Навигация
О нас
На главную alt+a
Форумы alt+f
Темы
Библиотека
Самое-самое
Галерея
Опросы
Справочная
Добавить статью
Библия
Карта сайта
Истинный комикс
Службы ЦХ, mp3
Моя страница
Пользователи
Высказаться
Архив сайта
Статистика
Вход для сотовых
Ссылки
Опрос
Какие новые материалы вы хотите видеть на сайте?

об истории церкви первых веков

о жизни великих христиан древности

о святых нашего времени

о несоответсвии учения ЦХ церкви первых веков

о Православной Церкви

диспуты с представителями разных конфессий

всё вышеперечис ленное

что то ещё (пишите комментарии)

Результаты
Другие опросы
Голоса: 311; Комм-ии 1
Авторизация
Логин
Пароль

Забыли пароль ?

 Участники
Сегодня 0
Вчера 0
Всего 12153
  Онлайн
Гостей 383
Членов 0
Всего 383
Последний palonius15

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегист- рироваться здесь. Только зарегистриро- ванные участники име- ют полный доступ.


 Пиковая нагрузка
Гостей 22670 01.02.23 01:36
Членов 4 09.02.23 11:09
Всего   22670 01.02.23 01:36
Поиск
Читайте также
· Генри Крит: Комментарии к письму Кипа МакКина
· Департамент образования Приморского края направил в прокуратуру документы о деятельности секты "Церковь Христа".
· Была ли Тайная Вечеря последней?
· Диагноз: тоталитарная секта
· История участника форума Delta
· Рекомендации бывших членов религиозных сект
· "Первые принципы"
· Leadership Lifestyles ADDITION
Подписка
Ваш E-mail:

Тип подписки:

Формат подписки:

Высылается полный текст статей !

Предыдущая статьяУвеличитьПечатать на принтерСледующая статья

"Церковь Христа" (Бостонское движение)

Исходным пунктом для распространения и развития нетрадиционных религий в конце 20 века в России является социально-политический и идеологический кризис 80-90 годов...


Примечание редактора сайта: данная статья написана со многими неточностями. Например, ЦХ нет во многих из перечисленных в статье городов и численные оценки вызывают сомнения. Просьба не воспринимать эту статью как абсолютную правду. Скорее относитесь к ней просто как к мненеию журналиста, который не любит ЦХ. Соответственно, он преувеличивает многие вещи м порой пишет откровенный бред. Ещё раз: это ПЕРЕПЕЧАТКА статьи неизвестного автора, скорее всего реферат какого-то студента.

Введение.

Исходным пунктом для распространения и развития нетрадиционных религий в конце 20 века в России является социально-политический и идеологический кризис 80-90 годов и следующая за ним структурная перестройка экономических и общественных отношений. Социально-экономическое положение человека в обществе бывает в такие времена особенно неустойчивым, и это порождает страх за свою дальнейшую судьбу, связанный с моментами внутренней маргинализации, часто приводящий людей в ряды различных агрессивно настроенных объединений, в том числе и религиозных, или заставляет искать более прочных, чем имеющиеся, социальных уз.

Рассматриваемая мной в этой работе секта под названием «Церковь Христа» или как ее называют в литературе – «Бостонское движение» (далее – ЦХ) появилась в России как раз в такой период. Несмотря на наличие в ней представителей разных поколений, эта секта является преимущественно «молодежной» или, как утверждает Копысов, «студенческой». Именно молодежь является наиболее восприимчивой к переменам в обществе. В данном случае мы можем говорить о молодежи с осознанными жизненными проблемами, для которой уход в религию является попыткой выйти за пределы меркантильной психологи, культивируемой не только в семье, но и в масштабах всей страны с помощью средств массовой информации. Наиболее острые социальные конфликты, политические и социальные противоречия сознание превращает в теодицею, противостояние добра и зла в мире, и т.д. Таким образом, проблемы, с которыми молодое сознание сталкивается в повседневной жизни, находят свое разрешение и генезис в отраженном, трансформированном виде абстрактных представлений, зачастую сформулированных не им самим, а заимствованным из авторитетного источника или навязанным более сильной личностью. И в данном случае просвещение не может играть активной роли, и строки из письма Веригина Толстому как нельзя лучше характеризуют это: «…Сейчас в России народ жаждует не просвещения, а освобождения в широком значении этого слова, освобождения вообще от опеки человеческой». Но следуя этой жажде, ведомый поиском истины, человек забывает, что он в любом случае не будет свободен окончательно. Стоит также обратить внимание на то, что такой поиск ведется, как правило, путем эмоциональной симпатии, «сердцем, а не умом», что позволяет членам секты оставаться там гораздо дольше, чем в том случае, если бы они воспринимали учение рациональным образом. Здесь фактически отсутствует возможность свободной спекуляции, он всегда обусловлена заранее заданными рамками, вернее, не только рамками, а особой логикой и направлением рассуждения. И здесь становится особенно важен ритуал, когда сама спонтанность выражения религиозных чувств оформляется заранее существующим «сценарием». Ситуация несколько меняется, когда теряется преобладание неиституциональных форм, точнее, происходит окончательное становление новых форм института.

