Я был в Московской церкви Христа (1995), часть II

Раздел библиотеки: "Истории людей из церкви Христа" 25.08.2003


История С. Глушанкова

Подлинной кульминацией недели является воскресная служба. Накануне, да и в течение всей недели, каждые брат и сестра усиленно названивали тем, кто дал им номер своего телефона: напоминали, приглашали, предлагали встретиться перед проповедью. “Клиенту” лучше или сразу согласиться и придти, или же резко отказаться. В противном случае проповедник будет звонить ему снова и снова каждую неделю. Количество “личных” гостей на воскресной проповеди — предмет общего пристального внимания и особой личной гордости. В этом количестве и выражается непосредственный результат проповеднической деятельности на протяжении недели.
В ходе собрания никто из гостей не обращает внимание на двух-трех человек, стоящих позади последнего ряда кресел или склоняющихся с бельэтажа. Эти люди заняты важнейшим делом, их работа даже более важна, нежели труд проповедника у микрофона, — они подсчитывают присутствующих. По окончании службы из общего числа будет вычтено количество действующих членов МЦХ: получившийся остаток — гости. Это — важнейшая статистика МЦХ.
О статистике в МЦХ можно было бы написать целую поэму. Каждый лидер не устает повторять, что цифры — не самоцель, они “только показывают, где мы сейчас находимся”. Все же, по мнению лидеров, Библия требует от христиан трепетного отношения к статистике (кн. Числ, насыщение пяти тысяч, 153 рыбины в Ин 21:11). Собирается личная, “беседная”, “зонная” и т. п. статистика: отдельно по братьям и по сестрам, по гостям, по занятиям, по крещениям. Это значит, что лидер “сектора” обязательно должен знать, сколько человек в каждой “беседе” присутствовало, сколько отсутствовало и по какой причине, каково было количество гостей, как их звали, кто из них согласился заниматься по Библии, а кто — нет.
Всякий рядовой проповедник должен четко разобраться с каждым из своих гостей. Ответы типа: “он где-то рядом крутился, но я не заметил, когда он ушел” вызывают дружеское увещевание со стороны лидера, говорящего, что такого больше повториться не должно.
В зависимости от процентного соотношения числа гостей с числом постоянных членов службы подразделяются на “хорошие”, “отличные” и “великолепные”. Когда на первом после воскресенья будничном собрании лидер объявит о том, что служба дотянула до одной из этих категорий, овации не смолкают в течении минуты. Сбор статистики проводится не только по воскресеньям. С недавних пор каждый ученик должен среди недели, скажем, в среду, обзвонить всех своих “открытых” клиентов и получить от них подтверждение того, что они намерены посетить собрание в воскресенье. Информация об этом в тот же день стекается к лидерам.
Раз есть статистика — есть и соревнования. “Секторы” соперничают между собой — кто больше приведет гостей, соберет телефонных номеров, окрестит людей. Соревнования, конечно, чисто спортивные. Успехам других радуются. Существует и “план” по крещениям. Устанавливается конкретное число людей, которых “сектор” намерен крестить в текущем месяце. К достижению этого числа стремятся всеми силами, за него молятся. Если не достигли — значит, был совершен какой-то грех, что-то нужно менять. Если достигли и даже превзошли — ликованию нет предела.
Месячный “план” (кстати, в МЦХ это слово никто не закавычивает) — составная часть более глобальных планов, например, сделать из одного “сектора” два за 3 месяца или удвоить количество членов всей МЦХ за год. Дело в том, что большинство членов организации находится под обаянием фантастической картины, которую нарисовали для каждого на первом занятии по Библии (“что значит быть учеником”). Взяв чистый лист бумаги, ученик из МЦХ предлагает обучаемому сравнить любого “христианина-традиционалиста” с “настоящим учеником Христа”. В качестве первого, как правило и как ни странно, выступает Билли Грэм. Итак, допустим, что Билли Грэм крестит по одному человеку в день. Конечно все эти люди крестятся как бы “под влиянием момента” и при этом существенно не изменяют своей жизни, не становятся подлинными учениками Христа. Но, как бы то ни было, Грэм крестит 365 человек в год. Теперь возьмем ученика из МЦХ, который крестит людей в соответствии с 1 и 2-м стихами 4-й главы Евангелия от Иоанна, то есть сначала превращает человека в ученика Христа, а затем уже крестит. Пусть на это уходит много времени и за год появляется только один ученик, но зато вот что происходит дальше!.. А то, что следует, как раз и изображается на листе бумаги. Кстати, в печатном руководстве МЦХ для изучения Библии схема, которую я привожу ниже, озаглавлена: “Это единственный путь спасти мир!”

год

проповедник (Грэм)

ученик из МЦХ

1-ый

365

2

2-ой

730

4

3-ий

1095

8

число

...

...

...

крещенных

13-ый

4745

8192

...

...

...

