делимся опытом
Олег Козырев написал "КАК ПРОВЕСТИ ОТКРЫТОЕ СОБРАНИЕ
делимся опытом
Очевидно, рано или поздно, но в нашей Церкви появится новый тип собрания, во время которого мы сможем открыто обсуждать те или иные темы.
Напомню, что частично такого рода собрания у нас уже были:
Беседы по Библии, службы с вопросами-ответами, некоторые конференции, группы обсуждения после служб.
В церквях по всему миру такие собрания уже становятся новым типом служб. Насколько мне известно, открытые собрания проходят в регионе Энди Флеминга (Лос-Анджелес), в Берлине – другими словами, во многих церквях, которые прошли через хорошие изменения в качестве и зрелости общины.
Прежде, чем перейти к практике, наверное, помогли бы нам некоторые примеры из Писания.
Привожу их.
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов;
3 когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания;
4 когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы;
5 когда затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к востоку;
6 когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; тревогу пусть трубят при отправлении их в путь;
7 а когда надобно собрать собрание, трубите, но не тревогу;
8 сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши;
(Чис.10:1-8)
Очевидно, что за созыв собрания издавна отвечали руководители. Надо, впрочем, понимать, что причиной, инициаторами сбора собрания могли быть и обычные верующие. И все же – ответственность перед Богом за такие собрания, определенно, лежит на руководителях церкви. Это надо понимать.
из всего, что Моисей заповедал [Иисусу], не было [ни одного] слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.
(Иис.Нав.8:35)
Из этого момента Писания мы можем видеть, что участниками важных собраний могли быть не только женщины, но и дети, и, что немаловажно – посторонние (в случае, если они рядом с церковью, собранием). Также – есть темы, которые руководители были обязаны донести до каждого в собрании.
1 И советовался Давид с тысяченачальниками, сотниками и со всеми вождями,
2 и сказал [Давид] всему собранию Израильтян: если угодно вам, и если на то будет воля Господа Бога нашего, пошлем повсюду к прочим братьям нашим, по всей земле Израильской, и вместе с ними к священникам и левитам, в города и селения их, чтобы они собрались к нам;
3 и перенесем к себе ковчег Бога нашего, потому что во дни Саула мы не обращались к нему.
4 И сказало все собрание: "да будет так", потому что это дело всему народу казалось справедливым.
5 Так собрал Давид всех Израильтян, от Шихора Египетского до входа в Емаф, чтобы перенести ковчег Божий из Кириаф-Иарима.
(1Пар.13:1-5)
Были собрания, на которых не было много обсуждения, это было в тех случаях, когда собрание было согласно с решением. Интересный момент в том, что одобрение собрания все же было необходимо.
23 И решило все собрание праздновать другие семь дней, и провели эти семь дней в веселии,
24 потому что Езекия, царь Иудейский, выставил для собравшихся тысячу тельцов и десять тысяч мелкого скота, и вельможи выставили для собравшихся тысячу тельцов и десять тысяч мелкого скота; и священников освятилось [уже] много.
25 И веселились все собравшиеся из Иудеи, и священники и левиты, и все собрание, пришедшее от Израиля, и пришельцы, пришедшие из земли Израильской и обитавшие в Иудее.
(2Пар.30:23-25)
Еще один пример того, как собрание принимало какое-то решение.
9 И собрались все жители Иудеи и земли Вениаминовой в Иерусалим в три дня. Это [было] в девятом месяце, в двадцатый день месяца. И сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей.
10 И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жен иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля.
11 Итак покайтесь [в сем] пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных.
12 И отвечало все собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем.
(Ездр.10:9-12)
Уникальный пример вызова и покаяния большого числа народа.
Образцы собраний-обсуждений мы можем также найти в Евангелиях, Деяниях апостолов.
Теперь попробую перейти к практике проведения собраний в больших группах в нашей действительности.
Одним из важных фрагментов в Писании, указывающих на необходимость порядка, я бы назвал это указание апостола Павла:
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
40 только все должно быть благопристойно и чинно.
(1Кор.14:29-40)
Итак, порядок на собраниях – важный залог благословения от Отца нашего Небесного.
Перейдем к практике.
В Москве уже удалось провести несколько собраний с большим числом участников (собрания по подготовке встреч с лидерством церкви – принимало участие несколько десятков учеников, большое собрание с участием лидерства – более чем 60 человек-участников). Причем все эти встречи были не беспорядочны, у каждой встречи была своя цель, и все эти цели достигались. Разумеется, во многом и благодаря дисциплинированности участников, духу любви и из-за готовности уступать друг другу ради проведения собрания в организованном режиме.
Итак, какой можно дать совет для проведения таких собраний.
- Создается рабочая группа. Она создает базу для общения, вырабатывает темы, устанавливает лучший регламент для обсуждения этой темы. Утверждает регламент с руководителями церкви.
- Выбирается модератор - он - лучше - не выступает, а просто ведет обсуждение, следя за временем. Лучше, если модератору доверяют и служители церкви и сама церковь. Все на встрече обязаны ему подчиняться. Наверное, было бы справедливо, если бы и модератор мог высказаться в определенный момент встречи – брат все же живой человек и не надо об этом забывать.
- Есть заранее известные докладчики, которые выступают по фиксированному количеству минут. На ответ или добавление других участников - тоже фиксированное количество минут. Следит за всем модератор.
- Дополнительные выступления - фиксированное количество минут на каждого. Если кто хочет добавлять - поднимает руку. Модератор предоставляет слово. Важно не забывать давать возможность для ответов (если встреча заранее с ответами, а не просто в одну сторону).
- Полезно такие встречи записывать на диктофон и позже создавать стенограмму, т.к. обычно темы поднимаются важные и церковь могла бы учиться и общению и результатам встреч.
- По итогам собраний хорошо бы создавать некое резюме, делать выводы и, если необходимо, учить церковь на основе выводов, сделанных после таких собраний.
Вот, в принципе и все.
Напомню лишь важное ободрение, оставленное Христом для нас.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матф.18:18-20)
Надеюсь, эта работа пригодится Церкви.
С любовью,
Олег Козырев
11.03.04
"