"Как большие реки сопровождаются в своем течении омутами, заводями и просто болотами, так и великие религии рождают вокруг себя свои искаженные отражения - секты. Секта - это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и серость, так сказать,- провинциализм в религии. Если мы встречаем религиозное учение, которое не принимает в себя всей истории человеческой мысли, не понимает этой истории, не объясняет ее, проходит мимо, не благословляя и не осуждая, а просто не замечая того или иного факта человеческой жизни - мы имеем дело с сектой. Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, в которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль - мы имеем дело с сектой. Если, наконец, отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем миром в его прошлом и настоящем, то это учение не всецелая животворящая истина, а секта... В чем обаятельность секты? В ее доступности и простоте. Секта в элементарном виде удовлетворяет все главные потребности человека: его потребность общаться с людьми, потребность этическую и потребность религиозную." (Цит. по: "История религий" М. ,1909). Данная работа не претендует на статус полноценного исследования проблемы, однако выявляет и подчеркивает наиболее яркие черты исследуемой организации, а так же ставит своей целью критическую оценку «творчества» всевозможных конфессиональных авторов. В работе использованы не только книги, изданные за последние годы, но также авторефераты, интернет-сайты собственно секты, посвященные ей и содержащие критический анализ, а также отзывы бывших и нынешних членов секты. В использованный материал также вошли издания самой секты, аудиоматериалы передачи «Берегитесь лжепророков», записанные в процессе интервью с моим участием, фотоматериалы, а так же мой личный опыт, почерпнутый в течение 3 лет включенного исследования.

§1. Возникновение, становление и управление.

Основатель «Церкви Христа»- пастор Кип Мак-Кин. Он был назначен в небольшую протестантскую общину в г. Бостон (штат Массачусетс, США), где начал проповедовать собственное учение. Большая часть прихожан тогда покинула его приход, но вскоре стали появляться новообращенные. "Церковь Христа" основана в 1979 г., ее руководящее звено составляют 13 человек. В 1981 г. организована первая "Церковь Христа" за пределами США, в Лондоне. К концу 1995 г. международные церкви Христа имели в 89 странах 242 общины, насчитывающие 118 тысяч прихожан. "Церковь Христа" имеет в мире 24 столповые церкви, из которых происходит административное управление, из которых в США - 7, а также дочерние церкви; в города, в которых они находятся миссионерские команды выезжали из этих городов.

"Церкви Христа" действуют в России (зарегистрирована Министерством юстиции в 1992 году) и на Украине (Киев), в Эстонии и Белоруссии. Наиболее многочисленные общины в России и на Украине - около 10 тысяч членов.Общины "Церкви Христа" действуют в следующих городах России: Архангельск, Барнаул, Биробиджан, Благовещенск, Владивосток, Вологда и Вологодская область (Череповец), Волгоград, Воронеж, Екатеринбург (зарегистрированы 2 организации "Церковь Христа на Урале"), Иркутск. Йошкар-Ола, Казань, Киров, Красноярск, Магадан, Москва и Подмосковье (Люберцы), Мурманск, Новосибирск, Омск. Орел, Псков, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сыктывкар и города Коми (Ухта, Печора, Усинск, Инга, Сосногорск и др.), Тамбов, Тверь, Томск, Хабаровск, Ульяновск, Ярославль и др .

К июлю 1994 года число последователей Мак-Кина в 63 странах мира составило свыше 87000 человек (156 общин) .По состоянию на апрель 1996 г. количество членов "Московской Церкви Христа" составляло 2245 чел. обоего пола, количество членов "Церкви Христа" в России составляло 12300 человек ("учеников"), в том числе в Екатеринбурге - до 100 человек, в Мурманске - 1000. На март 2000 года количество членов ЦХ в Москве – более 3000 человек, в Киеве – более 3500 человек. В Санкт-Петербурге – 900 человек, Несмотря на активную проповедь и восьмилетнюю историю, количество членов здесь никогда не превышало 1000.

Внутренняя структура повторяет внешнюю по пирамидальному принципу, позволю себе проиллюстрировать ее выдержкой из интервью:

«... Во главе "беседы" стоит "лидер беседы". Он - лучший друг своих "собеседников", он им вместо отца и матери, ему можно доверить все. Желательно, чтобы в "беседе" было поровну братьев и сестер, но последних, как правило, бывает больше. У сестер - свой лидер, правая рука лидера-брата (иногда ее называют «духовной женой»). У лидеров могут быть "ассистенты" - те, кто еще готовится стать лидером. Если "беседа" разрастается и требуется ее разделить, прежний ассистент становится лидером новой "беседы". Лидер знает о своих людях все. Он их хвалит и обличает, он их учит...»