32-ой

11680

более 5 миллиардов

Многие члены МЦХ просто в восторге от этого цифрового ряда и считают лидеров ЦХ чуть ли не первооткрывателями столь удивительной последовательности. Никто из них, видимо, не слышал старинную математическую притчу о легендарном изобретателе шахмат, запросившим за свою игру “всего-навсего” одно зерно за первую клетку, за вторую — вдвое больше чем за первую, за третью — вдвое больше чем за вторую и т. д. Никто не обращает внимание ни на полную абсурдность любых арифметических построений в отношении чело­веческих душ, ни на возникающее абсолютное противоречие с текстом Библии, ни хотя бы на то, что крещенные “Грэмом” тоже могут быть проповедниками, что и превращает прогрессию в геометрическую.
При такой постановке вопроса тот, кто приходит на службу без гостя, будучи предельно добросовестным человеком, чувст­вует угрызения совести. Подобное ощущение себя “чужим на этом празднике жизни” может привести к опасным духовным падениям. Лидеры и друзья, конечно, стараются утешить его, но если подобное продолжается из недели в неделю — серьезных разговоров не избежать. Ведь общая установка на то, что каждое воскресенье необходимо приводить более одного гостя, остается неизменной. Эталоном здесь являются все те же семнадцать первых миссионеров, приводивших с собой на каждое собрание по 10 и более гостей.
Сама воскресная проповедь мало чем отличается от всех подобных протестантских мероприятий, за исключением разве что некоторых особенностей. К примеру, песни исполняются всей аудиторией, включая интересующихся гостей. Как я уже отмечал, весьма гармоничное и квалифицированное пение производит на новичков глубокое впечатление. После приветствий и произносимой со сцены молитвы, как правило, следует причащение. Лидеры МЦХ считают его, разумеется, не более чем символом Тела и Крови Христа, хотя вопрос этот здесь совершенно не разработан. На мой взгляд, наблюдается некое столкновение западных протестантских влияний с традиционным для России православным пониманием причастия. Лидер нашей “зоны”, проводя однажды причащение только для учеников на одном из будничных собраний, сказал, что причащение — это тайна. Он же в краткой проповеди перед причащением на воскресной службе назвал его символом. Впрочем, таинственность причащения в МЦХ имеет весьма своеобразный смысл: многие ученики просто не могут понять — зачем Спаситель установил столь странный обряд, но раз установил — значит, надо исполнять. Между тем я допускаю, что многие рядовые ученики хотели бы, чтоб хлеб и вино действительно прелагались в Тело и Кровь Христовы. Об этом можно судить по молитвам, которые звучат в тех случаях, когда круг причащающихся ограничен “беседой”. Тогда можно услышать прошения о том, чтобы хлеб действительно стал Телом, а вино — действительно Кровью, но все-таки нельзя понять, вкладывается ли даже в такие слова буквальное содержание.
Как бы то ни было, в момент причащения все члены МЦХ активно настраиваются на воспоминания о распятии Христа. Эмоциональная атмосфера в зале сгущается. Слезы при этом совсем не редки. Причаститься могут и гости — стаканчиков с глотком вина и пресных лепешек хватит на всех. Затем кто-нибудь из лидеров (брат или сестра) поднимается на сцену, чтобы, выражаясь языком МЦХ, “поделиться о своей жизни”. Может это сделать и рядовой член движения, если его судьба может быть интересна другим. В рассказе об ужасах прежней, безбожной жизни запретных тем не существует. Исповедь бывшей проститутки или наркомана может при этом оказаться “не для слабонервных” и более достойна страниц газеты “СПИД-инфо”, нежели христианского собрания.
Просто удивительно, как выдерживают эти откровения члены МЦХ, большинство из которых испытывает острую неприязнь к подобного рода тематике. Лично я оправдывал эту “экзекуцию” только действенностью таких рассказов в деле обращения гостей на путь веры. Характерно, что ни один член МЦХ не станет с такими подробностями описывать свою жизнь аудитории, состоящей только из его сподвижников. Поведать же грубые подробности залу, в котором половина присутствующих видит тебя впервые в жизни, считается вполне нормальным.
Заканчивается рассказ, разумеется, историей прихода в МЦХ, повестью об обращении к Богу и о новой лучезарной действительности. Лидеры, видимо, считают, что чем горше была прежняя жизнь рассказчика, тем большее впечатление произведет на присутствующих произошедшая с ним перемена. Не знаю, слез немедленного раскаяния и криков о помощи и прощении среди гостей после этих откровений я не видел и не слышал, но зато “сальные” улыбочки иногда наблюдать приходилось.
После песен и рассказов, иногда перемежающихся номерами самодеятельности, следует уже собственно проповедь. Кстати, о самодеятельности. У последователей МЦХ, знаю по себе, существует подсознательная уверенность, что истинные ученики Христа в Его Церкви должны быть корифеями всех наук и мастерами всех искусств. Балет на библейские темы, исполненный подчас на уровне пародии, сорвет бурю аплодисментов, достойную разве что труппы Большого.
Итак, проповедь... Проповедники в МЦХ “сильные”. Где это необходимо — трагическим тоном и гневной тирадой, а где и с помощью шутки и анекдота они умеют “держать” зал. Подтвержденная Библией мысль проповедника предстает и рельефно, и как непреложная истина. Случалось, что некоторые из слушателей, подбежав после проповеди к лидерам, изъявляли горячее желание креститься. Но в МЦХ не так просто добиться крещения или, выражаясь профессиональным сленгом, “дойти до воды”...
