше, чем церковь, но на практике
поступает наоборот – независимо от того, оба супруга в церкви или только один.
Если оба являются учениками, и муж и жена будут получать указания, как должны
развиваться их отношения – в соответствии с интересами МЦХ. Интимность брака
нарушается церковью, которая пытается поставить себя более значимой, чем
супруги друг для друга. Доверие брака также нарушается, поскольку и от мужа и
от жены ожидается, что они будут прощать "грехи" и "недостатки" друг друга,
даже если не хотели бы делать это добровольно (прим.: не уверен в переводе
предложения). Даже о таких личных вещах, как семейные ссоры, пара должна
рассказывать в деталях лидерам, чтобы те приняли официальное решение. Даже
вопросы секса не являются закрытыми для обсуждения.
Если же только один из супругов в церкви, на него будут давить, чтобы он любыми
способами привел в церковь свою вторую половину. В тоже время ученика будут
учить, как относиться к браку, с той целью, чтобы МЦХ значила больше, чем
супруг. Были случаи, когда МЦХ подталкивала людей к разводу, если супруг
не-ученик мешал контролю над супругом-учеником.
МЦХ также снижает преданность человека своим родным. Из-за постоянной занятости
у ученика остается мало времени для родственников. Если они не члены церкви, к
ним относятся, как к нехристианам и "мирским", их советы обесцениваются, а
доверие к ним снижается. Даже желания родителей должны соответствовать воле
лидерства и получить их одобрение, что может привести к нарушению учеником
одной из Десяти Заповедей. Поскольку в МЦХ существует неписаное правило –
никогда не открывать всего людям извне, в том числе и родным, то это создает
еще один барьер между родственниками. К примеру, я знаю ситуацию, когда у
матери было двое детей, членов МЦХ с десятилетним стажем, в браке также с
членами церкви. И она так и не знала, за все это время, что в МЦХ существует
система наставничества.
Еще один путь для нарушения семейных связей используется, когда ученику
необходимо уезжать, чтобы повидаться с родными. МЦХ проинструктирует, как
обращаться с ними, особенно "молодых" учеников. Длительность поездки
постараются как можно сильнее сократить. Ученик должен так организовать ее,
чтобы пропустить минимум собраний церкви, или посетить их в другой ближайшей к
дому церкви. "Молодые" ученики должны также звонить своим наставникам во время
поездки.
Любимые люди дают человеку основную поддержку в жизни. МЦХ тщательно
контролирует эту систему. Таким образом, поскольку все виды отношений с
близкими регулируются, и сам человек управляется МЦХ.
4. Контроль целей и решений.
Что касается целей и решений, здесь контроль МЦХ является настолько очевидным,
что нет необходимости даже упоминать об этом.
Под прикрытием учения о необходимости подчиняться всему, что заповедал Иисус,
МЦХ контролирует практически любые решения, которые принимает ученик. Под
вывеской "совета", лидеры предъявляют всевозможные требования к членам церкви.
Даже простейшие решения, например, где покупать продукты, могут определяться
МЦХ в виде "совета". Для МЦХ нет ограничений, что "советовать" (читай
"приказывать") ученику в любой практической области. Лидерство определяет любое
решение члена церкви, какое пожелает.
Люди ставят перед собой много целей: некоторых они достигают, а остальных нет.
МЦХ вмешивается с целью приспособить любые цели в жизни ученика к тому, что она
выбирает. Такие цели, как учеба, карьера, брак, финансовые устремления,
достойное жилье, дети, а также самосовершенствование все находится в ведении
лидерства. Лидерство должно одобрить цели члена церкви, иногда запрещая или
изменяя их по воле лидера. Некоторые из них я уже упомянул выше, но позвольте
проиллюстрировать мое утверждение на примере типичной цели
самосовершенствования: предположим, у члена церкви проблемы с лишним весом.