«…Члены одной "беседы" или учатся вместе, в одном учебном заведении, или же, если они относятся к категории "рабочих", живут недалеко друг от друга. То, что писали некоторые газеты о некой "общности имущества" и "общежитии для братьев", в которых царит небывалая скученность - неправда. Просто многие члены ЦХ - иногородние студенты, поэтому они часто и снимают одну квартиру на двух-трех человек. Кроме всего прочего, все просто обожают ходить друг к другу в гости. Иногда бывает тесновато, но всякие разговоры о "принудительных общагах" не соответствуют действительности …»

«…Три-четыре "беседы" объединяются в "зону". Лидер одной из "бесед" внутри "зоны" ведет еще и всю зону. Он - наставник и руководитель для лидеров "бесед". Если беседа чаще всего именуется по названию учебного заведения или по имени лидера, то "зона" - по территориальному признаку, по станции метро или району города. Три-четыре "зоны" составляют "сектор" - основное "тактическое" подразделение ЦХ: это уже около 100 человек. "Сектор" арендует зал для воскресной проповеди и будничных собраний. Лидер "сектора", ведущий также и "зону" и "беседу", - основной духовный авторитет для членов "сектора"... Три "сектора" составляют "регион", объединяющий людей, живущих и учащихся на территории, прилегающей к одной-двум линиям метро. Лидер "региона" (не освобожденный, кстати говоря, ни от "сектора", ни от "зоны", ни от "беседы") - непременно "крутой" (в терминологии ЦХ) проповедник, иногда иностранец. Масштабы его деятельности уже очень велики. Лидеры "секторов" и "регионов" и их ассистенты - люди, полное время работающие на МЦХ и получающие небольшую зарплату в долларах. Все "регионы" вместе являют собой уже церковь. Лидер городской церкви - фигура "легендарная". Он обязательно (как и некоторые лидеры "регионов") носит титул "евангелиста"...»

§2. Финансирование.

«Церкви Христа» свойственна не только строгая дисциплина, но и строгая отчетность. Внутренние документы организации свидетельствуют о финансировании из Лос-Анджелеса и обязательных сборах с членов секты. Осуществляется обязательный еженедельный сбор "десятины". Так же проводятся сборы на частные нужды – тогда размер взноса устанавливается лидером филиала. Все сборы собираются также и с неработающей части населения – подростков и живущих на иждивении. Ежемесячно приходит помощь также и из Бостона - 30-35000 долларов, но на счетах не хранится, так как деньги из Бостона сразу же обналичиваются. От руководителя сектора и выше - профессионалы, нигде больше не работают. Оклад руководителя регионального уровня - 1 700000 рублей в месяц, в случае его женитьбы на иностранке, последовательнице этой же секты, зарплата увеличивается до 2400 долларов. В каждом филиале - 5 бухгалтеров. Еженедельный сбор по сектору составляет 500-600000 руб. (не считая "десятины"). Воскресный сбор "для бедных и нуждающихся" составляет до 1000000 рублей по 3 секторам.

Согласно внутренним документам «Церкви Христа», расходы по 1 региону в крупном городе в неделю: воскресная служба: зал - 400-500000, хлеб и вино - 50000.; служба для учеников (тех, которые не крестились) по вторникам - 300000. за аренду зала; в четверг - беседы по Библии; по пятницам - сбор на "семейное время" учеников; изготовление в типографии приглашений обходится региону в 200000 рублей. По информации из тех же закрытых материалов "Московской Церкви Христа", финансовые поступления в МЦХ составляли:

в 1992 г. 21% - сборы в церкви, 79% - помощь из Лос-Анджелеса;
в 1993 г. 33% - сборы в церкви, 67% - помощь из Лос-Анджелеса.
В то же время расходы в МЦХ составляли:
в 1992 г. 24% - зарплата, 52% - аренда залов, 2% - печатные материалы для офиса, 22% - общие расходы;
в 1993 г. 28% - зарплата, 56% - аренда залов, 4% - печатные материалы для офиса, 5% - квартиры, 7% - общие расходы.

Так же приводится образец памятки для ответственных за финансы: ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ СО СБОРОМ ДЛЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ФИНАНСЫ В РЕГИОНЕ:

  1. Сбор считается в здании, где проходит собрание, двумя братьями.
  2. Сразу же после счета заполняются два разных бланка пожертвований: для рублевого сбора и для валютного.
  3. Рублевый и валютный сборы упаковываются в два разных конверта.
  4. Бланк рублевого сбора упаковывается в аккуратном не сложенном виде в конверт с рублевым сбором.
  5. Бланк валютного сбора упаковывается в аккуратном не сложенном виде в конверт с валютным сбором.
  6. Оба конверта запечатываются и подписываются поперек места склейки обоими братьями.
  7. При перевозке или переноске сбора бланк, находящийся в конверте, не должен сминаться или сворачиваться.
  8. Вся валюта каждого вида должна быть обменена одновременно в одном месте по единому курсу (отдельно для каждого вида валюты: доллары, марки,..)
  9. Полученные после обмена рубли аккуратно упаковываются в тот же самый конверт с бланком валютных пожертвований.
  10. Все полученные квитанции упаковываются в тот же конверт.
  11. Конверты привозятся в офис в день отчета.
  12. Сразу после отчета необходимо взять конверты, бланки и памятки по сбору для каждого сбора в течение следующей недели.
  13. В четверг на миссионерской школе необходимо раздать все конверты с упакованными в них бланками и памятками лидерам, ответственным за сборы в этих секторах. Напомнить лидерам, чтобы они следовали правилам, указанным в памятке. Администратор Северного Суперрегиона М.Гетманов

§3. Доктрина.

