|
История повторяется: Взлет и падение Кипа МакКина и Чака Лукаса.Чак Лукас был лидером и наставником Кипа Маккина. Он научил его почти всему, что Кип делал и проповедовал в дальнейшем, хотя ученик превзошел своего учителя. Посмотрите на сравнение их жизней и на те события которые происходили с каждым из них. Очень полезная статья.
Автор: Брайан Рит
1986 – Чарльз
(Чак) Лукас, 46-летний лидер движения "Перекрестки" (ряд университетских
церковных общин, входящих в традиционные Церкви Христа) был отозван с должности
евангелиста в связи с неясно указанными "повторяющимися грехами". При личной
беседе с Риком Бауэром, Лукас упоминал о своем увольнении, как о "годичном
отпуске". После увольнения, Лукас продолжал получать финансовую поддержку от
лидерства Бостонского движения/ МЦХ. В течение 1987 года, Кип МакКин принял на
себя лидерскую власть Лукаса и объединил все церкви, связанные с движением
"Перекрестки", в своем быстрорастущем "Бостонском движении".2001 – Томас (Кип) МакКин, 47-летний лидер
"Бостонского движения" (позднее переименованного в Международные Церкви Христа),
взял "годичный отпуск" в связи с неясно указанными "семейными проблемами".
МакКин официально ушел со своей позиции Лидера Лидеров Секторов Мира годом
спустя. После своей отставки, МакКин продолжает получать финансовую поддержку от
лидерства МЦХ и сохраняет определенную роль, как "работающий на церковь".
В течение того
времени, "Перекрестки" и МЦХ копировали друг друга в тактике обращения новых
членов, в структуре и стиле руководства и в степени психологического и
эмоционального насилия. Также и жизни Лукаса и МакКина переплелись, причем если
в начале их отношения складывались так, что Лукас был "учителем", а МакКин
"учеником", то в дальнейшем они перевернулись так, что "ученик" далеко превзошел
своего "учителя".
Что же за
обстоятельства сопровождали падение Лукаса и взлет МакКина? Почему смена
лидерства привела лишь к копированию лицемерия и насилия? Каким путем пойдет
"Движение" сегодня, будет ли порочная система сломлена или произойдет очередная
"смена лидерства"?
В 1967 году Чак
Лукас стал руководить университетской общиной Церкви Христа на 14-й улице в
Гэйнсвилле, штат Флорида и вскоре "добавил адреналина" в этой группе,
численность которой в короткие сроки выросла от 186 до двух тысяч. Не менее 50
новообращенных (многие из которых ныне являются лидерами первого и второго
уровня в МЦХ) были затем обучены и наняты на работу, как священнослужители в
среде студентов и молодежи в Церквях Христа по всей стране. Так что именно этот
год, 1967, будет более точным называть началом "современного движения Бога", а
не распространенный миф о 1979 и "30 потенциальных учениках". Однако,
современное лидерство МЦХ часто отрекается от связи МЦХ и движения
"Перекрестки", возможно из-за смущения от окончательной судьбы Чака Лукаса,
которая будет описана далее в этой статье.
