Диагноз: тоталитарная секта
«Это так классно - изучать Библию! Так абсолютно нереально - безумно влюбиться в нашего бога! Это просто шок - знать, что Иисус - Христос, что он - сын божий, он -спасение! А-Аминь, церковь, вы со мной?!!»
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
«Это так классно - изучать Библию! Так абсолютно нереально - безумно влюбиться в нашего бога! Это просто шок - знать, что Иисус - Христос, что он - сын божий, он -спасение! Аминь, церковь, высо мной?!!»
Приплясывание на сцене, характерное, по-западному, придыхание на букве «т», обилие в лексиконе переводных словечек типа «шок», «реально» («Я был реально потрясён»), употребляемых к месту и не к месту (чаще - не к месту), фанатично горящие глаза - всё это проповедники Московской Церкви Христа. В личном общении и на первый взгляд это, как правило, простые, дружелюбные, можно даже сказать, обаятельные ребята. Именно благодаря этим качествам делают карьеру в Церкви Христа, ине только в Москве, но и по всему миру: дело вовсе не в том, насколько сильно ты веришь в Евангелие и в Бога, дело даже не в том, веришь ли ты в них вообще. Главное, способен ли ты влиять на людей, способенли ты завести толпу до истерического состояния настолько, что любое твоё слово, даже полнейший бред, становится непререкаемым постулатом, а в ответ раздаётся громкое, в несколько голосов: «Давай, брат, мы с тобой!». Даже в тех нередких случаях, когда библейские отрывки явно «притянуты за уши», трактуются применительно к текущему моменту.
Сегодня основная тема проповедей в МЦХ - любовь. В первую очередь - любовь к богу, затем - любовь к братьям, сёстрам, к «неспасённым» (есть такой термин) и ко всем остальным. Такая интенсивная накрутка идёт, вероятнее всего, потому, что у сектантов очень уж плохо стали обстоять дела с любовью, так же, впрочем, как и со всеми остальными моральными качествами. Да и причём здесь истинный Бог? Лидеры рассуждают о том, что «мы потеряли первую любовь»; иной раз они заговариваются до такой степени, что хоть уши затыкай. Однажды, углубившись в воспоминания о былых днях, один из проповедников не сдержался и сообщил аудитории, что «так влюбился всвоего первого наставника, что буквально физически его любил». А ещё один порадовал собрание фразой, от которой даже уполнейших зомби в передних рядах поотвисли челюсти: «Мы с братьями провели ночь вместе и с остервенением влюбились друг в друга».
«А теперь давайте встанем на колени (логическое ударение на слове «встанем»), и мы будем молиться нашему богу! (ударение на слове «будем»)», - проповедник опускает стойку микрофона и подтягивает штанины брюк. Несколько лет назад молитва на коленях случалась раз в два-три месяца, как правило, в присутствии высоких гостей из-за рубежа; но времена, похоже, изменились. На сцене начинается очередной акт шоу «Проповедь для братьев» (сёстры соберутся завтра, у них будет «Проповедь для сестёр»): кроме старшего из сектантов, на сцене колено-преклоняются ещё двое; молиться они будут по очереди. Помощники следуют изречению: «Краткость - сестра таланта», но «главный» говорит долго-долго, артистично выдерживая паузы в нужных местах, и каждое слово как будто забивает в головы братьев невидимым молотком. «Абсолютно, папочка (бог), так прекрасно быть в твоём царстве! Любим тебя безумно, аминь». Ну, всё, можно вставать. Собрание подошло к концу.
«ЧИСТО ПО ЖИЗНИ МЫ УЧЕНИКИ ИИСУСА»
Как-то однажды на проповедь был приглашён зэк, лишь недавно покинувший соответствующее заведение. Так получилось, что к началу собрания он опоздал, не был встречен пригласившим его братом и вынужден был сесть в полном одиночествена свободное место где-то сзади. Впоследствии он удивлялся: «Вроде никого не трогаю, сижу себе спокойно. Вдруг подсаживаетсяко мне какой-то здоровенный жлоб и тихонько так спрашивает: «Ты, вообще, кто есть по жизни?». (Примечание 1. Человеку, сидевшему в тюрьме, этот вопрос знаком до боли.)