Доктрина "Церкви Христа" сочетает крайне примитивное, буквалистическое (а, следовательно, и доходчивое) толкование христианства с очень агрессивными методами воздействия на личность, цель которых в подавлениии критического чувства и мыслительных способностей человека. Целью "Церкви Христа", по словам бывшего руководителя ее московского филиала М.Раковщика, является "при жизни одного поколения осуществить евангелизацию всей планеты, возрождение христианства в том виде, в каком оно было в 1 веке". Все члены ЦХ убеждены, что живут по Библии, они утверждают, что именно ЦХ призвана возродить "чистое" христианство - такое, каким оно было во времена апостолов. Проповедь заключается в максимальном упрощении Священного Писания Ниже приведен фрагмент из выступлений А.Костенко и М.Раковщика (стиль и лексика сохранены):

"Давайте откроем Евангелие от Иоанна, вторую главу, аминь? Смотрите на Иисуса. Он приходит в храм: и наша картина об Иисусе - замарашка!... Иисус достает кнут и говорит: "Понимаете, что Я делаю? Меня это достает! Меня ревность снедает!... Это невероятная привилегия - быть с Богом... Кем я бы-ыл? Я вспоминаю это слово - замарашка! Без Христа, давайте, мы все замарашки... Бог не тратит много времени на сантименты с вами... Бог бы был поражен сейчас, увидев наше собрание . Бог был бы самым счастливым на земле сейчас! Это здорово, аминь... Что за день сегодня?! Почему так много людей собралось сегодня в этом месте, чтобы радоваться вместе, аминь?! От Востока до Запада прославляйте имя Господне. Аминь?... Бог делает чудеса в жизнях людей, которые собрались здесь сегодня. Аминь?!". Для "быстрого роста в вере" необходимо скрупулезно соблюдать шесть приведенных в брошюре правил. В частности, пункт №4 предписывает следующее: "Делись об изученных уроках с более зрелыми учениками, которые смогут проверить, насколько глубокие убеждения ты берешь из них... С рвением следуй советам изменить что-то в себе". (Оригинальные материалы брошюр «40 дней» и «Первые принципы» приведены в приложении.

"Рвение" и "глубокая убежденность" присутствуют в проповеди основателя "Международной Церкви Христа" Мак-Кина: "Время не бояться сказать: Я человек Бога! Я несу слово Бога. И это мое послание - послание Бога... 1979 - одна церковь с 30 будущими учениками. Бог взял и к 1990 создал всемирное движение - 65 церквей, 20 тысяч учеников, сорокотысячные службы, 26 наций. И Ангелы пели: "Слава! Слава! Аллилуйя!" Время присоединиться к этому хору Ангелов ... Есть одно движение, движение Бога. Вы избраны вести его в странах, районах, городах, секторах, беседах... Нужно создать момент силы. Как это сделать? Это когда лидеры собираются вместе!.. Потом - организация. Как делать лидеров, где их брать? Ищите в водоемах, где мы крестим людей <...> Нам нужно крестить людей... Нам не нужно 1, 2, 3 таланта. Нам нужна толпа таких людей". Все достаточно просто и располагает к действию. Если Христос в каждом человеке видит прежде всего личность, образ и подобие Божие, то основателя "Церкви Христа" интересует, по его признанию, главным образом, толпа.

Завязывают разговор обычно с таких вопросов, как "Верите ли Вы в Бога?" "Можно ли Вас пригласить на проповедь?". В случае, если клиент хоть немного заинтересовался, его приглашают на проповедь. На этом собрании человек сразу же попадает в атмосферу внимательного отношения, искренней теплоты и заботы. Всеобщая вовлеченность усиливается поощрением творческой активности: проповеди сопровождаются концертами самодеятельности. Атмосфера нагнетается периодическими выкриками из зала: "Давай, бра-ат!", "Скажи, Миш!" (имена выступающих объявляются заранее), "Давайте, братья и сестры, мы с вами!" При этом импульсивная, подчас истеричная, речь проповедника доводит аудиторию до экстатического состояния. Зал отвечает беспорядочными восклицаниями: "Аминь!", "Аллилуйя!" Постепенно всех присутствующих охватывает всеобщий экстаз. И новичок невольно становится его участником. Проповедник не дает времени на то, чтобы отыскать предложенную им цитату из Библии и неискушенный гость не успевает даже задуматься над ней и осмыслить. При этом "братья" - проповедники пользуются весьма своеобразным переводом Нового Завета, который сильно отличается от классического (Синодального). (см. приложения)