По ходу каждого собрания МЦХ все происходящее на сцене сопровождается “поддержкой” зала. Поддержка своеобразна и может шокировать непривычных гостей. Всех выступающих от микрофона непрерывно подбадривают криками: “Давай, брат!” или, соответственно: “Давай, сестра!”. Кроме того, каждая завершенная фраза сопровождается громкими криками: “Аминь!”. Это слово в МЦХ употребляется очень часто. “Поддержка” должна быть непрерывной. Если она стихает, проповедник обращается к залу: “Вы со мной, Церковь?” В ответ следует дружный рев вышеприведенных словосочетаний. “Поддержка” обязательно присутствует даже в самой небольшой аудитории последователей МЦХ. Единственное мероприятие, на котором подбадривание является безусловным “табу” — беседа о Библии. Иначе немногочисленные гости могут почувствовать себя здесь неуютно.
Венчающая воскресную службу песня по сути заканчивает и трудовую неделю ученика; но отнюдь не лидера. Лидеры всех уровней и ассистенты загружены работой еще больше рядовых членов МЦХ. У них на два собрания в неделю больше. Особые собрания лидеров и ассистентов так и называются “лидерскими”. На неделе все лидеры “бесед” собираются к лидеру “зоны”. Речь идет, разумеется, о статистике по “зоне”, затем следует урок Библии. Каждый член МЦХ тщательно конспектирует все уроки и проповеди. По воскресеньям, после проповеди, также бывают собрания лидеров всех уровней — для “сектора” или “региона”. Схема та же — песни, статистика, урок. Соответственно бывает свое “лидерство” у лидеров “зон”, “секторов”. Все постоянно работающие в МЦХ посещают “Библейскую школу”, где уроки проводятся лидерами самого высокого ранга. Урок может даваться “только для лидеров”, в этом случае он касается вопросов управления “беседой” или “зоной” и других конкретно “лидерских” дел. Урок также может быть важен и для всех, в том числе рядовых учеников. В таком случае лидер обязан передать его своей “беседе” — вот вам и еще одно собрание среди недели. Но трудно подсчитать, сколько уроков получает каждый ученик за неделю: а ведь их еще нужно творчески осмыслить и претворить в жизнь. Хорошо еще, что на всех уроках говорится в общем об одном и том же. При таком напряженном графике каждый член МЦХ встает ранним утром и возвращается домой за полночь. И такая насыщенная жизнь многим очень нравится. Студентам, конечно, приходится трудновато. Ведь им еще нужно и учиться самостоятельно, готовиться к семинарам, сдавать экзаменационную сессию, наконец. При такой загруженности в Церкви это весьма сложно, тем более что в некоторых институтах не справляются с заданиями даже те, кто ничем, кроме учебы, и не занимается. Именно поэтому многие студенты — последователи МЦХ учатся плохо, несмотря на то, что к учебе относятся по-христиански добросовестно: никогда не позволяют себе списать на экзамене или сыграть на слабых струнках характера экзаменатора.
В студенческие каникулы интенсивность проповеднической деятельности увеличивается. Поводом для “аврала” может послужить также и то, что “сектор” не дотягивает до “хорошей” по числу гостей службы или срывает план крещений.
Организуются специальные миссионерские команды из всех незанятых учебой и работой, которые часами “приглашают” людей в людных местах. Произносятся короткие проповеди в вагонах метро, в автобусах, в парках и на рынках. Такие мероприятия могут проходить ежедневно на протяжении всей недели. Каждый рядовой проповедник получает возможность охватить по 200–300 человек каждый день. Подобно “свидетелям Иеговы”, ученики из МЦХ часто ходят по квартирам москвичей, раздавая приглашения на проповедь.
Несмотря на все усилия, МЦХ не удается сделать всех своих членов “крутыми” проповедниками. Есть люди, для которых сам процесс общения с незнакомым человеком на улице является удовольствием. Но гораздо больше тех, кто, ни на минуту не сомневаясь в истине, которой он живет, проповедует с трудом, через силу. По убеждению лидеров, такого быть не должно. Каждый должен постоянно испытывать от проповеди огромную радость. Ученики стремятся соответствовать этому стандарту, но все остается по-прежнему. Один из основных пунктов в общем духовном развитии членов МЦХ заключается в том, что ученики Христа должны проповедовать слово Божие каждый день (Деян 5:42).
Проповедь чрезвычайно сплачивает “беседы” и “зоны”. Ее можно расцветить различными “придумками”. Например, две группы проповедников выезжает одновременно с противоположных станций одной линии метро и, проповедуя по дороге, встречается в центре. Или даже много групп проповедников выезжают одновременно со всех конечных станций метрополитена и встречаются на Красной Площади, где распивают бутылку шампанского.
Столь напряженная жизнь требует от людей бьющей через край энергии. Кто к этому не готов — долго не задержится в МЦХ. Истинного ученика (кроме разве что кратких минут печали и слез о грехе) должна отличать от всех “погибающих” пламенная радость (в соответствии с Флп 4:4). Поэтому на лице христианина непрерывно сияет улыбка. Собрание “только для членов МЦХ” — вулкан радости. Кстати говоря, вокруг таких собраний тщательно соблюдается режим секретности (в подражание первым ученикам — Ин 20:19). Начинается собрание с “хороших новостей”. После объявления этой рубрики все, кто располагает подобными новостями, поднимают руки. Ведущий выкликает тех, кто удостоился привилегии поведать свою новость присутствующим. По учению МЦХ, поднять руку должен каждый. Этого, конечно же, не получается. Но 15–20 рук поднимутся всегда. На собрании лидеров требования строже: здесь поднявших руку оказывается больше, чем оставшихся сидеть спокойно. Диапазон “радостных новостей” не ограничен ничем: от представления новокрещенного до известия о выздоровлении любимой кошки. Члены МЦХ готовы радоваться с другом всему, чему радуется он.
Очень часто новость заключается в сообщении о том, “какой прекрасный человек такой-то и такой-то...” Обычно так “делятся” о ком-нибудь из лидеров. Пение дифирамбов может продолжаться несколько минут и заканчивается овацией. Объект похвал, конечно же, присутствует здесь. Подобных публичных превозношений может удостоиться и любой рядовой ученик, даже не во время собрания, а скажем, по случаю своего дня рождения. Объект восхвалений обычно стоит, скромно потупив взор, и буквально “млеет” от всего услышанного. Иногда человек даже может сохранить в памяти или записать свои достоинства, увиденные глазами друзей. Теперь, когда его вновь начнут одолевать “будничные проблемы”, он может восстановить в памяти этот перечень и думать, что он вовсе не самый плохой из людей.
