Я был в Московской церкви Христа (1995) Часть I

Раздел библиотеки: "Истории людей из церкви Христа" 22.08.2003


перепечатка из журнала Альфа и Омега

     Эти записи посвящены моему более чем годичному пребыванию в организации, именующей себя “Московской Церковью Христа” (МЦХ).
     Начал я их писать в первую очередь для себя. Но теперь вижу, что получилось как бы и для других. Быть может, эти записки помогут кому-нибудь избежать моих ошибок. Мне же они уже помогли подвести некоторые итоги этого чрезвычайно важного периода моей жизни.
     Вижу, что не сумел придерживаться сухого документального стиля. Здесь все же достаточно много моих эмоций и личных переживаний, хотя я постарался свести их к минимуму.
     О Московской Церкви Христа написано и сказано уже довольно много. Здесь же представлен исключительно мой субъективный взгляд на проблему, взгляд очевидца. Я лишь стремился правдиво описать то, что видел, слышал и пережил сам. Все примеры из деятельности МЦХ и жизни ее членов — подлинные. Разумеется, мои представления и переживания в описываемый период полной реконструкции не поддаются. Мои нынешние взгляды — взгляды православного христианина. Однако я приложил все усилия, чтобы быть максимально объективным. Необходимо указать также на один весьма важный для меня аспект: я совершенно не жалею, что в один прекрасный день познакомился с МЦХ, так же как абсолютно не жалею о том, что в другой прекрасный день, более года спустя, покинул эту организацию.
     Прежде чем рассказать о том, как я оказался среди членов Московской Церкви Христа, необходимо сказать и о моих прежних религиозных представлениях.
     Я родился в атеистической семье и в детстве крещен в Православие не был. Мои родители, представители технической интеллигенции, воспитывали нас, детей, в духе строгих нравственных норм, пример которых являли сами. Таким образом, в нашей семье (конечно же, на “житейском” уровне) господствовала вполне христианская мораль, но без малейшего оттенка религиозности. Я рос типичным атеистом и вопросами веры стал интересоваться только на первом курсе института. Причиной появления такого интереса были и чтение произведений русской классики, и преподавание в институте предмета “История религий”, и знакомство с некоторыми верующими православными людьми. Я приобрел Библию и прочел весь Новый Завет и часть Ветхого. Где-то в это время — не могу сказать, когда точно — я перестал считать себя убежденным атеистом и в разговорах о религии говорил, что верю в Бога.
     Поясню: я действительно верил, что Бог существует. Но сама Личность Иисуса Христа оставалась для меня совершенно загадочной, неким “белым пятном”. Следование заповедям Иисуса Христа я считал делом прекрасным, но для нормальных людей абсолютно невыполнимым. Православная Церковь привлекала и одновременно отпугивала меня сложностью обряда и некой своей “неотмирностью”. Я мечтал крестить лоб, класть поклоны и бормотать молитвы с отрешенным видом. То, что в словах молитвы есть что-то гораздо большее, нежели просто слова, я чувствовал, но скорее лишь подсознательно. Зайдя в храм, я всякий раз робел и старался не ходить далеко от дверей. Свободно чувствовал я себя только в храмах, являющихся музеями. Тем не менее я был вполне склонен считать себя христианином.
     Именно такими и были мои представления в тот день, когда в институтском коридоре меня остановил молодой, лет восемнадцати, человек, обратившийся ко мне со странным вопросом. Он предложил мне на минуту представить себе, что силою удивительного волшебства я получил возможность встретиться с любой исторической личностью — на выбор. Затем, разумеется, последовал вопрос — кого бы я хотел увидеть? Не задумываясь, я назвал Иисуса Христа. И мы заговорили о Христе. Я говорю об этой встрече еще потому, что подавляющее большинство нынешних и бывших членов МЦХ оказалось в ее рядах именно в результате похожего на этот разговора — такого “личного” приглашения. О методике подобного рода проповеди, составляющей основу деятельности МЦХ, я скажу далее. Пока же отмечу, что наша беседа с Сашей (так звали встреченного мной проповедника) закончилась, конечно же, приглашением на воскресную проповедь. Мы расстались друзьями, обменялись телефонами.
     Причиной появившегося у меня нового интереса к христианству было даже не то, о чем говорил этот юноша, а то, как он это говорил. Лично я впервые столкнулся с подобного рода живой и действенной верой у столь молодого человека. За его словами чувствовалась твердая и непоколебимая убежденность во всем, что говорилось им о Христе, о вере, о спасении, о рае и аде. Впервые я понял, что христианство — это нечто живое и действенное, что оно способно преобразить жизнь не только умудренных и убеленных сединами, но и совсем молодых людей.
     Итак, я решил, что пойду на проповедь. Если же все, кто там бывает, похожи на Сашу, то я непременно должен с ними подружиться.
     В следующее же воскресенье я пришел на проповедь в Московский дворец молодежи. Саша встретил меня в метро и выступил в роли гида. Атмосфера собрания чрезвычайно заинтересовала и заинтриговала меня. Не менее полусотни человек подошли ко мне, чтобы познакомиться и пожать руку. Все они были чрезвычайно рады моему появлению, старались всячески мне угодить. Пожалуй, каждый второй из них осведомлялся о моем отношении к вере и вкратце поведал историю о том, как он сам впервые попал на собрание. Мне выдали листок с текстами песен, которые по прочтении показались мне несколько бессмысленными. Впрочем, начало самого собрания переменило это впечатление. Чрезвычайно мощное и слаженное пение большой массы людей оказало на меня глубокое воздействие.
