Abas написал: Представьте ситуацию: Вы приходите к своему лидеру, чтобы задать ему несколько вопросов...
ВАЖНО!! В этой статье я никак не объясняю причины, почему мы сталкиваемся с этим в Церкви, и не оцениваю ничьи мотивы. Я надеюсь, что большинство из нас, и в первую очередь лидеры, выступающие публично, делают это НЕПРЕДНАМЕРЕННО. Я надеюсь, что они будут благодарны за статью, и мы научимся лучше понимать друг друга.
Представьте ситуацию: Вы приходите к своему лидеру, чтобы задать ему несколько вопросов. Он ласково смотрит на вас и уверенно разъясняет свою позицию: «Я понимаю твое беспокойство. Мы постараемся принять все меры чтобы ситуация изменилась. Я поговорю с нужными людьми. Единственное, чего я опасаюсь, - так это сплетен. В одной Церкви была похожая ситуация и все закончилось плохо…».
Вы успокоены и обнадежены.
Но, что вам, на самом деле, сказал лидер? Да ничего. Его слова можно трактовать каким угодно образом. Не исключено, что ситуация никак не изменится, и через некоторое время ваш вопрос к вам вернется.
Вам нужна конкретная информация?
Внимательно вслушивайтесь в то, что вам говорят.
Ниже приводятся несколько наиболее распространенных примеров, когда вы можете стать жертвой «неясности», а также намеренного или непреднамеренного манипулирования и способы избежать этого.
НЕКОНКРЕТНЫЕ СЛОВА
В предложении занимают место существительного, однако они неосязаемы – их нельзя потрогать, увидеть или услышать.
Если вам говорят: «в Церкви не будет греха», спросите: «Какие именно грехи вы имеете в виду? Как вы собираетесь от них избавляться?»
Заявления о том, что «у брата потрясающее сердце», «нам нужно иметь дело со сплетнями» без расшифровки могут означать что угодно.
НЕКОНКРЕТНЫЕ ГЛАГОЛЫ
Стирают качества: как, когда и где действие имело место, а также продолжительность и интенсивность действия.
Если вам говорят: «эта группа угрожала нам», полезно спросить: «Чем именно угрожала?»
Диапазон «грозить» широк: от угрозы физического уничтожения до словесных оскорблений.
«ИСКЛЮЧЕНИЕ» ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
Если вам говорят «Ученики согласны с нашим решением», спросите: «Какие именно ученики согласны?».
Иначе у слушателя сложится иллюзия, что все ученики согласны с решением, а на самом деле это, может быть, всего лишь несколько человек.
История с «группой, которая угрожала» тоже требует уточнения. Спросите: «Кто конкретно угрожал? Вся группа? Каждый?».
ПРИЕМЫ "СВЯЗЫВАНИЯ"
Аргументируя свою позицию проповедник/собеседник может пользоваться ПРИЕМОМ "СВЯЗЫВАНИЯ"
Довольно элегантный способ соединения явлений, которые, в сущности, не имеют отношения друг к другу. Имеются три типа связывания.
Первый – с помощью союзов И, А, НО.
«Брат идет к лидерам с критикой…НО Библия учит нас, что мы должны любить друг друга!»
Пойматься на такую фразу можно запросто. Только подумайте – вы слышали ее сегодня на проповеди и противоречий не замечали. Тут связываются в одно совершенно разные понятия.
Неопытный слушатель может подумать, что человек, который идет к лидерам с критикой, нарушает Библейскую заповедь о любви. Но в реальности человек может идти с критикой ИМЕННО ПОТОМУ ЧТО ЛЮБИТ. Критика не является противоположностью любви.
Еще заявление: «Брат сидел на форуме и духовно упал». Вы можете подумать, что он упал, ПОТОМУ ЧТО сидел на форуме. В действительности, эти явления могут быть никак не связанны между собой.
Второй тип связывания обеспечивается словами ПОКА, КОГДА, В ТЕЧЕНИЕ, В ТО ВРЕМЯ КАК. Вам говорят: «В то время как вы решаете проблемы/критикуете лидеров, люди умирают неспасенными».
То, что люди умирают неспасенными, никак не связано с тем, что вы решаете свои проблемы/критикуете лидеров. Причина «неспасения» людей в том, что вы не делитесь верой, а не в том, что вы задаете вопросы. Но эмоциональная реакция слушателей направлена против тех, кто задает вопросы.
Третий тип связывания выполняется при помощи глаголов ЗАСТАВЛЯЕТ, ПОБУЖДАЕТ, ТРЕБУЕТ, ВЫНУЖДАЕТ, ВЫЗЫВАЕТ и т.д.
«Обстоятельства требуют от нас неразглашения финансовой информации». Вроде бы убедительный ответ. Между тем обстоятельства возможно «требуют» совсем другого, нежели вам говорят.
Если вы заметили использование «связок», постарайтесь их «развязать». Спросите, какие у собеседника причины соотносить эти явления вместе.
"ОЦЕНОЧНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ"
В этом случае в предложении отсутствует субъект, производящий оценку.
Вам могут сказать: «Неправильно делать такой выбор». В этом случае полезно поинтересоваться: «Для кого это неправильно?».
Если вам говорят: «Это недуховный взгляд», спросите: «По чьему мнению он недуховный?»
ОТСУТСТВИЕ ВЫБОРА
Моделируется при помощи слов СЛЕДУЕТ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН и т.д.
Пример: «Мы должны встретиться в этот день!» В качестве контрприема вы можете спросить: «Кому должны? Что случится если мы не встретимся?»
Такой вопрос полезно задавать и самому себе. Очень часто мы берем на себя обязанности, которые на самом деле таковыми не являются.
Нередко случается, когда ПРИ СРАВНЕНИИ ОПУСКАЕТСЯ, ТО С ЧЕМ (и на каком основании) ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СРАВНЕНИЕ.
Например, вам говорят: «Эта книга – лучшее руководство по воспитанию детей». Можно выяснить: «Лучше кого? Почему лучшее?»
Или, опять же говоря о детях, вы слышите: «Учись у евангелиста N, он правильно воспитывает детей». Спросите: «Правильно на чей взгляд? В чем это выражается?»
СЕМАНТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ*
При этом подбираются такие эпитеты и такие слова, которые дают предмету разговора четкую этическую окраску.
То, как мы называем человека и то, с какой интонацией мы говорим, влияет на наше представление о нем.
Так, наш человек – разведчик, их – шпион. Мы – борцы за независимость, они – сепаратисты. У нас войска, у них вооруженные формирования.
Семантическое манипулирование может за счет используемых слов исказить суть факта, события, внешне сохраняя объективную формулу. Умелое использование семантики может оказать значительное влияние на процесс принятия решения человеком.
Пример: «Наш регион решил пойти в поход! Аминь?! Однако….(меняется интонация) может быть, есть кто-то, кто не хочет пойти в поход? (многозначительная мина на лице)».
Отрицательный имидж уже создан. Кто же захочет быть таким «кем-то»?
Пример: «После того как появилось ИЗВЕСТНОЕ письмо случилось…». Конечно, письмо известное. Но в данном случае употребление этого слова вызывает в подсознании человека определенное настроение/отношение. Согласитесь, «письмо Генри» звучит по-другому.
*При определении явлений использована PR-терминология.