Церковь Христа, безусловно, располагает собственной службой безопасности, причём её представители, как правило - бритоголовые «качки», все в наколках, способные напугать одним своим видом. Они так подробно осведомлены о жизни подопечных братьев и сестёр, что поневоле задумываешься: может, существует какой-нибудь архив, куда стекается соответствующая информация? Если архив на самом деле существует, для чего, спрашивается, так называемой церкви бога это нужно? Хотя, понятное дело - «На бога надейся, а сам не плошай», как говорил Суворов. Ученики Иисуса вовсеи не плошают. Наоборот. Кто-то из них от наркотической зависимости избавился (почти), кто-то на удивление успешно бизнесом вертит; некоторые, особенно «сильные в вере», работают на церковь.
Работающие на церковь получают весьма приличные деньги, о чём можно судить хотя бы по тому, что у каждого из них естьсобственный мобильник, другие технические «игрушки». А это вам не коробка спичек,чтобы их купить, на них заработать надо. Вопрос: как и когда заработать, если круглосуточно не вылезаешь с разных собраний, «семейных времён», «времён учений», «времён наставничества»... ну, и так далее?
Те, кто покинул секту в период с 1995-го по 1998 год (а выйти из неё не так-то просто), приходят в лёгкое замешательство, узнавая о нововведениях, появивших-ся в МЦХ за последнее время. К примеру, создан специальный сектор для бывших уголовников и наркоманов. Налицо явный отход от прежнего курса (в начале 95-го на специальных «вторничных» собраниях для учеников было дано строгое указание неприглашать в церковь бомжей, лиц безпрописки и малоимущих, то есть не способных быть полезными церкви; не устанавливать тесных контактов с представителями криминального мира, запойными алкоголиками и наркоманами). Зачастую представители упомянутого сектора (кстати, такие подразделения на сектантском сленге недвусмысленно именуются «зонами») устраивают вечеринки, сильно напоминающие сборища запойных алкоголикови не слезающих с иглы мальчиков-девочек. Повсюду мелькают бритые головы, малоодухотворённые лица и татуировки; сёстры тайком курят на лестничной клетке; громкие пьяные выкрики и нестройное хоровоепение под гитару до поздней ночи доводят соседей до белого каления.
КАК СЮДА ПОПАДАЮТ
Попадают сюда, в основном, следующим образом.
На улице к вам подходят молодые люди (юноши или девушки), в количестве, как правило, от одного до трёх. Первым делом звучит вопрос: «Простите, можно поговорить с вами о боге?» Если у вас не хватило реакции или смелости сразу сделать отмашку рукой или бросить приставалам что-нибудь типа: «Эскюз ми, ай донт спик рашн», значит, предстоит длительный разговор. Входе этого разговора сектанты будут стараться, во-первых: выяснить всё о ваших религиозных убеждениях и по возможности перевернуть их с ног на голову; во-вторых, вложить в ваши мозги максимум тех установок, которые представляют собой идеологическую сущность Церкви Христа.
Допустим, что для вас это предложение - не такое, от которого можно отказаться. Иначе говоря, вы уже попали подвлияние обаятельных молодых людей. Проявите хотя бы минимум осторожности: согласитесь придти на назначенную вам встречу, но ни в коем случае не сообщайте номер своего телефона, тем более - адреса места жительства или работы. Заполучив такую информацию, сектанты не дадут вам спокойно вздохнуть. Лучше им ничего о вас незнать; даже если в первый момент вас и потянуло сходить на проповедь или «беседу о библии» - оставьте себе возможность хорошенько подумать, стоит ли это делать в дальнейшем. Церковь Христа - это, конечно, не Аум Сенрикё и не «Белое братство». Здесь психотропными средствами не злоупотребляют. Не могу, правда, с уверенностью утверждать, что вообще ими не пользуются, но сам я, во всяком случае, ничего подобного не замечал. В основном, последователи Кипа Маккина делают ставку на эффект массовости, на эффект «двадцать пятого кадра», на тщательную проработку каждого ученика наставником один на один. Прибавить к этому псевдо семейную обстановку, хроническое дружелюбие и любовь братьев и сестёр. Один из постулатов МЦХ формулируется так: «Мы должны быть семьёй, должны