Несомненно, достижение желаемого веса с помощью правильной (с медицинской точки
зрения) диеты отличная цель. Если бы МЦХ просто организовала структуру,
помогающую пройти ее члену через трудности похудания, не было бы проблем. Но
МЦХ поступает иначе. В церкви, членом которой я являлся, был случай, когда
объявили, что "толстяки отправятся в ад". И никаких оговорок. В МЦХ, в
общем-то, признается только одна причина излишнего веса обжорство. Хотя
переедание и является одним из факторов, вызывающих проблемы с весом, это не
единственная причина. Медициной доказано, что наследственность, определенные
условия лечения и препараты могут приводить к проблемам с весом. Такие факты в
МЦХ не учитываются. Группы поддержки тех, кто занимается снижением веса, часто
является возможностью для лидеров клеветать на учеников. В некоторых случаях,
ученикам объясняли, что они не смогут стать лидерами из-за своего веса. Таким
образом МЦХ хорошую цель превращает в неприятное переживание.
МЦХ также контролирует цели продвигая свои собственные. От каждого ожидают, что
он станет лидером. По логике МЦХ, если член церкви не стал лидером через пару
лет после крещения, то с ним что-то не так. Ученики не вправе решать, следует
ли им преследовать цель стать религиозным лидером. В МЦХ обычно считается
"грехом" не иметь желания быть лидером. Конечно же, МЦХ полностью контролирует,
кто действительно им станет. Имея возможность раздавать членам множество
обыденных лидерских обязанностей, МЦХ легко вырабатывает в них чувство своей
значимости и успешности.
Библия действительно учит, что мирские цели необходимо ставить на второе место
после духовного здоровья. Я с эти не спорю. Смысл в том, что лидерство МЦХ
управляет этим вопросом в большей степени, чем сам ученик. Нет ничего
небиблейского в том, чтобы хотеть стать религиозным лидером: проблема в том,
что МЦХ заставляет человека чувствовать духовно несостоятельным, если у него
нет такой цели.
Основной смысл здесь в том, что МЦХ контролирует и/или изменяет обычные цели
человека. Все принимаемые решения и поставленные учеником цели должны быть
подчинены целям церкви. Любые личные цели должны приноситься в жертву прихоти
лидеров. Уверен, члены МЦХ добиваются таких мирских целей, как образование или
продвижение по службе. Дело в том, что все эти цели управляются лидерством МЦХ.
5. Наставники/ученики
Личный наставник, пользующийся всеми различными методами контроля, изложенными в
этой статье, является главным орудием, при помощи которого МЦХ контролирует
своих членов. Прямой контроль наставником описывается в других разделах.
Поэтому здесь мы остановимся на других моментах.
МЦХ использует систему личных наставников для контроля деятельности учеников.
Это дает лидерству незаменимый способ следить за членами церкви. Наставники
докладывают о своих подчиненных под видом получения совета по их поводу. МЦХ
может, таким образом, более эффективно манипулировать своими членами с помощью
различных механизмов. Эти доклады могут достигнуть и евангелистов или других
проповедников. На этом уровне, лидер может формировать свои проповеди на
основании полученных данных. Рядовые члены обычно и не подозревают, что их
ситуация дошла до высокого уровня. Последующая проповедь может содержать в себе
моменты, направленные на конкретного ученика или группу учеников. Последние
вполне могут поверить, что Бог говорит с ними через проповедь, поскольку она в
точности соответствует тому, что они должны были услышать. Такая практика
способствует контролю над решениями учеников и укрепляет их веру в то, что Бог
работает через МЦХ, таким образом воспитывая доверие членов к церкви.
Многие, хотя и не все, наставники используют свое положение, чтобы выражать
заботу о группе или "выпускать пар". Наставники могут согласиться, что учение
было слишком жестким, и смягчить его. В другом случае, они могут смягчить
беспокойство ученика, предположением, что он что-то неверно истолковал. Хотя,
возможно их намерения в этом случае и благие, приводит это к отклонению или
откладыванию подозрений, что в группе в целом что-то не так.