В 1972 году
17-летний Кип МакКин был крещен в приходе Лукаса и воспитывался ("наставлялся")
персонально Лукасом. МакКин вскоре стал самым усердным его учеником. Роберт Хэч,
бывший лидером в движении, пока МакКин не отлучил его общину в 1987, был крещен
в том же приходе через неделю после Кипа, и пишет о рвении Кипа подражать
следующее:
"С тех пор, как
Кип уехал из "Перекрестков" для короткого и спорного (?) служения в Филадельфии,
перед тем как попасть (?) в Университет Восточного Иллинойса, он превратился в
копию Чака Лукаса, только более громкую. Конечно, все мы, кто учился на
священнослужителя, подражали Чаку в той или иной степени, не только в общем
вызове быть более преданными, и в его личном противостоянии таким грехам, как
гордость, неблагодарность и "независимый дух", но и его усам, костюму-тройке и
золотым карманным часам. Но никто не делал этого с таким смаком (разве что усов
не было, да и то, потому что они плохо росли), как Кип, который даже копировал
мимику и жесты Чака, используемые им в выступлениях каламбуры и драматический
талант. Поначалу это смущало (по крайней мере меня), но со временем стало нормой
истинного наставничества в Движении. Когда впоследствии Кип ожидал от своих
близких учеников такого совершенного подражания, что их можно было принять за
удавшуюся попытку клонирования человека, он всего лишь ждал от них того, что с
такой охотой делал сам." (1)
В то время, как
Лукас оказывал сильное и явное влияние на МакКина, молодой ученик, в свою
очередь, странным образом воздействовал на своего наставника. Хэч продолжает:
"Примерно в
первый год в "Перекрестках", когда я "выходил вперед" раз в месяц, после
специальной песни, которая заканчивала воскресные дневную и вечернюю проповеди,
в надежде, что молитвы общины очистят меня от ошибок и оживят мою "полную
преданность", неуверенность, казалось, так и исходила от меня. В то же время,
Кип "выходил вперед" так же часто как и мы, но его реакция существенно
отличалась от нас остальных (обычно от 7 до 15 студентов, "убежденных" в своем
грехе, выходили после каждой проповеди): если мы шепотом, на ухо, говорили наши
просьбы о молитве Лукасу, а он потом объявлял о них публично, то Кип попросил
Чака дать ему возможность сказать всей общине несколько слов. К всеобщему
удивлению, Чак молча согласился, и вскоре стало обычаем, что Кип произносил
небольшую проповедь всякий раз, когда он "выходил вперед". Если он и
исповедовался в каких-то грехах, это было почти незаметно на фоне того послания,
которое Господь положил ему в сердце, чтобы тот донес до общины. Даже духа
неуверенности не было в его словах. Он уверенно двигался в лидерство движения, в
то время как мы в изумлении глядели на это." (2)
МакКин сам
признает свой долг перед Лукасом и движением "Перекрестки" в письме,
адресованном старейшинам, евангелистам, дьяконам и членам Церкви Христа
"Перекрестки":
"… Господь
вложил в мое сердце желание написать письмо благодарности всем вам. На самом
деле, я обязан вам своей общиной, своей семьей и своей душой. Я благодарю Бога
за вас поименно каждый день за ваше влияние …Я хочу чтобы вы понимали, что
оказали огромное влияние на множество церквей, не только через отправку
обученных евангелистов, но и через многих членов, которые перешли в общины, на
которые вы повлияли. Здесь в Бостоне мы знаем множество бывших членов
"Перекрестков" и ценим каждого из них, поскольку они так хорошо подготовлены!
Ваши усилия в Гэйнсвилле продолжаются в Атланте, Коламбии, Сан-Диего, Беркли,
Бостоне и многих других местах.
Ваш брат и сын
в вере,
Кип МакКин."
(3)
Эти
свидетельства показывают, так же, как и Рик Бауэр в своей книге "Ядовитое
христианство", что Чак Лукас однозначно был "основателем, покровителем и героем"
для Кипа и многих из его круга, кто сейчас являются лидерами в МЦХ.
Но в 1986 году
все изменилось.
По словам
Бауэра, Лукас "был внезапно отстранен от руководства Церковью Христа в
"Перекрестках" за "повторяющиеся грехи в его жизни". Я работал в той группе,
которая прикрывала реальную причину его отставки – сексуальные извращения и
гомосексуальная связь с молодым человеком из его прихода. Старейшинам церкви
были предоставлены неопровержимые факты "сексуально свободного" поведения Лукаса
в течение длительного времени." (4)
С этого момента
в развитии движения, Кип МакКин стал больше чем "многообещающим" лидером в
традиционной Церкви Христа (частью которой пока еще являлось его "Бостонское
Движение"); рост его общины превысил рост общины Лукаса и он явно противостоял
позиции Лукаса, как "отца" движения. Роберт Хэч так описывает события приведшие
к отставке Лукаса:
"Позднее в этом
же году, штаб-квартира движения была более-менее официально перенесена из
Гэйнсвилля в Бостон.Это не случайно совпало с отставкой Чака Лукаса с позиции
евангелиста Церкви Христа в "Перекрестках". Мартин Бентли, еще один старый друг
и обученный в "Перекрестках" евангелист, ставший очень близким к Кипу (и женился
на старшей сестре его жены Елены), потребовал от старейшин "Перекрестков"
наказать Чака за неназванные грехи, о которых и Мартин и они знали уже давно (и
которые позднее, хотя и не публично, были признаны прелюбодеянием).