Ревностно насаждая то, что считается истинным первохристианским духом взаимоотношений, члены МЦХ ничего не таят друг от друга. Именно поэтому за успехи и достижения каждый должен быть готов выслушать шумную и зачастую весьма многословную похвалу, а за собственные недостатки и ошибки — открытое обличение.
“Семейное время” МЦХ сравнениям и аналогам не поддается. Пожалуй, по духу это собрание может напоминать лишь встречу однополчан: крики радости, крепкие объятия (это — традиционное приветствие в МЦХ) и даже слезы. Посмотришь и скажешь, что вряд ли в Москве найдется более сплоченная организация, и хорошо, что все они абсолютно лояльны по отношению к власти.
Обладая подобной полнотой жизни внутри МЦХ, все участники движения предельно изолированы от внешнего мира. Христианские искания всего остального человечества для них как бы и не существуют. Можно интересоваться литературой, театром, физикой. Но коль скоро вся полнота истинного христианства сосредоточена в Международной ЦХ (84 тыс. членов), всякий, кто занимается чем-либо подобным вне ее, зря тратит время и силы. Даже человек, который по меркам МЦХ живет как ученик Иисуса Христа, но не принадлежит к МЦХ, не получит спасения. Те же, кто “не живет как ученик Христа”, безусловно не получают спасение: “попы-идоло­поклонники” в первую очередь. Многие искренне убеждены, что члены МЦХ едва ли не первые, кто правильно понял и использует слова Библии о том, что никого нельзя называть отцом и нельзя делать изображений Бога. Контраргументы католиков и православных в глазах последователей МЦХ заранее ущербны, несмотря на всю свою “дьявольскую” убедительность. Ведь они исходят от “грешника и нехристианина”, а потому всегда проиграют живой убежденности “истинного ученика Христа”. Имеющий твердые убеждения лидер не задумываясь скажет вам, что преподобный Серафим Саровский творил чудеса силою “Вельзевула, князя бесовского”: действительно, что это за глупое чудачество — торчать тысячу дней на камне, когда достаточно помолиться полчаса и бежать проповедовать на дорогу — тем более, раз ты такой верующий. Поэтому даже если у члена МЦХ и зародятся некоторые сомнения в том, чем занимается он сам, он вряд ли сразу обратится к православию. Там, по его мнению, существуют такие вопиющие противоречия по отношению к Библии, что не о чем и говорить.
Как проповеди, так и атмосфера жизни МЦХ неизменно сильно действует на членов других протестантских групп, в изобилии распространенных в Москве. Многие находят в МЦХ тот уровень, до которого “не дотягивают” их движения.
В МЦХ очень четко поставлена система передачи “хороших новостей” из других городов и стран. Благодаря ей деятельность Международной ЦХ представляется ее членам движением поистине всемирно-исторического масштаба. Поэтому все, что относится к “миру суетному”, интересует членов МЦХ лишь постольку, поскольку может быть затронуто делом спасения. Мирская дружба должна поддерживаться не иначе как в надежде привлечь кого-либо из друзей на путь истины, то есть в МЦХ.
Каждому проповеднику, независимо от уровня его способностей, необходимо иметь “глобальные” мечты и амбиции, которые, как правило, касаются продвижения по “лидерской” лестнице.
Вот лишь один пример: однажды, на собрании нашей “зоны” лидер предложил всем ученикам по очереди рассказать о своих мечтах. Выяснилось, что почти все в мечтах видят себя лидерами Церкви Христа в крупных городах России и других стран СНГ (я и сам высказался в подобном духе). Некоторые добавили к этому и мечту об успешном окончании института, впрочем, таковых нашлось не более трех человек. И лишь
один (!) из тридцати присутствующих сказал, что мечтает быть “просто хорошим христианином”. Этот человек имел репутацию “слабого”, и на его ответ все снисходительно покивали головами. Кстати говоря, ныне он, как и я, более не состоит в рядах МЦХ.
Дело проповеди не оставляет в жизни места ни для чего другого. По официальной информации, МЦХ содержит три столовые для бедных. Лично я эти столовые ни разу не видел. Более того, никто из двухсот членов того “сектора”, где я находился, никогда в этих благотворительных заведениях не работал. Думаю, что в них питается ничтожное число людей (100–200 чел. в месяц). Но каждый проповедник обязательно упомянет об этих столовых, рассказывая о деятельности МЦХ. Иногда, проповедуя в метро, члены МЦХ раздают нищим подержанные вещи. Один брат из нашего “сектора” помогал детскому дому деньгами — не знаю, насколько регулярно. Благотворительность столь слабо развита в церкви не потому, что члены МЦХ черствы и себялюбивы. Просто у них нет на нее времени. Никакое дело не должно наносить ущерб проповеди, проповедь — это святое.
Быть может, на дела милосердия не хватает и денег. До сих пор более половины бюджета МЦХ составляют деньги, поступающие в виде помощи от зарубежных общин. Москве непосредственно помогает Лос-Анжелес (Л-АЦХ — более 5 тыс. членов). Особым предметом гордости того “сектора”, к которому я принадлежал, была его самофинансируемость. У нас были братья, зарабатывающие очень большие деньги.
Вообще каждый член МЦХ отдает на церковные нужды десять и более процентов своих доходов (родительский карман — источник дохода для многих студентов). Львиная доля этих денег идет на оплату залов для собраний. Для “секторов” очень важно проводить воскресные службы в престижных залах — это производит сильное впечатление на гостей. Так, например, наш “регион” арендовал помещение одного из известных московских театров. Вся МЦХ была очень довольна фешенебельным залом московского Дворца молодежи. Ныне он стал не по карману.