     После кратких приветствий на сцену поднялся молодой человек, чрезвычайно откровенно поведавший собравшимся о различных малопривлекательных особенностях своей прежней, проходившей без Бога, жизни. В заключении он призвал всех присутствующих обратиться ко Христу. Кроме того, всем была представлена и мама этого молодого человека, ставшая христианкой по примеру сына.
     До моей первой встречи с проповедником в институте я ничего не слышал о МЦХ и никогда ранее не бывал на протестантских собраниях. Поэтому-то и все происходящее было мне совершенно в диковинку.
     Далее последовала собственно проповедь. Проповедник был молод, но тем не менее продемонстрировал немалый опыт в своем деле (ныне этот человек является лидером всей МЦХ). Я постарался абстрагироваться от весьма непривычной, изобилующей шутками и модуляциями голоса, манеры его изложения и вникнуть в самый смысл проповеди. Он в общем заключался в том, что многие традиции зачастую мешают людям поклонятся Богу в духе и истине. Иными словами, Библия, по мнению этого проповедника, говорит о том, что традиции для веры вещь бесполезная, если не вредная. “Ветер традиций”, — так называлась проповедь. По окончании я был склонен в общем и целом согласиться с мыслью проповедника. Кстати, по ходу собрания аудитория вела себя весьма своеобразно, но об этом я скажу немного позднее.
     Когда проповедь закончилась, молодой человек, сидевший слева от меня, поинтересовался моими впечатлениями и предложил мне изучать Библию вместе с ним. Не думая ни о чем серьезном, я согласился, тем более что оказалось, что мой сосед еще и учится со мной в одном институте. Мы назначили встречу на следующий день. После этого мне было предложено познакомиться с кем угодно из присутствующих, общаться, осваиваться. Те же, кто приглашал меня, разговаривал со мной перед началом проповеди или сидел рядом, сердечно попрощались со мной и более не обращали на меня ни малейшего внимания, хотя я еще не ушел. Походив по залу, я решил все же не беспокоить своих новых друзей вопросами, видя, что они увлеклись важной беседой между собой. Перед самым моим уходом ко мне подошел человек, одетый как иностранец, и на плохом русском языке осведомился о моих впечатлениях. Я честно ответил, что в общем доволен, но еще должен все обдумать. В ответ мой собеседник неожиданно спросил, где я живу. Удивленный, я даже переспросил его. Но иностранец действительно интересовался районом Москвы, в котором я живу. Получив ответ, незнакомец вежливо попрощался и ушел. Неделю спустя я узнал, что этот человек принадлежит к высшему руководящему звену МЦХ, а смысл его вопроса понял только много позже и касался он организационной структуры МЦХ.
     На следующий день, вечером, в институтском вестибюле я встретился с Женей (так звали человека, предложившего мне изучать Библию). Ему предстояло стать моим самым близким другом. Первое наше занятие строилось так: сначала я рассказал о своем отношении к вере. Затем Женя последовательно предложил мне прочесть несколько отрывков из Библии. Целью всей нашей беседы было дать ответ на вопрос: “Что значит быть учеником Христа”? Через именно этот “разговор” или, как его называют, “занятие” и пришли в МЦХ все ее нынешние члены.
     Занятие строится по формуле “ученик (Христа) = христианин = спасенный”. Здесь — основа вероучительной доктрины МЦХ. Выводится она из 11-й главы Деяний Апостолов, где в стихе 26-м говорится: “...и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами”. Поэтому, согласно учению МЦХ, слова “христианин” и “ученик Христа” означают по сути одно и то же, однако именно понятие “ученик” и определяет истинного христианина, отделяя его от так называемых “псевдохристиан”. Очевидно, что для члена МЦХ понятие “ученик” даже выше понятия “христианин”. Во-первых, потому, что последнее определение появилось лишь семь лет спустя после Вознесения Иисуса Христа, до проповеди в Антиохии были только ученики. Во-вторых потому, что “традиционалисты” исказили и обесценили самый смысл христианства и теперь кто ни попадя называет себя христианином. Таким образом, понятие “христианин” в глазах МЦХ оказалось как бы дискредитировано и может обрести истинный смысл только в рамках более древнего понятия “ученик”. Поэтому-то члены МЦХ называют себя не просто христианами, но именно учениками Христа.
     Автор этой доктрины — один из основоположников Международной Церкви Христа, бостонский проповедник Кип Мак-Кин, являющийся ныне неофициальным лидером движения. В полном соответствии с этой формулой человек, живущий не как ученик Христа, не является христианином и, следовательно, не может обрести спасение. Что же значит быть учеником? Объяснить это призваны следующие отрывки из Библии: Мк 1:14–18; Лк 9:23–26; 14:25–33; 11:1–4; Ин 13:34–35; 4:1–2; Мф 28:18–20.
     В соответствии с ними ученик должен:
     — немедленно оставив все, противное Богу, следовать за Христом;
     — быть ловцом душ (то есть приводить людей ко Христу);
     — отрекаться от себя ради Христа;
     — любить Христа более, чем свою собственную жизнь;
     — любить своих братьев и сестер;
     — молиться Богу, прося у Него поддержки во всем;
     — креститься самому и крестить других учеников (только тех людей, которые решили быть учениками и исполнять все вышеназванное);
     — идти и обращать все народы.
     В конце занятия испытуемому предлагается ответить на вопрос, считает ли он себя христианином и учеником. Правильный ответ здесь — “нет”. Тогда-то человека и начинают готовить к тому, чтобы он стал христианином.