Чак
препятствовал неизбежному переходу власти из "Перекрестков" в Бостон, не желая
принимать того, что церковь в маленьком городе при единственном университете не
может быть центром всемирного движения по открытию церквей, подобно тому как она
была центром движения университетских церквей в масштабах страны. Он явно стал
препятствием на пути Движения Бога и должен был быть убран. Я подозреваю, что
если бы Чак захотел добровольно отдать бразды правления Кипу и сам направил
оставшихся лидеров движения в "Перекрестках" в Бостон, то ему бы позволили
продолжать лицемерить до бесконечности. Поскольку Чак дал понять, что
добровольно не отдаст то, что осталось в его власти в движении, Мартин положил
этому конец: время Чака, как современного апостола Павла прошло, наступило время
Кипа.
Пока неэтичное
и лживое поведение Чака оставалось неоткрытым долгое время, момент его раскрытия
оказался на руку Кипу. Возможно, падение Чака Лукаса наилучшим образом
иллюстрирует идею Кипа "Царства Бога как армии". Отец Кипа (если я верно помню)
был военным высокого ранга и это оказывало существенное влияние на его концепцию
движения: как оно должно быть организовано, как обращаться с подчиненными, как
расправляться с неженками и предателями, как гасить индивидуальность, как даже
дружба и привязанность должна подчиняться цели победы. Если Чак был
первопроходцем этой веры, то Кип довел идею до совершенства." (5)
Объяснения
Лукаса о своей отставке были довольно сумбурными. По словам Бауэра: "Большим
ущербом было то, как Лукас "подавал" информацию о своем увольнении. В частной
беседе он объяснял, что взял "годичный отпуск" и не вдавался в подробности того,
что он делал неправильно. Хотя через год он в неясных словах утверждал, что
"если я причинил кому-то боль, прошу прощения", он до сих пор обязан принести
извинения сотням и тысячам членов церкви в "Перекрестках", которых обманывал и
которым лгал." (6)
"Гэйнсвилл
Сан", газета, издаваемая во Флориде, опубликовала статью об отставке Лукаса и
напечатала "неясные слова", которые он обратил к своей общине. Эти слова
покажутся знакомыми всем, кто читал письмо Кипа об уходе в "годичный отпуск" 15
лет спустя:
"Я полностью
согласен, что лучшим для меня сейчас будет снять с себя ответственность
евангелиста Церкви в "Перекрестках". К этому решению я пришел через долгое
время, раздумья, молитвы и советы. В последние годы я все в большей степени и с
болью осознавал грехи и слабости в своей жизни и характере, которые мешали мне
образцово и эффективно служить, так как Господь и церковь этого достойны. Я хочу
на время отойти от публичности, давления и ожиданий, связанных с работой на
церковь, чтобы сконцентрироваться и разобраться с теми вещами, что позволят мне
служить Господу в будущем в другом приходе лучше, чем раньше.
Я сожалею и
раскаиваюсь за каждый грех, ошибку и неудачу, и славлю Бога за каждую победу и
успех." (7)
В статье далее
говорится, что Лукас отказался уточнить, о каких "повторяющихся грехах" шла
речь, и сказал "Извините, я не буду ничего добавлять к этому заявлению. Думаю,
что в нем все сказано."