Вот описание типичной проповеди в МЦХ очевидцем, студенткой МГУ, побывавшей на одной из них: "Все с нетерпением ожидают начала проповеди. Наконец, проповедник на сцене. Представьте себе элегантного молодого человека: темный костюм, белая рубашка, в руках - Библия. Как меняются времена. В зале заметное оживление - узнали. Имя проповедника любезно подсказывает рядом сидящая "сестра" (здесь это принятое обращение) - Миша Раковщик. В ответ на короткое приветствие гул одобрения. На просьбу исполнить псалом такой-то все встают. Тех, кто пришел впервые, без внимания не оставят, окружат назойливой псевдозаботой. Заботливые братья и сестры уже тут как тут: и за плечи приобнимут (так принято), и на нужную страницу в Библии укажут. Под многочисленные "Миша - давай!" и "Давай, Миша!", а также ежесекундное "Аминь", что здесь просто означает "согласен", проповедник на сцене начинает речь. Очень примечателен стиль речи проповедников во время проповедей: гнусавый, резко-каркающий голос проповедника, деланный акцент, схожий с прибалтийским, плюс интонация диск-жокея. По словам одного из адептов, родной язык Михаила Раковщика - русский, и в повседневном общении речь его лишена каких-либо спецэффектов. А на сцене - это его имидж, заимствованный у первых проповедников-американцев, которые по-русски говорили весьма слабо. Считается, что главное - это суть проповеди, мораль, а не внешняя сторона. Мораль, однако, на удивление проста. Живи по Библии, да спасен ты будешь. Легко ли жить по Библии? Легко, но больше полезно. В подтверждение приводится история одного "брата". Был он бизнесменом. В деле своем весьма преуспевал. Каждый день не забывал прилежно молиться. Но однажды с ним произошло несчастье. Он уже не знал, о чем ему еще молиться, ведь у него уже все есть. С сим вопросом обратился он к другому "брату". Но ответа не получил. В ту же ночь к нему в офис ворвались крепкие ребята с дубинками. Его избили, ценное похитили, а несколько автомобилей сожгли до основания. Мстили. За что "брат" не знал, греха за душой не имел. Тогда стал он молиться с удвоенной силой. "За что, Господи?" - спрашивал он. Молился он так всю ночь напролет, а с утра его вновь посетили. Все те же, но с иными намерениями. Сказали, что, мол, ошиблись и тут же возместили все убытки. Следует заметить, что ораторского искусства проповедникам секты "Церковь Христа" не занимать. Влияние на аудиторию всецелое. С первых же минут задается нужный темп, до самого конца выдерживается ритм. Речь хорошо тонирована. Сравнения наглядны и просты. Смешки одобрения, возгласы типа: "Аминь" и " Давай, брат" не прекращаются. Полный контакт с аудиторией, которая, однако, настроена далеко не на серьезный лад. Здесь так принято - шутя изучать Библию". После того, как новоприбывший заинтересовался учением, с ним проведут 5 занятий (краткий план см. в Приложении).

  1. Что значит быть учеником. Настоящий христианин – это ученик Христа. Он каждый день отрекается от себя, отдает всю жизнь Христу, молится и читает Библию каждое утро, активно участвует в жизни церкви и крестит людей.
  2. Слово Бога Библия – Слово Бога. Надо учиться, учить и жить, руководствуясь ею. Читать ее каждый день.
  3. Свет и тьма. Все согрешили и потому отделены от Бога. Для Бога нет середины – или свет, или тьма. Все должны публично исповедоваться и родиться вновь через воду и Дух Святой.
  4. Распятие Христа. Христос умер за каждого персонально. Каждый раз, когда человек грешит, он распинает Христа вновь. (Для остроты восприятия зачитывается «медицинское освидетельствование» казни и смерти Христа).
  5. Церковь Есть одна голова – Христос, значит, должно быть одно тело – Церковь. Никаких посредников, никаких деноминаций. Сравни все остальные церкви и пойми, что эта – единственно истинная.

После того, как человек изучил эти занятия со своим наставником, его непосредственный лидер проводит с кандидатом «подсчет стоимости» или «взвешивание», где кандидата экзаменуют на соответствие общим установкам и крепость убеждений. Если все проходит без проблем, происходит крещение. Оно обязательно и не зависит от того, крещен ли человек или нет, другое крещение считается неистинным. Предварительно у новообращенного спрашивают: «Какова твоя добрая исповедь?», на что тот должен ответить: «Иисус Христос – мой Господь!» Крестят братья братьев, сестры – сестер, хотя 10 лет назад крестили только братья, полным погружением: в реку, море, озеро или ванну, это не имеет значения. После этого в течении 40 дней сектант проходит самостоятельно занятия по книге «40 дней» (см. приложения). Предполагается, что после всего этого он – зрелый «ученик», способный к «твердой пище духовной».

Жизнь в ЦХ расписана поминутно: утром – так называемое «Тихое время», заключающееся в получасовом чтении Библии и часовой молитве. Оно, по желанию наставника, может проводится с непосредственным лидером, с группой, в любом месте. Каждый день член секты должен пригласить не менее 3 человек, в дни особых кампаний по приглашениям – больше. На собрание сектант должен приводить приглашенных и за них отчитываться, а также стремиться получить их в «занятие». Если этого долго не происходит, человека начинают жестко укорять лично и прилюдно в том, что он «не приносит плода». Репрессии могут дойти до «отрезания», заключающегося в отлучении от ЦХ: планового – раз в год по результатам беседы или личного: из-за пропуска 3 собраний, непослушания и т.д.