Значительные суммы идут на оплату квартир, снимаемых для лидеров, и на их зарплату, хотя получают лидеры, как я уже говорил, не очень много.
Свои актовые залы и ДК часто предоставляют МЦХ московские ВУЗы. Организация активно проповедует в целом ряде университетов и институтов — МГУ, МГТУ, Текстильной академии, Академии нефти и газа, МАИ, Станкине, МИСиСе, медицинских институтах, РГГУ, Московском экстерном гуманитарном и во многих других. Не забыты колледжи с техникумами. Для “работающих”, состоящих в МЦХ, традиционной сферой проповеди являются все станции метро без исключения.
Для новообращенных членов движения послабления допускаются только в первое время. Уже очень скоро они должны втянуться в проповедническую деятельность наравне со всеми. Постигнув начала учения в основополагающих “пяти занятиях”, они уже сами должны передавать их другим. Самое главное здесь — “довести человека до воды”, то есть привести его к крещению. Дальше его, конечно же, тоже будут учить, но в основном тому, как “доводить до воды” других. Таким образом, рядовые проповедники ищут потенциальных учеников и учат их основам веры. Лидеры учат рядовых проповедников учить потенциальных учеников. Лидеры “зон” учат лидеров “бесед” учить рядовых проповедников и т. п. по схеме “дома, который построил Джек”. Так, в принципе, и лидер всего движения учит и учит через многие звенья все тому же — преподаванию основ веры. Кроме этого, МЦХ более ничего не знает и знать не желает. То, что настоящая духовная “брань” для человека начинается сразу после его крещения, каждый лидер смутно понимает, но средства для борьбы выдумывает сам — в меру собственных знаний. Как правило, все сводится к нескольким прописным истинам: раскаиваться в содеянном или в мыслях и исповедовать свои грехи братьям. Ну, а подробности борьбы — сфера полной самодеятельности. Например, для противодействия тому, что Православие называет помыслами, вам порекомендуют в соответствующих ситуациях вспоминать любимые песни и стихи.
При такой постановке вопроса ошибки неизбежны. Страдают — люди. Из-за неминуемых перепадов вчерашний “горя-чий” лидер может оказаться позади всех. Наоборот, человек, месяц назад принявший крещение, оказывается лидером “зо-ны”. Ничто не вечно в МЦХ. Каждый уверен в одном — движение должно шириться, численно расти.
При такой работе МЦХ неизбежно несет большие “потери”. Человек не может в одночасье сделаться стандартно радостным, общительным и “горячим” даже если ему объяснят, что этого от него требует Христос.
“Неуспевающего” могут долго учить, подбадривать, вдохновлять примерами из Библии, помогать разобраться с его проблемами. Но цель всего этого будет одна — привести человека к общему знаменателю. Существуют определенный набор чувств и способностей, которым, по мнению лидеров, должен обладать каждый истинный ученик Христа.
Проблемы же могут возникать по любому поводу. Тем более трудно приходится рядовому ученику, если невозможного от него требует любимый им лидер. Тяжело не оправдать доверия того, кого любишь. Почтение же к словам лидера доходит до крайностей. Вот лишь один пример. Сестра-лидер поучает сестру из своей “беседы”. Речь идет о совершенной крупной ошибке. Смысл случившегося, его отрицательный характер объясняются подробно. Считая проблему чрезвычайно важной, но все же желая утешить сестру, лидер говорит такие слова: “Я не хочу, чтобы ты сейчас плакала, но...” и продолжает разговор далее. Сестра сильно волнуется, из-за этого она не расслышала частицу “не”, а вместо этого поняла: “Я хочу, чтобы ты сейчас плакала”. Через минуту она послушно начинает плакать.
Члены МЦХ добросовестно пытаются постичь некоторые происходящие в Церкви вещи, смысл которых им не ясен, а так и не поняв, принимают все как есть — лидер знает лучше, потому что лидер и Библия дурному не научат.
Например, ученик не может понять, почему ему нельзя поехать в воскресенье с родителями на дачу. Ведь не из корыстных же побуждений он хочет пропустить проповедь. Он очень любит своих братьев и сестер и готов видеться с ними хоть каждый день. Но что же с родителями? Проповедь важна, “почитай отца и мать” — тоже. Как быть? Вполне возможно, что лидер при этом спросит его: “Что, по-твоему, важнее — жизнь с Богом или твои грядки?” Ну что тут ответишь? Конечно, жизнь с Богом важнее всего на свете, но грядки-то здесь при чем?
Человек, который не вписывается в общую радостную картину, рано или поздно из нее выпадает, несмотря на все усилия лидера. За время существования МЦХ ее покинуло не менее двух тысяч человек; а может быть и гораздо больше, — это при нынешней-то численности МЦХ около 1,5 тыс. членов. Тем не менее организация продолжает расти. Процент уходов все же ниже процента крещений. “Золотую страницу” в историю МЦХ вписало случившееся 3 года назад одновременное крещение более чем 50 человек. При этом мало кто обращает внимание на то, что не более 1/5 этих людей по-прежнему находится в МЦХ. Остальные ушли...
Если бы можно было спросить каждого человека, покинувшего МЦХ, о причинах его ухода, сложилась бы, наверное, поистине удивительная картина. Думаю, что из ушедших лучше всего чувствуют себя те, которые понимают, что просто нашли в себе силы сломать сложившиеся стереотипы и покинуть секту. Гораздо хуже приходится тем, кто, будучи истинно верующими и порядочными людьми, не смогли вписаться в необходимые рамки, ушли из МЦХ по причине того, что здесь принято называть “слабостью”. Некоторые из них даже и не изменили убеждения, что МЦХ — действительно единственная истинная Христова Церковь. Будучи попросту не в состоянии быть ее частью, они как бы махнули рукой на дело своего спасения. Другие же совершенно охладели к религиозному пути, утратили веру. Значительное число бывших членов МЦХ было насильно отлучено от организации. За ряд проступков, среди которых могла оказаться неспособность человека бросить курить, их лишили любимого дела и всех друзей.