поддерживать друг друга. Там, в миру, нас все ненавидят, для чужих мы - «прах, ногами попираемый». Нельзя не признать, что ход этот - очень грамотный. «Ученик Иисуса может, как выражаются сектанты, упасть в вере; может внезапно почувствовать, что его попросту бесит от того бреда, который несут проповедники, лидеры, наставники, друзья по секте. Всё это вовсе не значит, что ученик перестанет быть учеником и покинет церковь. Ведь тогда он лишится «семьи», лишится той поддержки, к которой он привык, без которой уже просто не может обойтись. Такая психологическая зависимость гораздо хуже наркотической: я испытал это на себе. Трудно оттолкнуть брата (или сестру), которые, глядя на тебя большими, грустными и всё понимающими глазами, говорят: «Брат (сестра), я очень тебя люблю. Скажи мне, если я могу чем-то помочь. Я молюсь за тебя каждый день». В направлении «поддержки упавших в вере» большой популярностью пользуются также всякие открыточки, письма или просто красивыми буквами написанные цитаты из библии. (Примечание 2. Отношения с собственными семьями у сектантов жёстко регламентируются старшими лидерами. Как правило, делается объявление: «Братья и сёстры, завтра (послезавтра, в пятницу, в субботу) мы не встречаемся вместе, потому что, аминь, у нас будет время служения нашим близким, и мы будем с ними общаться, и, конечно же, мы будем максимально эффективно использовать это время, чтобы обращать их!» Видимо, если бы руководство секты не рассчитывало таким образом привлечь новые кадры, общение с родными и близкими запретилибы полностью.)
КАК ОТСЮДА УХОДЯТ
Надо сказать, что сектанты, несмотря на внешнюю доброжелательность, на самом деле злые, несдержанные, нервные. Часть их - психопаты. Но об этом узнаёшь не сразу. Впрочем, в этом легко убедиться, если проявить железобетонную твёрдость и отказаться отвечать на провокационные вопросы, типа: «Ты не боишься бога?», «Ты хочешь быть в аду?» (вопросы задаются страшным голосом и выражение лица у вашего наставника тоже должно быть страшное; если вы этого не замечаете, значит, сектант недобросовестно выполняет свои обязанности, халтурит). Не дождавшись нужной реакции (слёз, немедленного раскаяния и т.д.), наставник впадает в ярость и начинает осыпать вас оскорблениями, используя вполне мирской сленг. Оно и понятно: потеря ученика для любого лидера оборачивается серьёзными проблемами в движении по карьерной лестнице, а может, и вовсе стоить разжалования в «рядовые» ученики Иисуса. Они этого ужасно не любят, поскольку в лидеры как раз и попадают индивидуумы с обострённой манией лидерства. Так что, если дело дошло до бурных проявлений чувств - сохраняйте спокойствие и насладитесь мигом победы. Но вот вы приняли решение уйти из секты...(Примечание 3. Статистические подсчёты говорят о том, что за с 1992 по 2000 год контингент секты обновился минимум на 85 процентов. Уходят, между прочим, даже самые, казалось бы, твёрдо каменные адепты.)
Впрочем, если у вас нет возможности сразу после этого надолго исчезнуть в неизвестном направлении, сектанты ещё помотают вам нервы. Известно много случаев, когда люди, по собственной воле покинувшие Московскую Церковь Христа, длительное время подвергались преследованиям, выслушивали угрозы в свой адрес. С некоторымииз ушедших сектанты поддерживают контакт по нескольку лет, стараясь «наставитьих на путь истинный».
Если вы всё же твёрдо распрощались ссектой, но через пару дней к вам домой или на работу заявились бывшие братья и сёстры, самый правильный вариант действий - не вступать с ними в разговор и вообще полностью их игнорировать. Даже не подавать виду, что вы их слышите.
Но самое идеальное (как поздно я этопонял, к сожалению) - просто не отвечайте на уличное предложение «поговорить о боге». Прибавьте шагу и проходите мимо.
Главное в школе —
Внимательным быть.
Не тронуть, не сдвинуть,
Не взять, не разбить,
Не встать и не сесть
И вообще отойти.
Не лучше ли сразу
Туда не идти?
Наталья Бойко, 10 лет г. Оленегорск, Мурманская область
Дмитрий ХЕЙДЕН, перепечатка с ЗАЩИТА ДЕТСТВА
родитель.ру
Copyright © Церковь Христа, МЦХ Все права защищены.
Опубликовано на: 2003-09-10 (9970 Прочтено)
[ Назад ]