     О всех тонкостях подобных бесед я постараюсь рассказать ниже. Теперь же скажу только, что на меня все услышанное произвело неизгладимое впечатление. Для себя я вынес ошеломляющие вещи, действительно изменившие мой мир: я понял, что Бог и вправду существует, что Им сотворено все, и что Он близок ко мне. Я понял, что Иисус Христос действительно Господь и Спаситель, причем не чей-то, а именно мой. Я понял, что жизнь, угодная Христу, только и может быть названа настоящей жизнью. Я понял, что каждый человек может жить одной жизнью с Богом, и я в том числе. Я понял, что живу не так, как нужно, но волен моим обращением к Богу все изменить в лучшую сторону.
     Всю следующую неделю я ходил под впечатлением услышанного. Исходя из своих познаний, тогда еще весьма бедных, я понимал, что МЦХ расходится с Православной Церковью в вопросе о таинствах и Св. Предании. Но, так как представлял я себе эти вещи очень смутно, то они не казались мне сколько-нибудь важными на фоне произошедшей со мной перемены. То, что мои новые друзья относятся к Православию пренебрежительно, я понимал, однако истинного положения вещей не представлял и первое время был уверен, что пришедшего в МЦХ православного перекрещивать не станут. Позднее я понял, что в этой организации имеется четкое и определенное представление о Русской Православной Церкви. В МЦХ убеждены, что “православие — это не христианство, православные не спасены и, исповедуя свою веру, либо намеренно лгут, либо, что бывает чаще, ненамеренно заблуждаются”. Это представление подкрепляется еще и тем, что многие члены МЦХ в прошлом — православные, а лидер одного из крупных структурных подразделений Церкви даже учился в духовной семинарии.
     Впрочем, МЦХ исповедует подобного рода пренебрежительный взгляд и на все без исключения организации, существующие в мире и именующие себя христианскими Церквями.
     Вслед за первым последовали (в течении одной недели) еще четыре занятия. Из них я узнал, как мне нужно относиться к Библии, к своим грехам и к Церкви. Кроме того, одно занятие было посвящено рассказу о распятии Христа. В нем, наряду с Библией, было использовано и чрезвычайно впечатляющее натуралистическое описание страданий Христа, изложенное по статье, опубликованной в одном из американских медицинских журналов 60-х гг.
     По окончании занятий состоялся разговор с одним из лидеров церкви, называющийся обычно, в соответствии с Лк 14:25–33, “подсчетом стоимости”. В этом отрывке говорится о том, что однажды Спаситель, обращаясь к народу с призывом отрешиться от всего ради Царства Небесного, рассказал притчу о строителе башни: мудрый строитель, прежде чем начать работу, рассчитал все издержки, необходимые для ее выполнения.
     “Подсчет стоимости” в МЦХ призван выявить степень решимости человека изменить всю свою жизнь ради Христа. Будущий ученик обязан иметь совершенно четкую позицию по целому ряду вопросов. Ему необходимо отказаться от греха в своей жизни. Это значит — оставить все вредные привычки, в том числе курение, и признать, что сексуальные отношения между мужчиной и женщиной возможны только в законном браке. Вступающие в МЦХ обязаны прервать близкие отношения с представителями (представительницами) противоположного пола даже в том случае, если в них с нравственной точки зрения совсем нет ничего предосудительного. Даже придерживаясь чистоты в подобных взаимоотношениях, мужчина, будучи в церкви, не может иметь невесту “из мира”. То же касается женщин. Кроме того, каждый, готовящийся принять крещение, должен осознать, что никакая другая группа, кроме МЦХ, не является христианской ни в малейшей степени. Если он уже принял крещение где-либо еще, оно признается как бы и “не бывшим”. На этом основании МЦХ утверждает, что никого не перекрещивает, а только крестит. Соответственно все, жившие и умершие с любым другим крещением, не являются спасенными — такова официальная доктрина. В личных мнениях членов МЦХ все-таки возможны и несколько иные представления; все же основоположница движения — церковь в Бостоне образовалась в 1979 г., и трудно признать почти всех людей, живших с конца I в. до этого времени, безусловно погибшими.
     Член МЦХ обязан вести “общественно-полезный образ жизни”. Поэтому безработный должен найти работу или поступить учиться. Для не достигших 18-ти лет необходимо согласие родителей на крещение.
     Если кандидат не удовлетворяет какому-либо из вышеперечисленных условий, он не может принять крещение. В этом случае последуют новые беседы и новые “подсчеты”, — и так до нескольких раз. Многие, не прошедшие “подсчеты”, навсегда покидают МЦХ. “Считают стоимость” не только с кандидатами, но, раз в году, и со всеми действующими учениками, чтобы подтвердить их уверенность в принятых перед крещением решениях.
     Новообращенный должен исповедовать полную преданность организации. Отсутствие на собрании может объясниться только очень уважительной причиной. “Я могу не присутствовать на собрании только в том случае, если я умер”, — сказал однажды Кип Мак-Кин.
     Лично я без труда прошел “подсчет стоимости”. Решение жить для Христа было слишком сильно во мне, чтобы его могли поколебать какие-либо формальные причины. Мне казалось, что я готов с легкостью отказаться от чего угодно, лишь бы вести жизнь, угодную Богу. МЦХ уже безусловно казалась мне идеальным местом для достижения этой цели. Прошло всего 7 дней со дня моего первого посещения проповеди, а я уже принял крещение. После того, как я произнес в присутствии многих свидетелей исповедание веры (“Иисус — мой Господь” и еще подтверждение веры в то, что во Христе соединились две природы и Он действительно воскрес), меня погрузили в воду. Полностью и один раз. С произнесением формулы “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Кстати, в МЦХ произносить эти слова при крещении необязательно. Часто они имеют характер информации — крещаемому предварительно сообщают, во имя Кого он будет крещен.