Едва ли не самый главный аспект “внутренней политики” МЦХ заключается в строгом наблюдении за “чистотой рядов”. Здесь, как и во многих других случаях, члены МЦХ уверены, что являются первооткрывателями “апостольского отношения к греху”. Лидеры убеждены, что оснований для неизменной строгости у них более чем достаточно. Ведь сам Христос учил троекратно увещевать согрешающего брата — наедине, при свидетелях и, наконец, перед всей общиной. Бальзам на душу “блюстителей праведности” из МЦХ проливают слова “да будет он тебе как язычник и мытарь”. Схожие места в Послании ап. Павла коринфянам еще более вдохновляют членов МЦХ. Поводом для вынесения предупреждения может быть отнюдь не только “догматическое” расхождение взглядов ученика с МЦХ. Наоборот, подобных поводов практически не возникает. Зато существует множество таких примеров, связанных с проступками человека. Не стану судить о степени серьезности проступков, хотя, как уже говорилось, к ним относится и курение. Дело здесь в ином. В МЦХ “доктрина” о трех предупреждениях совершенно затмила слова Христа о прощении “до семижды семидесяти раз”. Нет, в личном общении члены организации готовы прощать друг друга вполне по-христиански. Но если дело доходит до официального предупреждения — надежды на пощаду тают.
Типичная картина — брат регулярно не просыпается по будильнику, едва не опаздывает на работу и, конечно, не успевает провести полномасштабное “тихое время” (молитва + чтение Библии). Лидер “сектора” указывает ему на недопустимость этого. Брат раскаивается, просит прощения, обещает, что этот проступок более не повторится. Однако на следующей неделе все повторяется, и, как назло, в этот же день лидер интересуется произошедшими переменами. Изменений нет. По мнению лидера, налицо явственное “отсутствие покаяния”, и он выносит брату “первое предупреждение” — то самое, которое делается наедине. Брат, разумеется, просит прощения, переживает, даже плачет. Но это совершенно не означает, что если он вновь не сможет перебороть любовь к долгому сну, не последует новое предупреждение. Еще как последует, уже второе, при свидетелях. А в свидетели будет призван весь “сектор”. Любой схожий с этим безобидный случай может привести к третьему предупреждению. А оно, собственно говоря, уже никакое не предупреждение, а просто объявление всему “сектору”, что такой-то человек исключается из общения. Это значит, что никто из членов МЦХ, кроме “лидера сектора”, не имеет права и словом с ним перемолвиться.
Все серьезные проступки членов общины выносятся на всеобщее даже не обсуждение, — так как все решают лидеры, — а внимание. Чем тяжелее грех, тем больше братьев должно узнать о случившемся и о раскаянии провинившегося. Об экстраординарных случаях будет объявлено со сцены — это значит, что последует уже второе предупреждение, даже если первое было вынесено всего часом раньше: просто так, для надежности. Когда у одного из братьев нашего “сектора” по его вине в семье случилась серьезная драма, это стало темой специального доклада лидера на собрании. Характерно, что лидера в этой ситуации более всего вдохновляло то, что эта история может просочиться в газеты. Пресса и так не жалует МЦХ вместе с другими подобными сектами, а узнай они про этот эпизод — такое напишут!
МЦХ весьма тщательно заботится о своем имидже, хотя и уверяет при этом, что мнение мира для нее ничего не значит. Еще как значит! Лучшие залы, хорошая пресса, доброе отношение властей, прекрасная репутация в обществе — вот к чему стремятся лидеры МЦХ. Важно, чтобы МЦХ представляли активным членом экуменического движения, хотя ее участие в нем ограничивается поездками общемосковского или даже общероссийского лидера на соответствующие конференции. Важно и ни в чем не задеть Православную Церковь. Поэтому всякий проповедник будет говорить, что хорошо относится к православным. На самом же деле, конечно, он даже не считает их христианами. Удивительно, но в свое время я ничуть не считал такую позицию лживой.
МЦХ запрещает своим членам общаться не только с теми, кто изгнан официально. Нельзя также поддерживать отношения и со всеми, покинувшими движение по собственной инициативе. Отношение к таким людям даже хуже, чем к язычникам. Последних член МЦХ вполне надеется “наставить на путь истинный”. С бывшим же собратом могут даже и не поздороваться. Ему безразлично пожмут руку, холодно кивнут при встрече. Максимум — осведомятся об успехах в учебе или на работе. И все. Конечно, реальная жизнь часто вносит свои коррективы, но общая установка от этого не меняется.
Хорошо еще, если к “отступнику” станут относиться только безразлично. Хуже, если станут презирать как предателя. И чем сильнее была дружба, тем резче может быть разрыв. Брата или сестру, которые по простоте и доброте душевной не понимают, зачем им нужно бросать друзей, покинувших МЦХ, лидеры станут долго вразумлять: разумеется, с искренним желанием помочь им, уберечь от дурного влияния. И так будет продолжаться до тех пор, пока не вытравят из поучаемых и воспитуемых всякое желание держаться прежней дружбы.
Таким образом те, кто покинул МЦХ, для своих прежних лучших друзей как бы “исчезают”. Зачастую к ним относятся как к умершим. Даже хуже: умерших часто поминают добрым словом, бывших членов МЦХ — очень редко. В лучшем случае скажут про них, что был такой-то, да ушел, очень жаль. Известны случаи, когда ушедшие возвращались. Принимают их, конечно, с восторгом. Но подобный поступок — всякий раз исключительно инициатива возвратившегося. Сама же организация не прилагает к этому ни малейших усилий. Жесткое сравнение, но ушедшие для нее — как отработанный шлак. От них получали все лучшее, пока они могли давать. Когда же силы иссякли, человека “оставили на обочине”. Не буду касаться того, что объективно совсем неплохо остаться на обочине такого движения, как МЦХ и ей подобные, или даже совсем в стороне от этой дороги. Речь идет о том, что переживают при этом отставленные члены, — те, кому их друзья громко и внятно сказали: “Уйди с дороги!” (один из уроков так и назывался: “Получи веру или уйди с дороги!” — МЦХ любит звучные фразы). Известны, правда, случаи, когда дружба пересиливала авторитет официального учения. Тогда друзья покидали МЦХ вместе. Многие, оставившие организацию, продолжают встречаться, дружить. На Арбате вроде бы есть “тусовка” бывших членов МЦХ. Я слышал и о том, что существует будто бы и организация христианской направленности, также объединившая бывших последователей МЦХ. Ее члены не признают свою бывшую общину истинно-христианской и утверждают, что собрались для того, чтобы жить по Библии. Впрочем, лично я с этими людьми не общался.