В неделю происходят следующие собрания: собрание во вторник (для «учеников» и тех, кто проходит занятия), в пятницу – «семейное время», в воскресенье – служба для всех, в один из дней недели – «Беседа о Библии» в своем ВУЗе, на работе, и т.д., в субботу – обязательное «свидание», заключающееся в культмассовых мероприятиях.

Также раз в месяц организуются встречи для женатых, помолвленных и тех, «кому за 23». На этих встречах проводятся лекции-уроки по насущным бытовым вопросам. Здесь поощряется практика под названием «взять совет у лидера», а по сути – «настучать» на своего друга, подругу, мужа или жену, чтобы его (ее) укорили и заставили измениться. Молодой человек и девушка и так до свадьбы встречаются по 2-3 года, имея право только держать друг друга за руку, так еще они бояться говорить о том, что думают, так как половина может «посоветоваться с лидером и может обернуться неприятностями – неудивительно, что такие браки распадаются, как только люди покидают секту.

Для лучшего отображения реальной структуры и деятельности в Московской Церкви Христа" ниже приведены фрагменты из опубликованных в 1995 году в журнале "Альфа и Омега" записок бывшего приверженца МЦХ С. Глушенкова, рассказывающего о своем пребывании там:

"Здесь представлен исключительно мой субъективный взгляд на проблему, взгляд очевидца. Я лишь стремился правдиво описать то, что видел, слышал и пережил сам. Все примеры из деятельности МЦХ и жизни ее членов подлинные... Вступающие в МЦХ обязаны прервать близкие отношения с представителями (представительницами) противоположного пола, даже в том случае, если в них с нравственной точки зрения совсем нет ничего предосудительного. Даже придерживаясь чистоты в подобных взаимоотношениях, мужчина, будучи в церкви, не может иметь невесту "из мира". То же касается женщин...

Проповедники из МЦХ не любят споров. Но даже если споры возникают, каждый "истинный ученик" заранее уверен, что какие бы аргументы ни приводила противная сторона, прав он, а они неправы. "Мы оба грешники, но я - спасен, а ты - нет", вот что думал я всякий раз, убеждая человека в правильности позиций МЦХ... По официальной информации, МЦХ содержит три столовые для бедных. Лично я эти столовые ни разу не видел. Более того, никто из двухсот членов того "сектора", где я находился, никогда в этих благотворительных заведениях не работал. Думаю, что в них питается ничтожное число людей. Но каждый проповедник обязательно упомянет об этих столовых, рассказывая о деятельности МЦХ...

Свои актовые залы и ДК часто предоставляют МЦХ московские ВУЗы. Организация активно проповедует в целом ряде университетов и институтов - МГУ, МГТУ, Текстильной академии, Академии нефти и газа, МАИ, МИСиСе, медицинских институтах, российском и московском экстерном гуманитарных и во многих других. Не забыты колледжи с техникумами...

Те, кто покинул МЦХ, для своих прежних лучших друзей как бы "исчезают". Зачастую к ним относятся как к умершим. Даже хуже: умерших часто поминают добрым словом, бывших членов МЦХ - очень редко. В лучшем случае скажут про них, что был такой-то, да ушел, очень жаль... Жесткое сравнение, но ушедшие для нее - как отработанный шлак". Таким образом приверженцы ЦХ абсолютно отделены от мира, оставаясь в нем и подчинены одному влиянию – своего коллектива.

§4. Методы.

Управление построено по "пирамидальному" принципу: у каждого "наставника" есть несколько "учеников", которые, в свою очередь, являются "наставниками" и имеют своих "учеников", и так далее. "Наставник" постоянно контролирует "учеников", принимает от них ежедневные отчеты обо всем, что с ними произошло за день. "Ученики" ответственны перед "наставником" за каждый свой шаг. Этим достигается контроль каждого члена организации и поддерживается строгая полувоенная дисциплина. Главная цель всего этого - создать атмосферу, в которой наставник всегда прав, его слово - окончательно, его власть - абсолютна. Тезис зиждется на длинной цепи логических умозаключений, основа которой – «Лидер поставлен над тобой по Божьей воле». «Иерархия роста карьеры в «Церкви Христа»: ученик, лидер беседы (привел в культ 2 человек), лидер семейной группы (привел 5 человек), руководитель сектора (15 человек)» – на самом деле продвижение в карьере не зависят от количества новообращенных, приведенных человеком в организацию, как и в любой другой структуре здесь больше помогут подхалимаж и «помощь лидеру». Мне известно большое количество добросовестных людей, приведших из чистых убеждений в Церковь десятки человек – и не поднявшихся выше лидера беседы. Характерной особенностью ЦХ является детально проработанная система психологического давления на самих членов организвции и на всех, кто попадает в орбиту их миссионерской деятельности. Это давление носит как личный, так и групповой характер. Используются следующие методы: навязчивость, депривация свободного времени, групповое давление, индоктринирование комплекса вины, проводимое таким образом, что анализ его не позволяет усомниться в консультации высококвалифицированных психотерапевтов. ЦХ прибегает к классическим методам вербовки, использующимся в большинстве подобных организаций. В «Церкви Христа» существуют инструкции, причем для каждого члена может быть определено количество тех, кого нужно "пригласить". Вот образец листа записи приглашенных, даваемого каждому «ученику» во время проведения очередной акции ЦХ при инструктаже его перед рейдом по привлечению в секту новичков: "Суббота 13 августа 1994 года. Центральный сектор Московской церкви Христа. Вам предлагается пригласить следующих людей: милиционер, юноша в джинсах, мужчина с дипломатом, женщина с зеленой сумкой..., мужчина в спортивной форме, пожарник, дедушка с тростью, женщина в шляпе, девушка в платье в горошек..., мужчина с собакой, солдат, женщина с ребенком, лысый мужчина, бородатый мужчина..., продавец книг, музыкант, девушка с зонтом.... необычные люди...". Причем необходимо не только отметить факт завязывания разговора с указанным человеком и приглашения его на свои богослужения, но и записать его фамилию, имя и телефон… и встретить у входа в зал.