     К моему сожалению, я не испытал никаких сильных переживаний, но все равно ощутить себя спасенным был рад безмерно. Все поздравляли меня и радовались не меньше моего. Кстати, крестил меня все тот же человек, который помогал мне изучать Библию.
     Еще до крещения я начал самостоятельно проповедовать на улицах и в метро. Ну, а после крещения быстро втянулся в весьма напряженную жизнь МЦХ и оставался ее активным членом в течение более чем года. Теперь необходимо упомянуть еще один важнейший аспект, определивший очень многое в произошедшей со мной перемене. Это люди, составляющие Московскую Церковь Христа. До тех пор, пока я не познакомился с МЦХ, я в своей жизни встречал очень немного подобных людей.
     Утверждаю, что подавляющее большинство из последователей МЦХ — чрезвычайно искренние, честные и добросовестные люди. Все, что исповедуется ими, они действительно стараются сделать своими убеждениями, основой своей жизни. Практически каждый искренне убежден в том, что он несет миссию, жизненно важную для всего человечества. Почти каждый способен на бескорыстное добро и самоотречение. Многие поставили служение Богу первым и единственно важным делом своей жизни. Многие из них способны явить образцы небывалой любви, простосердечия и непосредственности, — явление удивительное для нашего времени.
     Каждый новообращенный окружается любовью и заботой. У него сразу же появляется много друзей. Многие находят здесь то, чего они давно и безусловно искали, — приметы простого человеческого счастья, отношения, в которых нет грязи, лжи и отчаяния. Средний возраст членов МЦХ — около 22-х лет. Перед каждым открывается не только прекрасное настоящее, но и не менее прекрасное будущее — чистые отношения полов, крепкая семья, любимое дело (для большинства это — проповедь), христианская кончина и вечная жизнь вместе со всеми друзьями и Богом. В МЦХ царит небывалая дружба, открытость и искренность. Причина этого во многом кроется в том, что люди чувствуют себя делающими вместе одно очень важное и нужное дело, буквально товарищами по оружию.
     Горячность одних поддерживает горячность других. Каждый, приобретший нечто новое в обоснование своей проповеднической деятельности, считает своим долгом поделиться этим с “братьями и сестрами” (в МЦХ принято обращаться друг к другу только словами “брат” или “сестра” или, конечно, по имени).
     Будучи предельно добросовестными во всяком деле людьми, члены МЦХ стараются превратить каждую “установку” лидера в неотъемлемую часть собственных убеждений, тем более, что всякая мысль руководства непременно подтверждается цитатой из Библии.
     Библия — вот книга, под сенью которой проходит вся жизнь ученика МЦХ. По ней он старается выверять себя и других, кроме нее не признает никаких духовных авторитетов. Члены МЦХ уверены, что следуют словам апостола Павла, призывающего братьев внимать только тому, что написано в Писании (1 Кор 4:6). По мнению учеников МЦХ, совершенно не случайно в самый конец Библии попало грозное предупреждение апостола Иоанна всем, кто попытается что-либо отнять или прибавить к книге Откровения (раз эти слова стоят в конце, значит, относятся ко всей Библии в целом). Кроме того, член МЦХ непременно заверит каждого собеседника, что принадлежит к единственной в мире организации, которая не толкует Библию. На самом деле в случае возникновения любых существенных затруднений при чтении Св. Писания принято обращаться за советом к лидерам, которые уже, исходя, разумеется, исключительно из собственного понимания, объяснят сложное место. Некоторые члены МЦХ почитают Библию почти наравне с Богом. По крайней мере существует убеждение, что весь Христос заключен в Библии, которая является абсолютно полным и законченным изложением Его учения. На тот аргумент, что весь мир не вместил бы книг о Христе, следует ответ: “Но вот и не вместил же — осталась одна Библия”. Авторитетность канонических книг Библии, в противовес древним апокрифам, последователь МЦХ не объясняет ничем, кроме собственной веры, — ведь ко времени формирования библейского канона, Церкви, по мнению лидеров движения, уже не существовало. Место всякого авторитета заступает в данном случае просто вера.
     Вообще сильная личная вера является на самом деле главным аргументом проповеди каждого члена МЦХ. Самые логичные возражения оппонента, даже подтверждение Библией, — ничто по сравнению с авторитетом лидера и его объяснениями спорного вопроса. Дело здесь в том, что для последователей МЦХ самый образованный богослов или даже святой (православный ли, католический — без разницы) — всего лишь “религиозный” человек, кто-то вроде книжника и фарисея Евангелий. Наоборот, любой лидер МЦХ, даже имеющий лишь среднее образование и всего год назад принявший крещение, — безусловно спасенный, близкий к Богу и к достижению Царства Небесного человек. Конечно, при такой постановке вопроса, когда от одного спорящего до другого — как от земли до неба, какая может происходить дискуссия?
     Проповедники из МЦХ не любят споров. Но даже если споры возникают, каждый “истинный ученик” заранее уверен, что какие бы аргументы ни приводила противная сторона, прав он, а они неправы. “Мы оба грешники, но я — спасен, а ты — нет”, — вот что думал я всякий раз, убеждая человека в правильности позиций МЦХ. Разумеется, я горел желанием донести истинную весть о спасении до каждого из своих собеседников.
     Вообще же именно люди МЦХ и их настрой, — вот что всегда убеждало меня в правильности сделанного мною выбора.
     Помимо Библии, каждого поддерживает и ведет его личная молитва — но это разговор особый.