С момента отставки Кипа МакКина некоторые общины МЦХ переименовали "личных
наставников". Я сталкивался с двумя случаями, когда член церкви получал
некоторую свободу выбирать того, кто его будет учить. Эта тактика напомнила мне
ситуацию в общине, членом которой я был. Где-то в 1990 году, на протяжении
нескольких месяцев, евангелист учил вместе с личными наставниками (прим.: не
уверен в переводе). В течении этого времени, хотя и было больше свободы, мы
по-прежнему подвергались серьезному контролю. Отношение, привитое МЦХ о
зависимости от "советов" сохранялось. Мы получали "советы" от лидеров бесед и
прочих. Смысл в том, что мы были поставлены в условия, чтобы не принимать
самостоятельных решений любое простое решение должно было проверяться хотя бы
кем-то из общины. Таким образом, просто избавиться от персонального наставника
недостаточно. Я вернусь к этой идее в Главе 4 "Основные вопросы содержания"
(прим.: мой вариант перевода).
Хотя это и хорошо спрашивать совета по трудным вопросам, практика наставничества
показывает пристрастие к "советам". Это нездоровая зависимость. Такой порядок
приучает людей к тому, что они не в состоянии делать свой выбор. Именно поэтому
недостаточно только изменить принцип подбора наставников или прекратить вообще
назначать их. Необходим отказ от пристрастия к "советам", а также разрушение
структуры лидерства в целом. Иисус не оставил нам деталей построения
христианской системы лидерства, однако в Библии четко сказано, что он учил о
необходимости лидер быть "под" рядовыми учениками, а не "над" ними. МЦХ иногда
заявляет, что обладает именно такой структурой, но практика показывает
обратное. Иисус категорически запрещал лидерам церкви "пользоваться властью
над" рядовыми учениками. Вместо того, чтобы обратить внимание на предупреждение
Иисуса, МЦХ использовала подобную практику с самого начала, и я не вижу
признаков того, что она изменила свою позицию.
Настоящая проблема не в методике "наставничества", а практика по своей сути.
Наставничество лишает людей признаков зрелости возможности делать выбор и
сталкиваться с последствиями, как хорошими, так и плохими. У "наставляемого"
развивается нездоровая зависимость от других при принятии решений. Жизненный
опыт, хороший после принятия мудрых решений и плохой после неверных, делает
человека более зрелым. Горести и радости от прохождения своим путем через свои
собственные трудности помогает людям расти. "Наставничество" вмешивается в этот
процесс, приучая людей не разбираться в себе (прим.: не уверен в переводе) с
целью овладеть ситуацией, а ждать указаний от других, как поступить. Таким
образом, эта система затрудняет личное развитие.
"Наставничество" губительно по сути своей!
6. Стирание границ
Гордон Фергюсон, в обсуждении покорности и покаяния, используя как основу Мф.
28:18-20, говорит о границах следующее: "Тот, кто проводит в своей жизни черту
и говорит "Не переступать ее" не является учеником Иисуса Христа. Он может быть
членом церкви, религиозным человеком или хорошим парнем но он не христианин!"
(sic) (Ferguson, Gordon, "Discipling", изд-во DPI, 1997, стр.53)*. Интересно,
но ни используемый отрывок ни другие, приводимые в доказательство, никоим
образом не подкрепляют это серьезное заявление. Такие утверждения весьма
типичны для МЦХ с ее привычкой доказывать что-либо с помощью великих причин
(прим.: не уверен в точности перевода). В противовес такому утверждению можно
сказать, например, что Фергюсон имел в виду то, что чертить на песке неугодно
Богу. Теоретически, это могло подтвердить заявление (прим.: неясен смысл),
однако, как я уже рассматривал, МЦХ переводит роль Бога в жизни ее членов на
себя, особенно в виде лидеров. Рассматриваемое утверждение четко и
недвусмысленно говорит членам МЦХ: если они отделяют часть своей жизни и не
позволяют лидерам МЦХ пересекать эту границу, они не являются христианами и
направляются прямиком в ад.
[*Контекст приведенной цитаты заключается во взгляде МЦХ на отношения
наставничества, как части Великого Наказа (Great Commission). Фергюсон решил,
что вся его церковь не спасена, поскольку она не соответствовала версии
Великого Наказа, которую проповедовал Кип Маккин в начале 80-х.]