Бауэр позже
пояснил:
"Я глубоко
убежден, что если бы истинная природа разложения, существовавшего в
"Перекрестках", стала явной для членов как бывшего движения "Перекрестки", так и
для последующего Бостонского движения, соответствующие аналогии были бы найдены
и в существующем движении – МЦХ, аналогии, которые не позволили бы Кипу создать
такую организацию, которая подчинялась бы лично ему и никаким регулирующим
законам." (7а)
Была ли столь
резкая отставка Лукаса из-за греха сигналом для лидеров, могли ли произойти
реформы? Вряд ли.
Взглянем на
параллельные отчеты о злоупотреблениях в двух газетных статьях. Одна посвящена
движению "Перекрестки" и опубликована в газете "Флорида Санкт-Петербург Таймс" в
1979-м (в том же году Кип начал свое Бостонское движение). Вторая – о Бостонской
Церкви Христа, опубликованная в "Массачусетс Мидлсекс Ньюс" в 1987-м (год спустя
после отставки Лукаса).
"Флорида Санкт-Петербург
Таймс", 1979 г. |
"Массачусетс Мидлсекс Ньюс",
1987 г. |
Община в "Перекрестках"
стала настолько элитарной, что рассматривает себя, как единственную дорогу к
христианскому спасению. |
Бостонская церковь, в
отличие от традиционной Церкви Христа, называет себя единственной истинной
"христианской" религией |
Студентов, вышедших из этой
системы, притесняют и/или избегают бывшие друзья из церкви, что иногда
приводит к психологическим проблемам. |
И после того, как она
[бывший член церкви]
ушла, ее стали избегать те, с кем она жила, молилась, кому доверяла. |
К новообращенным
прикрепляются "партнеры по молитве", обычно старшие студенты или более
опытные члены церкви, которым необходимо исповедоваться в своих "грехах".
Эти исповеди затем становятся достоянием общественности в церкви и
используются для контроля над ними. |
Она [бывший
член церкви] была вдохновлена доверять свои самые
личные тайны своему наставнику ("партнеру по учению")… эти тайны затем
использовались против них [членов церкви],
если они уклонялись от исполнения указаний лидеров. |
Доктрина движения прививает
чрезмерный страх, чувство вины и беспокойства некоторым новообращенным. |
Они используют любую
тактику, чтобы удержать тебя, и делают это очень эмоционально, говоря, что
ты так не прав, так греховен, что отправишься в ад. |
Лидеры движения принимают
решения о "перекрещивании" новообращенных или отказывают в крещении,
основываясь на человеческих суждениях об их "готовности" |
Лидеры "верят, что имеют
право создавать заповеди, которым члены церкви должны подчиняться" |
Бывший лидер
Рик Бауэр также делится свим видением копирования приемов этих двух "Движений":
Я не могу
передать словами свой шок и возрастающее отвращение, после переезда в Бостон и
вступлении в служение в Бостонской Церкви Христа, руководимой Кипом МакКином. С
1987 по 1991, до своего ухода, я видел, вел и участвовал в организации, которая
использовала методы, доктрины, тактику, в высшей степени схожие с теми, что и в
Гэйнсвильском движении "Перекрестки". Я надеялся, что Бостонское движение, все
группы, извлекли горький урок из авторитарности, методов культа,
исключительности, и лицемерия, доминировавшего в жизнях высших эшелонов власти
движения "Перекрестки" будут усердно избегать. Совсем наоборот, похоже что
старая истина "те, кто не извлекают уроков из истории обречены повторять ее"
полностью подтвердилась в случае с Бостонским движением и нынешними МЦХ."
(10)
Вернемся в 2001
год. Книги, сайты, статьи, репортажи и сами бывшие члены продолжают обвинять
Международные Церкви Христа и их лидера, Кипа МакКина в лицемерии,
злоупотреблении властью и недостаточной ответственностью перед членами церкви в
вопросах от духовных до финансовых. Пятнадцать лет прошло с тех пор, как Чак
Лукас отправился в то, что он назвал "годичный отпуск", и вот, 12 ноября, Кип
МакКин публикует следующее заявление:
"В эти дни
Елене и мне необходимо разобраться с серьезными недостатками в нашем браке и
нашей семье. После многочисленных советов с Гэмблами, Брэдами и другими Лидерами
Секторов Мира, а также после многих часов молитвы, мы решили, что воля Бога для
нас заключается в том, чтобы взять годичный отпуск и передать, на некоторое
время, нашу ответственность в церкви, чтобы мы могли сконцентрироваться на наших
отношениях и семье." (11)
Год спустя,
МакКин подал в отставку, одновременно принеся извинения. Прочитать письмо Кипа
можно на сайте МЦХ .