     Пришло время сказать о том, какова организация Московской Церкви Христа. История возникновения Международной ЦХ в общем известна. Миссионеры же из зарубежных церквей — членов движения появились в Москве в августе 1991 г. Их было 17, и среди них — один русский, принявший крещение в Дании (нынешний лидер МЦХ). Первые крещения москвичей прошли под грохот танков. Вообще об этих 17-ти вам расскажет каждый член МЦХ, их упомянут в бесконечном числе проповедей. Их, — основоположников ныне полуторатысячной общины, — представят примером истинной веры и могущества христиан. Если бы это было в традициях и в силах МЦХ, то первой миссионерской команде поставили бы памятник на Красной площади, а на смотровой площадке Большого Каменного моста, где они впервые молились “за Москву”, появилась бы мемориальная доска.
     МЦХ была организована по схеме, отработанной во многих странах мира. Простейшая ячейка МЦХ — так наз. “беседа о Библии”, в просторечии длительное время именовавшаяся “Bible talk”, а ныне — просто “беседа”. Кстати говоря, обилие “американизмов” в речи членов МЦХ объясняется просто. Длительное время движение имело исключительно англоязычных лидеров — проповедников. К тому же в принципе отсутствовал профессиональный перевод на русский язык. Как результат — многие распространенные в МЦХ понятия являются простой “калькой” с английского. Однако в последнее время в МЦХ проходит кампания “за чистоту русского языка”. Установка лидеров: “Мы — русская церковь!” активно претворяется в жизнь, к радости многих рядовых членов.
     Итак — “беседа о Библии” — от 3-х до 10-ти человек (иногда больше, кампании “слияния” и “разукрупнения” сменяют друг друга). Откуда происходит столь странное название? Дело в том, что непосредственной задачей этой первичной группы является проведение 1–2 раза в неделю бесед о Библии с гостями. Для беседы берется любая библейская тема, обсуждение которой проходит в весьма непринужденной и дружеской обстановке. Гостям помогают почувствовать себя в кругу друзей. Цель состоит в том, чтобы донести до каждого “евангельский” взгляд на обсуждаемую проблему. Большим успехом здесь считается, если новичок соглашается в результате общения посетить воскресную проповедь или сразу же начать изучать Библию. Члены одной “беседы” или учатся вместе, в одном учебном заведении, или же, если они относятся к категории “рабочих”, живут недалеко друг от друга. То, что писали некоторые газеты о некой “общности имущества” и “общежитии для братьев”, в которых царит небывалая скученность, — неправда. Просто многие члены МЦХ — иногородние студенты, поэтому они часто и снимают одну квартиру на двух-трех человек. Кроме всего прочего, все просто обожают ходить друг к другу в гости. Иногда бывает тесновато, но всякие разговоры о “принудительных общагах” не соответствуют действительности.
     Члены “беседы” видятся друг с другом практически каждый день, — особенно студенты. Они вместе проповедуют (это называется “приглашать”, то есть приглашать людей на воскресную проповедь), изучают Библию, наконец, просто весело проводят время. Ту дружбу, которая была в нашей “беседе”, наверное, можно сравнить только с дружбой солдат на фронте, даже, пожалуй, не просто солдат, а добровольцев.
     Во главе “беседы” стоит “лидер беседы”. Он — лучший друг своих “собеседников”, он им вместо отца и матери, ему можно доверить все. Когда человек, открывший для меня Библию и крестивший меня, стал моим “лидером”, я был вне себя от радости. Желательно, чтобы в “беседе” было поровну братьев и сестер, но последних, как правило, бывает больше. У сестер — свой лидер, правая рука лидера-брата. У лидеров могут быть “ассистенты” — те, кто еще готовится стать лидером. Если “беседа” разрастается и требуется ее разделить, прежний ассистент становится лидером новой “беседы”. Лидер знает о своих людях все. Он их хвалит и обличает, он их учит. Свои беды и несчастья ученик несет лидеру. Как стать лидером? Это достигается убеждениями, успехами, плодами работы (радость, борьба с грехами, обращение новых членов и т. п.).
     Три-четыре “беседы” объединяются в “зону”. Лидер одной из “бесед” внутри “зоны” ведет еще и всю зону. Он — наставник и руководитель для лидеров “бесед”. Если беседа чаще всего именуется по названию учебного заведения или по имени лидера, то “зона” — по территориальному признаку, по станции метро или району Москвы: “Отрадное”, “Крылатское”, “Дмитровская” и т. п. Лидерами “зон” становятся более опытные или же наиболее “горячие” члены МЦХ.
     Лидер “зоны” также знает все или почти все о своих людях. Три-четыре “зоны” составляют “сектор” — основное “тактическое” подразделение МЦХ: это уже около 100 человек. “Сектор” арендует зал для воскресной проповеди и будничных собраний. Лидер “сектора”, ведущий также и “зону” и “беседу”, — основной духовный авторитет для членов “сектора”. Он ведет уроки по Библии “только для учеников”, он проповедует по воскресеньям. Ему, конечно, сопутствует лидер женщин. Лучше всего, если она — его подруга, невеста или жена.
     Три “сектора” составляют “регион”, объединяющий людей, живущих и учащихся на территории, прилегающей к одной-двум линиям метро. Лидер “региона” (не освобожденный, кстати говоря, ни от “сектора”, ни от “зоны”, ни от “беседы”) — непременно “крутой” проповедник, иногда иностранец. Масштабы его деятельности уже очень велики.