Для здоровых взаимоотношений друг с другом, люди должны устанавливать рамки. Я
упоминал это в обсуждении контроля над влюбленными. МЦХ называет подобное
вторжение "быть открытым о своей жизни". Член церкви не имеет права сказать
лидерам, что какая-то часть его жизни не их дело. Любые расспросы, любое
вторжение должно приниматься. Как писал Кип Маккин:
"Брак дает вызов быть открытыми с другой парой абсолютно обо всем без
исключения, то есть о прошлом, ссорах, сексе, распорядке, финансах ?" (sic!)
(McKean, Kip, "Go Make Disciples: The Dream", изд-во DPI, 1997, Урок 8.)
"Помните: мы - семья ... никогда не принимайте отношения "это не ваше
дело". Когда ты наставляешь, "следуй своему чутью"" (sic!) (там же, Урок 5)
Полагаю, некоторые лидеры относятся с уважением к определенным рамкам, но смысл
в том, что именно лидеры, а не сами ученики, определяют их. Вторжение в частную
жизнь происходит по таким вопросам, как сексуальные отношения мужа и жены,
личные мысли, желания, мечты и т.д. Без разрешения самостоятельно устанавливать
границы в зависимости от степени близости и доверия, члены церкви не могут
защититься от вторжения со стороны МЦХ. На самом деле, МЦХ использует эту
тактику для подстройки и управления личностью человека. Система рамок важна для
душевного здоровья, а не только для "сокрытия грехов".
Разрушительность такого подхода заключается в том, что он разрушает самоуважение
человека. МЦХ обесценит и объявит "греховным" любой аспект личности члена
церкви, который не нравится или не подходит системе. Например, интроверсия есть
прирожденная особенность характера и человек не может это изменить (согласно
последним психологическим исследованиям). В МЦХ же требуются экстраверты,
поэтому быть интровертом объявляется грехом.
Члены МЦХ не могут быть самоуверенными (в хорошем смысле) или просто быть теми,
кто они есть. Скорее, лидерство терпимо относится только к тем особенностям
характера, которые оно выбирает. Здоровая уверенность в себе пропадает,
поскольку только те особенности личности, которые угодны МЦХ считаются
правильными. Такая система не оставляет у членов церкви возможности владеть
своей самооценкой.
Такая практика, в сочетании с контролем над влюбленными парами, оставляет члену
церкви лишь единственный способ чувствовать себя значимым и стоящим человеком
одобрение и согласие с лидерством МЦХ.
7. Разбирательство с нарушителями (ломка)
То, что в МЦХ называется "дать вызов" (прим.: ребьюк, если кто помнит :)),
исследователи называют "разбирательство с нарушителями". Иногда поводом служит
нарушение библейских заповедей, например, связанные с сексом. Однако, основная
масса связана с недостаточной покладистостью перед указаниями лидеров или
сомнениями в их поступках или утверждениях. Во время таких разбирательств
(обычно проводящихся минимум тремя обвинителями) воля ученика переламывается
при помощи давления, ответом обвинениями на обвинения, искусственно вызванным
чувством вины и стыда. Результатом должно стать приведение члена церкви в
состояние согласия и приятия лидерской власти и указаний. Право ученика
самостоятельно думать и самоопределяться приведено в зависимость от лидерства.
Строгость разбирательства побуждает ученика в дальнейшем сдерживать свои
замечания или сомнения и покорно подчиняться лидерам. [Примечание: МЦХ
использует термин "дать вызов" для обозначения разных степеней применения силы,
я описывал самую жесткую методику]
Более мягкая тактика, также называемая "дать вызов" это разоблачение в чем-то.
Это может быть сделано персонально или в группе. Методы, используемые при
"разбирательстве", применяются и здесь с целью убедить ученика, что он сделал
нечто очень нехорошее. Однако, давление оказывается в меньшей степени. Типичная
цель вызвать в ученике чувство стыда, чтобы он делал, что ему говорят.
Следует повторить, что греческое слово, переводимое, как "дать вызов, упрекнуть"
обозначает "утвердить в вере". Суровость, используемая МЦХ не предполагается.