Мнение бывших друзей, все, о чем они рассказывают, для действующих членов МЦХ не имеет абсолютно никакого значения. “Традиционалистов и фарисеев” может быть еще и станут слушать, но на слова бывших соратников — просто не обратят внимания. Лидеров не интересуют тысячи их прежних подопечных: ведь остаются еще миллионы тех, кого можно вовлечь в движение. По сути более или менее постоянным остается только контингент лидеров. Масса же рядовых последователей МЦХ подвержена медленной, но постоянной смене.
Конечно, как и всякий участник движения МЦХ, я столкнулся с целым рядом вопросов и сомнений, которым не мог найти разрешения. Не помогали ни собственные изыскания в тексте Библии, ни разъяснения лидеров. Для хотя бы частичного разрешения этой проблемы в уме создавались конструкции, как будто бы имевшие прочный и жизнеспособный вид. Однако я прекрасно понимал, что они немедленно рухнут под напором любых более или менее логичных контраргументов. О самых “скользких” темах я предпочитал просто забыть. И тут обычно “приходили на помощь” два аспекта. Первый — сравнение прежней и нынешней жизни, с неизбежным выводом о том, что преимущества принадлежности к МЦХ с лихвой покрывают все недостатки. Второй — множество друзей, — живых активных людей, самим образом своих действий опровергающих сомнения в истинности учения МЦХ. Вообще говоря, какие бы сомнения ни зародились в душе члена движения после беседы с умным противником или чтения книг, они рушатся сразу же, стоит лишь ему оказаться в кругу “своих”. Действительно, там — вне МЦХ — одни только слова, а здесь — живые люди.
Все-таки постепенно я пришел к выводу, что существуют такие недостатки, которые способны омрачить даже столь великое событие, как обретение веры. И странно, но сразу после этого предельно дружеская атмосфера собраний перестала быть для меня панацеей от всех сомнений. Появилось ощущение, что мы с этими людьми стали чужими, что я играю роль в спектакле, сюжет которого меня уже совершенно не интересует.
Наступил момент, когда все несоответствия и противоречия в учении МЦХ пришли для меня к явному противостоянию со Св. Писанием, то есть со здравым смыслом. Тогда я решил покинуть организацию. Зная, какое отношение со стороны всех друзей это вызовет, я тем не менее понимал, что и остаться означает занять откровенно лживую позицию.
Я абсолютно ничего не имею против того, чтобы проповедовать Христа. Но проповедники МЦХ проповедуют в первую очередь не Христа, а свою организацию и свой взгляд на христианство. Продолжать заниматься этим я не имел ни малейшего желания. Конечно, пришлось выдержать ряд очень тяжелых для меня разговоров с лидерами, с друзьями. Но, несмотря на всю их тяжесть, они только укрепили меня в принятом решении.
Я заканчиваю эти записи спустя 3,5 месяца после выхода из МЦХ, будучи православным христианином. Оценивая прежние мои впечатления, ныне изложенные письменно, задаюсь вопросом: “Где были мои глаза раньше?”
Видимо, я, как и многие другие члены МЦХ, стал жертвой определенного “сдвига сознания”. Не стану более говорить об учении МЦХ и ей подобных. Постараюсь лишь резюмировать свое представление о стиле жизни ее членов.
Почему я говорю о “сдвиге”? Все члены МЦХ являются в житейском плане вполне разумными людьми. никто из них, впервые сев за руль, не возьмется управлять автомобилем на центральных улицах Москвы. Никто не объявит себя хирургом на основании того, что пару раз наблюдал операцию. Никто не сочтет себя строителем, экономистом, юристом, не окончив соответствующего института. Тем не менее каждый убежден, что, приобщившись к азам христианства, становится святым и вполне компетентным для того, чтобы учить других. Учить не экономике или вождению машины, а делу спасения. Набор из тридцати библейских цитат возводится в ранг основ “единственно истинного учения”, светом которого необходимо просветить весь мир. Полторы тысячи молодых здравомыслящих людей считают тактику кавалерийской атаки наиболее приемлемой на духовном пути. Те, кто считает себя последователями самой открытой в мире религии, проповедуют невиданную нетерпимость от имени Христа.
Меня с 15 лет волновал вопрос, как могли советские люди допустить чудовищные злодеяния 30—50 годов? Как могли они, в массе своей честные, мужественные, добрые, приветствовать казни лучших друзей и народных героев? Как могли они терпеть чудовищные несправедливости, наполнявшие их жизнь?
Странно, но, побыв в МЦХ, я понял (для себя и по-своему, конечно) сущность тоталитаризма. Современные тоталитарные секты пытаются преуспеть в том же, чем занимались коммунисты или, к примеру, литературные герои-злодеи Дж. Оруэлла. Если подчинить официальному учению всю жизнь человека, то любые понятия утратят для него абсолютный характер. То, что назовут добром, станет для него таковым, что назовут справедливым — будет справедливо.
Страшно представить, куда могут завести подобные построения многих, повторю, добрых, честных, простосердечных людей, состоящих в МЦХ. Как указать им на их заблуждения, я не знаю. Но Православная Церковь без сомнения должна приложить усилия, чтобы МЦХ и ей подобные секты не имели более возможности по-прежнему узурпировать духовные искания людей.