§5. Структура Московской ЦХ.

Приведенная мною ниже структура иллюстрирует продуманность евангелизационного и рабочего плана секты.

Лидер ЦХ в РФ и СНГ - Александр Костенко. Старший лидер по Москве (руководитель ЦХ в Москве) - Михаил Леонидович Раковщик.(данные на 1998 г.) Москва разбита на регионы, которые, в свою очередь делятся на сектора. Всего в Москве 9 регионов, в которых 27 секторов. Так, "Южный" разбит на сектора "Орехово", "Царицыно", "Коломенский". Глава региона "Юго-западный" - Энди Флемминг, региона "Центральный" – Александр Костенко, региона "Юго-восточный" – Шон Вутен, региона "Южный" – Василий Михеев. По информации центра "Сектор" при МГУ и Общественного комитета защиты молодежи от псевдорелигий г. Москвы, список секторов суперрегионов "Московской Церкви Христа" выглядит следующим образом : "Щукинский","Динамо"; "Водный стадион".; "Лианозово"; "Отрадное", "Свиблово" , "Останкино" ,"Сокольники", "Первомайский"; "Мытищи", "Солнцево" ,"Октябрьский".; "Павелецкий"; "Новогиреево"; "Выхино", "Люблино"; "Коломенский"; "Орехово"; "Чертаново"; "Университет"; "Черемушки"; "Юго-Западный".

Москва поделена на 7 миссионерских районов, в каждом - свой центр. Под своего рода монастырь оборудован один из корпусов студенческого общежития Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В "Московской Церкви Христа" восемь мест проведения в Москве воскресных служб: м. "Фрунзенская"; м. "Цветной бульвар"; м. "Владыкино"; м. "Новые Черемушки". Главный офис "Московской Церкви Христа" – на Каширском шоссе.

§6. Из истории Санкт-Петербургской Церкви Христа.

Данный параграф рассказывает о некоторых моментах истории ЦХ в Санкт-Петербурге.

Филиал здесь был основан в августе 1992 года миссионерской командой из 15 человек под руководством Дерека и Ли-Энн Ветт.

Отличительной чертой С-ПбЦХ был ее бурный количественный рост в начале (за 3 месяца – почти 300 человек, за полгода – 500), а затем почти полная стагнация, о чем уже говорилось выше. В самом начале рост обуславливался огромным числом подростков, (14-16 лет), которых уже к маю 1993 года было официально запрещено крестить.

Прирост явно уменьшался, на преодоление этого кризиса были брошены лучшие силы ЦХ, в Петербург приезжали новые миссионерские команды (см. фото),но все напрасно – количество членов так никогда и не превысило 1000. Этот феномен так и остался не изучен ни внутри ЦХ, ни внешними им богословами. Вероятно, разрешение этого вопроса будет небезынтересно для исследователей, занимающихся отличительными чертами религиозности в различных зонах обитания

§7. Заключение.

"Церковь Христа" (Бостонское движение) классифицирована как деструктивная религиозная организация в:
  • "Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека", прошедшей в Санкт-Петербурге 11-12 января 1996 г., а также в официальных "Обращении к россиянам..." и "Обращении к средствам массовой информации..." участников этой конференции;
  • Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций", 1996 г.;
  • Итоговом заявлении Международного христианского семинара "Тоталитарные секты в России", прошедшего 16-20 мая 1994 г. в Москве: в пункте 10 выражено следующие отношение к "Церкви Христа": "Крайняя нетерпимость и стремление поставить всю жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, характерные для этого движения, понуждают нас признать, что способ функционирования этой организации скорее затрудняет принятие Евангелия, чем служит его подлинному распространению".
  • Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации "К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим", 1996 г.: «Как правило, у последователей "Церкви Христа" отмечаются следующие негативные результаты практики данной секты:
  • сужение духовного и интеллектуального кругозора;
  • искаженное понимание Библии;
  • потеря интереса к учебе или работе, отказ от них;
  • агрессивность в вопросах веры;
  • резкое ухудшение отношений в семье, а также со светскими сверстниками;
  • снижение планки интеллектуального и духовного развития;
  • аномальные психические изменения.
  • Информационном бюллетене Новосибирского центра по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского "Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности" (1996 г.).
  • В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме" (декабрь 1994 г.) "Церковь Христа" (Бостонское движение) была определена как "лжехристианство и псевдорелигия". В том же Определении, в частности, отмечается, что данные организации пропагандируют воззрения, которые "разрушают традиционный уклад жизни, сложившийся под влиянием Православной Церкви,.. угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности... Освященный Архиерейский Собор... свидетельствует:.. люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви... (пункты 8, 9, 13).