Рассмотрим Гал.6:1 "Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы,
духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за
собою, чтобы не быть искушенным." МЦХ поощряет неподчинение лидеров этому
отрывку, предпочитая жестокость и грубость. Я даже слышал, как лидеры МЦХ
хвастались, как им удалось "расколоть" или "всыпать" кому-то из их
ответственности.
8. Страх
Помимо страха перед принуждением и "разбирательством", МЦХ запутывает своих
членов еще одним страхом боязнью потерять спасение. В МЦХ официально отрицают,
хотя активно учат спасению через дела. Отрывки типа Ин.17 часто используются
для того, чтобы заставить учеников поверить, что если они не успешны в
обращении других, спасение будет потеряно. Также, МЦХ заставляет учеников
поверить, что нужно быть полностью преданным, якобы Богу, но реально МЦХ, иначе
спасение будет отобрано. Слово "милосердие" упоминается в МЦХ гораздо реже.
МЦХ использует страх и другим путем. Ученикам проповедуется, что есть
единственная истинная церковь и оставить ее означает уйти от Бога, и тем самым
они удерживаются во власти тех, кто их использует. Страх попасть в ад после
побега от тирании МЦХ умственно запутывает членов церкви. Они верят, что нужно
терпеть, что бы с ними ни делали, либо отправляться в ад. К несчастью,
некоторые, уходя их церкви, остаются с такой уверенностью, просто решив, что
лучше быть в аду, чем терпеть МЦХ.
В МЦХ полно историй о несчастьях, случившихся с ушедшими, особенно со
смертельным исходом. Поскольку члены церкви верят, что эти люди попали в ад,
страх перед уходом возрастает. Ученики ожидают, что гнев Бога падет на них,
если они уйдут. Развивая эту тему, в МЦХ по отношению к бывшим членам
используются термины "ушедшие от Бога", "отпавшие" или "вернувшиеся в мир".
Такие негативно звучащие термины обычно вызывают грусть и страх у членов
церкви, препятствуя их уходу.
9. Ограничение выбора.
Также, как средство для привития ученикам признания контроля, используется
ограничение выбора. Члену церкви оставляется возможность единственного выбора,
то есть на самом деле отсутствие выбора вообще. В МЦХ это делается так: ученику
объясняется, как нужно поступить и приводятся "причины", почему все остальные
варианты неверны.
Если у члена церкви возникают сомнения, он должен их подавить. Если же он
выскажет их, ему скажут, что "нужно лучше это изучить" или "молиться об этом".
Подобная тактика позволяет тонко намекнуть, что человек заблуждается и должен
достичь понимания с Богом насчет правильности данных указаний. Лидер
контролирует, собирается ли ученик подчиняться, и может даже привлечь еще людей
к доказательству того, что именно лидер прав. Иногда ученику говорят, что он
должен "доверять в этой ситуации Богу" и Бог будет работать, поскольку сердце
ученика "будет правильным" из-за подчинения. Также лидер может припомнить
случаи, когда в прошлом ученик принимал какие-то решения, приведшие к неудаче и
вывести, что Бог не благословил те решения, т.к. ученик был "гордым и
независимым". Затем ученику опять посоветуют "доверять Богу в этой ситуации".
После всего этого, лидер говорит ученику: "решение, конечно за тобой". Однако
реально никакого выбора не остается.
10. Управление привязанностью
МЦХ использует управление привязанностью, называя это "любовь" и "поддержка",
для обращения новых и удержания существующих членов церкви.
На стадии обращения, МЦХ применяет четкую схему завоевания дружбы будущего
потенциального члена церкви. Гость окружается учениками, по возможности
общающихся с ним ежедневно, которые пытаются стать для того "лучшими друзьями".