     Лидеры “зон”, “секторов”, “регионов” и их ассистенты — люди, полное время работающие на МЦХ и получающие небольшую зарплату в долларах. Все “регионы” вместе являют собой уже церковь, в данном случае Московскую. Но подобная же схема применяется в Петербурге, Владивостоке, Киеве, Новосибирске, в других городах.
     Лидер городской церкви — фигура “легендарная”. Он обязательно (как и некоторые лидеры “регионов”) носит титул “евангелиста”, который, как и все в МЦХ, имеет “библейское” происхождение. В одном из своих посланий (2 Тим 4:5) апостол Павел назвал Тимофея “благовестником”. В современных протестантских переводах это звучит как “евангелист”. Это слово и было выбрано в качестве почетного звания для представителей высшего руководящего звена Международной ЦХ. Лидеры располагают полной информацией о каждом из рядовых учеников.
     Хотя для члена МЦХ в принципе не существует разницы — кому из христиан исповедовать свои грехи, он чаще делает это лидеру “беседы”. Причем лидер “беседы” вполне может изложить проблемы “подопечного” лидеру “зоны”, тот, в свою очередь, — лидеру “сектора”, и так далее — масштаб не ограничен. Понятие “тайна исповеди” в МЦХ отсутствует в принципе. Ну, конечно, брат не исповедуется перед сестрой и наоборот (подробно об исповеди скажу немного позже).
     Вообще организация МЦХ — прочная и гибкая. Она позволяет не страдать от частых уходов членов и хорошо приспособлена к принятию новых учеников. “Беседы” время от времени перетасовывают. Сдружившиеся ученики подчас переживают это тяжело, но подчиняются необходимости.
     Исходя из известных мне фактов, рискну предположить, что среди лидеров высшего звена нет или почти нет людей с высшим гуманитарным образованием. Среднее специальное, редко — высшее техническое или просто среднее — вот уровень полученного большинством лидеров образования. “Книжность” не в чести у членов МЦХ (здесь основа — 1 Кор 2:4–5,13). Как результат — некоторым лидерам “секторов” (!) не удается изжить из своего лексикона слово “ложить” (“ложим трубку”, “ложим деньги” и т. п.). Об одном из лидеров ЦХ в Новосибирске у меня сложилось впечатление, что он, будучи русским, правильнее говорит на английском, нежели на русском языке; впрочем, скоро можно ожидать и появления лидеров-юристов, экономистов, профессиональных управленцев — выходцев из нынешних студентов.
     Вот лишь один пример высокого авторитета мнений лидеров. Дело в том, что каждый член МЦХ выверяет собственные взгляды по Библии и убеждениям лидера. Лидер же обязан активно “передавать” свои убеждения рядовым ученикам. Однажды в разговоре лидер “сектора” сообщил нам, что приобрел твердую уверенность, основанную на тексте Библии, в том, что брать деньги в долг — грех. Лично я был удивлен и намерен разобраться в этом, используя все ту же Библию. Однако я был заранее уверен, что лидер прав, и необходимо лишь найти подтверждение такой его позиции. И так происходит во всем. Лидер, конечно, может ошибаться в понимании того или иного отрывка. Но ошибка может быть осознана учениками в качестве таковой только если лидер сам признается в ней и объявит об этом всем. Рядовой ученик никогда не возьмется поставить под сомнение авторитет лидера, тем более если тот — его хороший друг. Вполне возможно покритиковать личные недостатки лидера, но не его прочтение Библии.
     Чем и как живет МЦХ? Ответить можно одним словом: проповедью.
     Быть может, в Москве никто не проповедует так, как МЦХ. Причина невиданной проповеднической активности заключается в том положении, в которое поставила себя эта организация. По мнению последователей МЦХ, никто кроме них не делает угодного Богу дела в Москве. Никто не борется за Евангелие, никто не продолжает дела Христова. Миллионы погибающих душ взывают о помощи к МЦХ, пусть даже обладатели этих душ пока об этом не подозревают. Задача церкви — спасти их. Только истинное следование Христу, только жизнь по Библии в Московской Церкви Христа спасет человека. Каждый член МЦХ готов нести эту весть ежедневно десяткам и сотням людей. Чувствуя себя единственным проповедником Христа распятого, нетрудно развить самую бурную деятельность. Численный рост МЦХ является непосредственной задачей ее членов, — ведь это значит, что растет число христиан, число спасенных.
     Трудовой день каждого ученика начинается на час раньше, чем у всех остальных людей. Этот час (иногда меньше, иногда больше) он посвящает чтению Библии и молитве. Называется это “тихое время”. Словосочетание “утренняя медитация”, употребленное в листовке Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и, возможно, характерное для западных ЦХ, никем в МЦХ не используется. Жаль, что столь серьезное учреждение позволяет себе использовать непроверенную информацию[1]. Читая Библию, последователь МЦХ ищет в ней в первую очередь “вызовы” для своего нравственного состояния. Результатом подобного чтения должно быть принятие соответствующего решения. Например, изменить что-то в себе немедленно, преодолеть какие-либо недостатки, сделать то или иное конкретное дело. После чтения Библии либо перед ним — время молитвы. Вообще “взаимоотношение с Богом” — это то, к чему стремится каждый ищущий ученик. Но зачастую оно оказывается лишь средством к достижению успеха — в проповеди, в христианской жизни вообще. Хотя каждый член МЦХ активно борется с “эмоциональностью”, на самом деле в его молитве очень много эмоций. По прошествии времени могу сказать, что большая часть моих прежних особых молитвенных переживаний и чувствований “близости Бога” — всего лишь самовнушение. Слова молитвы часто произносятся громко, с выражением, почти в исступлении. Редко у кого молитва не сопровождается эмоциональным надрывом, общим напряжением телесных и душевных сил. Даже если этого нет, определенная эмоциональная “возвышенность” присутствует обязательно. “Настоящая” молитва должна инициировать немедленные действия, будь то перемены в самом молящемся или изменение окружающего его мира.