Таким образом, отношение общественности к "Церкви Христа" - негативное. Деятельность "Церкви Христа" официально запрещена в университетах США и Великобритании за ее радикализм . В России, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничий, выступая на Совете ректоров ВУЗов Москвы, неоднократно призывал не предоставлять университетские помещения ""Церкви Христа". В Обращении к ректорам ВУЗов, директорам школ и иных учебных заведений конференции "Религиозный тоталитаризм и молодежь" (02.10.96), в частности, содержится призыв оградить учащуюся молодежь от влияния организации "Церковь Христа".

В Центр сщмч. Иринея Лионского (Московский Патриархат), Комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект, Центр реабилитации жертв нетрадиционных. религий (при Храме Всех скорбящих Радость, Москва), Информационный центр "Сектор" (при Храме сщмч. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова) и в другие антисектантские организации Москвы постоянно поступают многочисленные жалобы родителей, чьи дети попали в "Церковь Христа", бросили учебу и оказались в тотальной зависимости от ЦХ.

В заключение необходимо отметить трудность реабилитации молодежи, попавшей в "Церковь Христа". Если все-таки удается в адепте пробудить критическое мышление, он не сразу выходит из ЦХ. Процесс выхода из ЦХ связан с тяжелыми психологическими переживаниями, которые испытывает разочаровавшийся в "церкви" последователь. Одновременно с этим члены секты резко усиливают давление на него, причем чередуют "бомбардировку любовью" с запугиванием и призывами к покаянию. Как показывает практика, покидая, наконец, "Церковь Христа", юноша или девушка, как правило, испытывают глубокий и тяжелейший психологический и духовный кризис. После пребывания в ЦХ они нередко становятся атеистами и не хотят вообще ничего больше слышать о религии и духовности, что подтверждает искренность убеждений членов организации. Однако определенному количеству людей удается безболезненно уйти из под опеки ЦХ, как правило, в таких случаях уход обдумывался достаточно долго и тайно. Такие люди возвращаются в свои оставленные общины или присоединяются к новым, а предыдущий опыт обнаруживается в отсутствии внушаемости, остро критическом мышлении, цинизме и пессимизме.

Список использованных материалов: 1. Вестник Всецерковного Православного Молодежного Движения. - М., С-Пб, 1995. –77с.
2. Винокуров А.Я. Современное религиозное сектантство. - Смоленск, 1972. –120с.
3. Дворкин А.Д. Введение в сектоведение. – Нижний Новгород, издательство братства во имя святого Великого князя Александра Невского, 1998. – 457с.
4. Толстой Л., Веригин П.. Переписка. – СПб: изд-во Дмитрий Буланин, 1995. – 109 с.
5. Копысов Д..Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий. Автореферат. – М.: МГУ, 1995 г. – 20 с.
6. Малахова И.А. Новые тенденции в идеологии и деятельности христианского сектантства. – М: Знание, 1980 г. –39 с.
7. Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. Автореферат. – М.: МГУ, 1977. – 42 с.
8. Филимонов Э.Г. Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства. – М: Знание, 1977. –64 с.
9. http://www.cbook.ru/peoples/index/w...
10. http://zakon.kuban.ru/book/index.sh...
11. http://www.chat.ru/~epifan123/RELIG...
12. http://www.icoc.org/html/whoweare/s...
13. http://isabase.philol.msu.ru/~jirik...
14. Издания СПбЦХ : «40 дней», «Первые принципы», «Песни Царства Бога», «Благая Весть»
15. Аудиозаписи программ «Берегитесь лжепророков» и «Щит веры».




Екатерина Валерьевна. перепечатка с
hegel.sitecity.ru

Copyright © Церковь Христа, МЦХ Все права защищены.

Опубликовано на: 2003-10-22 (15126 Прочтено)

[ Назад ]
 
Reveal.ru - дружественная критика МЦХ (Международная Церковь Христа)
(c) Авторское право сайта Reveal.ru. Все права сохранены.
При полной или частичной перепечатке обязательно указывать авторство Reveal.ru.
К тому-же, при цитировании в сети интернет, убедительно просим ставить гиперссылку на Reveal.ru
Copyright 2006 © by PHP-Nuke :: Открытие страницы: 0.090 секунды
:: Связаться