В случае легкой возможности повторного контакта, член МЦХ, который начал
отношения предпочтет завоевать доверие "дружбой" до того, как объявить свои
истинные цели. Прикрываясь стремлением "стать всем для всех" члены церкви могут
притвориться заинтересованными увлечениями потенциального ученика. Иногда,
компания, занятая обращением человека, может пригласить ученика, имеющего
что-то общее с ним. Конечно, все эти "настоящие друзья" прекращают этот
спектакль, как только человек становится учеником, за исключением, может быть,
только того, кто будет выбран его наставником. Также, если человек так и не
крестится в МЦХ, "дружба" скорее всего будет забыта.
Управление привязанностью используется по отношению к членам церкви по-разному.
Один способ – это улыбки, комплименты и терпимость к послушным ученикам.
Непокорных же избегают, критикуют, порочат и т.д. Поскольку, как упомянуто
ранее, МЦХ контролирует главные источники поддержки для ее членов, хорошее
отношение к себе становится очень важным для ученика, вынуждая его прилагать
все усилия, чтобы быть более послушным (особенно усиленно приглашая или сдавая
больший сбор).
Еще одной тактикой для управления привязанностью является "возвышение". При
этом, о членах церкви, особенно покладистых, другими словами полезных,
упоминается с особой любовью перед всей церковью. Это вызывает подобное
поведение у остальных с целью быть также обласканными. Дополнительно
усиливается и укрепляется покладистость самих "возвышенных" учеников. Подобная
тактика также используется по отношению к членам церкви, считающихся "слабыми"
или "в борьбе" (то есть тех, для кого существует риск ухода из церкви). В этом
случае любой, даже самый незначительный поступок такого ученика превозносится
перед всеми. Этот механизм (по сути просто снисхождение) помогает усилить связь
с группой и предотвратить уход "слабых" учеников. Однако, подобные методы
используются не всегда; когда ученик становится слишком уж "проблемным", ему
вполне могут позволить уйти или даже изгонят из группы.
Также способом управления привязанностью – объятия со словами "Я тебя люблю"
между членами церкви. Объятия – это весьма личный знак выражения привязанности.
Оно означает глубокую привязанность к тому, кого обнимаешь. Этот символ
распространился в МЦХ из-за обязанности приветствовать друг друга объятием.
Укрепляет отношения это в небольшой степени, зато гораздо чаще приводит к тому,
что смысл объятия для членов церкви теряется. Так же и слова "я тебя люблю"
используются слишком часто, и их значение обесценивается. Одно дело, когда
такие слова говорятся тому, к кому действительно относятся, но в МЦХ их говорят
любому, даже от едва знакомых людей ждут, что они скажут друг другу "я тебя
люблю". После того, как такие личные знаки привязанности становятся
банальностью, членов церкви перестает трогать даже искренние слова или знаки
привязанности (от учеников или просто людей). Так понятие интимности, близости
(как в романтическом, так и в платоническом смысле) размывается в МЦХ.
Результатом для учеников становится необходимость еще сильнее стараться, чтобы
получить любовь и уважение в церкви, что, как уже обсуждалось, возможно только
при условии доверия лидерству контроля над своей жизнью.
Наигранная (или даже искренняя) любовь используется как прикрытие, когда ученик
не слишком подчиняется контролю лидеров. После того, как лидер применил один из
жестких методов контроля, он часто завершает это словами "Я делаю это, потому
что люблю тебя". Тем самым, фокус смещается со слов или поступков лидера на его
предполагаемые мотивы. Такое основание само по себе предполагает правильность
оценки лидером ученика.
Если ученик пропускает службу или по другой причине полагается недостаточно
"преданным", управление привязанностью используется в большом количестве. Все
говорят: "Мы скучали по тебе. Что с тобой случилось в воскресенье?". Ученику
также возможно скажут, что он был нужен, его помощь была нужна, что ему есть
чем поделиться и т.д. Все эти фразы служат для того, чтобы вернуть человека к
покорности и под контроль, а также, чтобы продлить его иллюзию о своей ценности
и значимости. Резкое прекращение такой "любви" после очередных организационных
перестановок или после ухода из церкви доказывает, что все эти проявления не
искренни.
перевод статьи с reveal.org
Copyright © Церковь Христа, МЦХ Все права защищены.
Опубликовано на: 2003-10-13 (8901 Прочтено)
[ Назад ]