     Последователь МЦХ может молиться где угодно — дома, на улице, в автобусе, в телефонной будке или православном храме. Словом, везде, где молитвенная поза и произносимые вполголоса слова не кажутся слишком странными. Особенно любимы, в подражание Христу и апостолам, крыши домов. При совместной молитве все, по протестантской традиции, соединяют руки, образуя замкнутый круг.
     “Хорошим тихим временем” ученик обязательно поделится с братьями и сестрами. Расскажет о том, что он понял из чтения Библии, какие состояния пережил на молитве и как это уже изменило его жизнь. Кстати, в отличие от пятидесятников и других “харизматиков”, члены МЦХ никогда не испытывают на молитве “посещения ангелов” и тому подобных вещей.
     Получив заряд “близости к Богу” на молитве, ученик приступает к обычным дневным занятиям. Едет работать или учиться. По дороге, в метро, на перемене или в обеденный перерыв он приглашает людей на воскресную проповедь. Пачка приглашений всегда с собой. Самым удачным считается случай, когда у приглашаемого удается взять домашний телефон. У некоторых проповедников это получается легко — более десятка телефонов в день, у меня же всегда были сложности с телефонами. Помимо этого, проповедник может предложить собеседнику немедленно приступить к изучению Библии. Кстати, даже если человек только начал посещать положенные перед крещением занятия, он уже должен проповедовать в метро и на улицах. Основное средство воздействия здесь — все та же сильная личная вера. Попав на “религиозно подкованного” человека, проповедник как будто вежливо слушает его, на самом же деле пропускает слова собеседника мимо ушей.
     С проповедью связано множество забавных и весьма поучительных эпизодов. Один из друзей рассказал мне такой случай: проповедник обращается к прохожему: “Простите, я из МЦХ, можно Вас спросить — Вы верите в Бога?” Следует ответ: “Нет, я православный”. Похожая ситуация произошла со мной лично. Я остановил в метро молодого человека и сказал, что я хочу пригласить его на проповедь по Библии. “У меня нет времени”, — ответил он, и после секундной паузы добавил, — “я мусульманин”. Также на платформе в метро я обратился к юноше в кожаной куртке со словами: “Хочу пригласить Вас на христианское собрание”. Ответ был: “Я православный”. “Но вы относите себя к христианам?” — настаивал я. Ответ привожу дословно: “Никаких христиан я не знаю, а сам я православный!” — отрезал юноша и вошел в вагон.
     Места для проповеди могут быть выбраны самые экзотические. Один проповедник, будучи военнослужащим и находясь в провинции, отправился в православный храм и стал проповедовать священнику, правда безуспешно. Другой мой знакомый, также находясь на родине, в одном из подмосковных городов, зашел в православный храм с целью проповеди. Он донимал старушку, стоящую за свечным ящиком, вопросом: “Почему вы (то есть православные) не радуетесь?” Та, проявив невиданный такт, пыталась объяснить, что христианству присуща особенная радость. В конце концов вышедший священник попросил ретивого проповедника покинуть храм.
     На церковном сленге приглашаемые подразделяются на “открытых” и “закрытых”. Последние, как в перечисленных выше примерах, отвечают односложно, не проявляют интереса к разговору и быстро его заканчивают. “Открытые”, наоборот, интересуются вопросами веры и Библией, могут дать свой телефон. Они — главные кандидаты в “спасенные”. Подобная схема опробована не только в Москве, но и во всем мире. Именно поэтому в странах, где люди малообщительны, например, во Франции, или вполне довольны жиз-нью, как в Скандинавии, церкви Христа чрезвычайно малы и численно почти не увеличиваются. Не так в России. Наши соотечественники имеют громадные и совершенно не удовлетворенные духовные запросы. Поэтому “открытых” на наших улицах примерно столько же, сколько и “закрытых”, потому-то МЦХ и продолжает расти.
     Хуже приходится студентам. Они вынуждены изо дня в день приглашать одних и тех же людей. Контингент учащихся, даже в крупных учебных заведениях, все же ограничен. Возникают осложнения. Один человек может оказаться способным в десятый раз услышать от уже знакомого ему проповедника вопрос: “Верите ли Вы в Бога?” и ответить вежливо, у другого же нервы не столь крепкие. Женщинам легче, но ненамного. Не обладая поистине “шпионской” памятью на лица, необходимо обладать большим мужеством, чтобы день за днем проповедовать в собственной Alma Mater. Тот, кто учится в гуманитарном ВУЗе, поневоле должен иметь и больший, по сравнению с другими членами общины, образовательный уровень. Ему приходится разговаривать с философами и историками религий. Но собственная горячность и убежденность и тут приходят на помощь.
     Вечер также может быть занят проповедью, или же последует беседа о Библии. Пустующая аудитория или квартира одного из членов общины — лучшее место для нее. Кроме того, раз в неделю весь “сектор” собирается для изучения Библии. Лидер дает урок на какую-либо важную тему. Один вечер непременно занят “семейным временем”. Семья ученика — это МЦХ, поэтому на этом собрании члены церкви лучше знакомятся друг с другом, занимаются художественной самодеятельностью, участвуют в викторинах, ставят сценки из жизни МЦХ и на библейские сюжеты и т. п. На “семейном времени” может последовать и урок по Библии. Кстати, на этих уроках вся церковь, как правило, изучает одновременно определенные библейские книги. По результатам изучения следует экзамен.