И вот мы в 2002
году, и снова встает вопрос: на самом ли деле это рассвет новых реформ церкви?
Или жезл злоупотреблений, лицемерия просто будет передан новому лидеру, или
группе лидеров, пришедшим к власти в МЦХ? Я верю, что главным следствием этих
вопросов является то, что, судя по обоим принесенным извинениям, "система"
Движения никогда не подвергалась сомнению – "система" небиблейских методов и
доктрин, которые были "открыты" Лукасом и "доведены до совершенства" МакКином. И
тот и другой объясняли проблемы в церкви своими личными "слабостями характера и
грехами". Эта идея проходит через всю историю движений "Перекрестков" и МЦХ.
Боевой клич движения всегда был таким, что лидеры – "неидеальные люди в
идеальной системе". Как видно в начале письма МакКина, МЦХ до сих пор является
"истинным движением Бога", состоящим из "истинных учеников", в отличие от всех
остальных. Соответственно, лидеры были наказаны, понижены или уволены (хотя
часто, как в случае Лукаса и МакКина, продолжали пользоваться финансовой
поддержкой церкви); однако неотъемлемая и небиблейская власть в отношениях,
называемая "партнеры по молитве"/"наставники" осталась в силе. В зависимости от
конкретного лидера, иногда поводок для членов церкви ослаблялся, но всегда
оставался на месте. Смогут ли лидеры МЦХ перерезать его? Или история вновь
повторится, и другой лидер или лидеры встанут на место МакКина, как он сам встал
на место Лукаса, и МЦХ продолжит сотрясаться от системы, порождающей скандалы,
злоупотребления и все возрастающее падение численности?
Постскриптум: По поводу
нового правления в МЦХ, недавно сайт www.upcyberdown.org
опубликовал статью о "конференции единства", на которой была определена новая
структура лидерства. Организация этой структуры, похоже, не решает проблему
"системы", которая описана в этой статье, а заключается, в основном, в
устранении роли Лидеров Секторов Мира в пользу увеличения числа людей,
принимающих решения. Вопрос в том, что множество людей, которые будут принимать
решения, те же самые, кто позволял лицемерию и злоупотреблениям МакКина и Лукаса
оставаться нераскрытыми в течение длительного времени. Так что теперь вместо
небольшой группы, отрицающей, оправдывающей и скрывающей разложение, у них
просто появится группа более крупная.
Ссылки:
(1) Хэч, Роберт. Статья
"Дорога наверх и дорога вовне", 2000, стр.2
(2) там же, стр.2
(3) Бауэр, Рик. Ядовитое
христианство. Глава "Годы Перекрестка", стр.2
(4) там же, стр.2-3
(5) Хэч, стр.3-4
(6) Бауэр, стр.3
(7) Бауэр, стр.35
(8) Бауэр, стр.3
(9) Бауэр, стр.18
(10) Бауэр, глава "Эра
Бостона/Лос-Анджелеса", стр.9-10
(11) МакКин, Кип, сайт
Upcyberdown, 12.11.2000 г.
перепечатка с reveal.org
переведено "Гость с Юга"
Читайте продолжение этой истории в статье: Даглас Джакоби: Конференция в Гайнсвилле.
Комментарии Анатолия Козловского удалены, так как повторяют текст статьи "Конференция в Гайнсвилле"
Copyright © Церковь Христа, МЦХ Все права защищены. Опубликовано на: 2003-11-25 (7817 Прочтено) [ Назад ] |
|