С. Глушенков

ПОСЛЕСЛОВИЕ

     Г-н Z. ... и через осьмнадцать веков потребовалось все сначала восстановлять без всяких ручательств лучшего успеха, то есть совсем безнадежно?
     КНЯЗЬ
. Почему безнадежно?
     Г-н Z. Да ведь вы же не отрицаете, что Христос и первые поколения христиан всю душу свою положили в это дело и отдали за него жизнь свою, и если тем не менее из этого ничего не вышло, по-вашему, то на чем же для вас-то могут основываться надежды иного исхода?

Вл. Соловьев, “Три разговора”

     Итак, еще одна попытка вернуться к “первоначальной простоте” и “чистоте” христианства! Еще для одной группы людей девятнадцать веков молитвы и проповеди, подвигов, борьбы, трудов и страданий — не более чем бесполезный мусор, который надо отправить на свалку и начать все дело сначала. А что же то великое, “как песок на берегу моря” (Быт 22:17), множество людей, веривших в Евангелие? Все они — погибшие, и в лучшем случае представляют собой тот пассивный “гумус”, слой почвы, на котором наконец-то расцвел долгожданный цветок “церкви Христа”. Как говорил известный персонаж Достоевского, “Господи, подумать только о том, сколько отдал человек веры, сколько всяких сил даром на эту мечту, и это столько уж тысяч лет! Кто же это так смеется над человеком?”
     В самом деле, слова Спасителя о том, что Он Сам основывает Свою Церковь и что “врата ада не одолеют ее” (Мф 16:18), обетование радости, которой “никто не отнимет у вас” (Ин 16:22) оказываются в таком случае не более чем горькой насмешкой. В то время, когда создавались книги Нового Завета, Церковь еще была Церковью, а потом все куда-то очень быстро исчезло, потерялось, было подменено человеческими измышлениями. Грехи и заблуждения людей оказались сильнее Бога, история человечества на этот раз, увы, окончилась неудачей. Несмотря на такой плачевный итог, к которому, по мнению “церкви Христа”, пришло христианство, она предлагает нам попробовать еще раз. Конечно, нет никакой гарантии в том, что и на этот раз история Церкви не закончится растянувшимся на тысячи лет тупиком, ничтожеством и позором...
     Не видя и не узнавая последовательное, “многократное и многообразное” (Евр 1:1) действие Святого Духа в истории, сторонники “очищенного” христианства стремятся построить жизнь, опираясь на один лишь текст Библии. При этом авторитет текста покоится сам на себе: эти люди полагают, что священная Книга как бы упала к ним с неба в готовом виде. Но ведь то, что естественно для мусульманина, который верит в предсуществование Корана, или для иудея, который полагает, что Бог сверялся с текстом Торы, когда творил мир, — искать всю полноту истины в написанном тексте, в букве, — для христианина может стать печальным и унизительным рабством. Для нас Слово есть Лицо Божественной Троицы, и, как всякое личное начало, не может быть исчерпано человеческими словами и полностью изображено в виде последовательности букв на бумаге. Православный христианин верит в боговдохновенность евангельского текста, потому что находит в нем выражение того же Духа, который непрерывно живет в Церкви на протяжении всей ее истории. Если в нас живет Дух, в котором написаны священные тексты, нам нет нужды поклоняться букве Писания. Если же этого Духа в нас нет, нам не поможет ничто, и менее всего — слепая вера в букву.
     Перечисляя имена великих святых, подвижников и мучеников прошлого, Апостол говорит, что “Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр 11:40).” Конечно, слова о том, что совершенство праведных достигается не без нас, относятся не только к христианам апостольского века. История не оканчивается на святых прошлых времен; она продлевается “на малое время, пока и сотрудники их, и братья их... дополнят число (Откр 6:11).” Эта таинственная неполнота первоначальной Церкви, на которую указывает Писание, восполняется в ее последующей истории действием Духа, творящего “все новое (2 Кор 5:17)”. Маленькое зерно, прорастая, превращается в огромное дерево (Мф 13:31-32), и, как уже давно было замечено — странно обвинять дерево в том, что оно утратило внешнее сходство с зерном. А если оказывается, что в XX веке можно лишь в лучшем случае воспроизвести жизнь христиан I века, в чем тогда смысл нашего призвания в XX, а не в I веке?
     Причина появления сект, подобных “МЦХ”, — не только невежество. Конечно, здесь проявляется и духовная болезнь, и важно научиться распознавать симптомы этой болезни не только среди сектантов, но и в нас самих. Людям свойственно мифологизировать и идеализировать определенные исторические эпохи, превращать плоды своих фантазий в идолы, а затем и служить этим идолам. Не только в сектах, но и среди многих православных распространено убеждение в том, что подлинная, “настоящая” Церковь существовала когда-то давно, безнадежно давно, и все тогда было лучше, чем сейчас. Это было время истинного благочестия, когда литургию служили во всей ее богословской и эстетической полноте, когда безукоризненно писали иконы, когда было много святых, когда люди даже ходили в особой одежде, подобной иконописным одеяниям. Неясно только в точности, когда существовало подлинное христианство: во времена ли первых Вселенских Соборов? в поздней Византии? в древней Руси? при государе Александре Александровиче?.. “МЦХ” замечательна только тем, что отодвигает этот предполагаемый рубеж еще дальше, очевидно — до первого поколения христиан.
     Успех “МЦХ” и подобных ей предприятий в очередной раз дает возможность осознать, какая степень религиозного неведения царит на “постсоветских” пространствах среди людей, ищущих утоления терзающему их духовному голоду и насколько бывают неадекватны этому неведению те формы, в которых наша Церковь привыкла обращаться к миру.
     В самом деле, несмотря на то, что прилавки православных храмов завалены брошюрами и книгами, в которых мечутся громы и молнии против разнообразных лжеучений, невоцерковленные люди и приверженцы поносимых сект этих сочинений, кажется, совсем не читают, — и слава Богу. Их архаичный и цветистый язык, дух ожесточения (не столько против самих заблуждений, сколько против их сторонников), непонимание личности и способа мышления оппонента заставляют читателя забывать, что речь идет о самых серьезных вопросах жизни. Скорее они создают впечатление какой-то восточной или средневековой экзотики, а их авторы будто нарочно ориентируются на заигранный антирелигиозной пропагандой образ “мракобеса”, то есть злобного фанатика с исступленным взором и развевающейся бородой, потрясающего кулаками в комическом негодовании. Подобно горам коммунистической макулатуры вроде бесконечных “Разоблачений буржуазных и ревизионистских фальсификаций...”, эти сочинения предназначены не для переубеждения противников, а для воспитания в соответствующем духе “своих” и поэтому очень мало заботятся о честности обвинений и убедительности доводов. Излишне говорить, что на самих сектантов такая литература могла бы воздействовать (если бы они ее читали) только отрицательно: поистине очень трудно поверить в правоту людей, которые обращаются к тебе с явной ненавистью, и к тому же на малопонятном языке.
     Есть, конечно, и удачные образцы православной полемики, но их, пока, к сожалению, сравнительно немного. Хорошие антисектантские выступления всегда легко распознать по той буре ненависти и клеветы, которую они неизбежно на себя вызывают, — в соответствии с тем, что предсказано в Писании (Мф 5:11).
     Поэтому мы особенно рады тому, что публикуемый отчет о пребывании его автора в “церкви Христа” отличается добросовестностью, ясностью и трезвостью взгляда. Хотя мы, разумеется, никому не желаем попасть в члены “Московской церкви Христа”, автор прав, когда дает понять, что его приход туда произошел не без воли Божией. Увидев жизнь “МЦХ” глазами С. Глушенкова, мы получаем важное фактическое свидетельство, особенно ценное потому, что он не отдается во власть стереотипам и не опускается до дешевой риторики и грубой брани. Мы полагаем, что свидетельства такого рода и вообще объективная информация о том, что происходит в религиозных сектах, подобных “МЦХ”, необходимы для общества и для Церкви.




Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/contentid-45.html