     Иногда на собраниях “только для учеников” выступают “ряженые” проповедники: кто-либо из лидеров, облачившись в одежды, отдаленно напоминающие костюм I в., проповедует от лица кого-нибудь из апостолов или спутников Христа. Жанр этой проповеди мог бы в лучшем случае вызвать у непосвященного человека недоумение, а в худшем — просто шокировать его. В проповеди перемешаны шутки в стиле Жванецкого, библейские цитаты и трагические, душераздирающие рассказы “очевидца” распятия. Причем переход от слов, над которыми нужно смеяться, к словам, от которых нужно плакать, может быть мгновенным.
     Время будничного собрания может быть использовано и для общей исповеди. Последняя назначается в том случае, если у “зоны” или “сектора” наличествуют большие проблемы (мало гостей по воскресеньям, мало крещений и т. п.). Обычно, если ученик хочет исповедоваться, он просто подходит к лидеру и после слов “брат, я хочу покаяться” излагает свои грехи. На общей исповеди собирается вся “зона” или “сектор” (братья и сестры по отдельности). После общей молитвы первым кается лидер, а затем все остальные по очереди. Никаких секретов здесь быть не может. В заключение лидер молится о ниспослании необходимых перемен. Такая исповедь считается наиболее действенной и необходимой для установления близкой дружбы между учениками.
     Суббота в МЦХ — время свиданий (до недавнего времени использовался термин “date”). “Свидание” — основное звено действующей в МЦХ очень интересной системы взаимодействия братьев и сестер. Любой брат может пригласить на свидание любую сестру: если, конечно, она не подруга, не невеста, не жена. И наоборот. Отказываться не принято. Участвуют в свидании минимум две создавшиеся таким образом пары. Максимум не установлен. Образовавшаяся совершенно произвольно компания (люди могут быть из разных “секторов” и “регионов”) отправляется в театр, в музей, в парк, на совместное чаепитие, за город или на прогулку по Москве. Диапазон “культпоходов” не ограничен — от Третьяковки до хоккея (исключая, впрочем, кафе и бары, где подают спиртное, дискотеки и прочие действительно “злачные места”). “Свидание”, вечер субботы, — единственное время, когда члены МЦХ, как правило, не проповедуют. Это — время общения брата и сестры. Сходив несколько раз на свидания, брат или сестра могут найти человека, который интересует их больше остальных. Если такое случается, начинается “строительство отношений”. Можно ходить на свидания почаще (но все же ни в коем случае не подряд, не каждое с одним и тем же человеком). Можно звонить друг другу. Каждое собрание на неделе заканчивается поздно — христиане любят общение. Ни одна сестра не должна проделывать путь до дома вечером одна. Это — дополнительная возможность пообщаться. Впрочем, провожать часто одну и ту же сестру также не следует — лидеры посмотрят косо. Исключение — для тех, кто живет рядом друг с другом. Если сестра возвращается домой поздно, то брат — еще позднее, тем более если живет на другом конце Москвы. Родители, понятное дело, пребывают в состоянии постоянного неудовольствия.
     Если отношения построены, лидеры их одобряют, а симпатии каждого (опять через посредство лидеров) уточнены, то можно делать предложение. В торжественной обстановке, — с цветами и шампанским, — брат предлагает сестре стать его подругой. Если бы в сегодняшней мирской жизни сохранился институт помолвки, то “друго-подружеские” отношения можно было бы ему уподобить, и то с натяжкой. Скорее это даже еще более ранняя стадия таких отношений, но тоже очень важная и серьезная: в перспективе как-никак супружество. Теперь, в случае согласия, брат уже законно провожает только эту сестру и только с ней ходит на свидание. Он знакомится с ее родителями и знакомит ее со своими. Отныне они всегда вместе. Если в течение года отношения не распались, пора делать следующее предложение. Подруга становится невестой, ну а затем — женой. Свадьбы лидеров празднует вся МЦХ[2].
     Конечно, развитие отношений происходит на глазах всей общины. Если дружеская пара “переступает допустимую черту”, скрыть сексуальные отношения им, разумеется, не удается. За подобный проступок оба, как правило, отлучаются от МЦХ. Пары друзей-подруг иногда распадаются, но лично я вполне склонен доверять информации, что за всю историю международной ЦХ не было ни одного развода. Стать другом и подругой нелегко, это мечта многих. Но и здесь, опять же, ничего не решается без лидеров. В праве иметь подругу часто отказывают из-за убеждений. Именно поэтому почти нет рядовых братьев (не лидеров), у которых была бы подруга.
     Кстати, из-за всех “церковных” дел остается только один день на дом и родителей. Он так и называется — “родительский день”. По сути лишь единственный вечер ученик должен провести дома, наверное, чтобы родители не забыли его лицо.


[1]Отметим, что упрек автора к листовке (изданной Центром свщм. Иринея Лионского при Отделе) не вполне справедлив: в ней в данном случае речь идет именно о западных ЦХ, а не о МЦХ. — Ред.

[2]3 декабря 1993 г. в “Московском комсомольце” была напечатана статья “Свадьба в секте”, грубо исказившая взгляды на брак и семью, царившие в МЦХ. Чтобы составить представление о данном вопросе, не стоит обращаться к этой статье.

перепечатка с http://ao.orthodoxy.ru/arch/006/006-glush.htm

Читайте так-же ОКОНЧАНИЕ СТАТЬИ: Я был в Московской церкви Христа Часть II

Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/contentid-43.html