Раскол в Международной Церкви Христа
Новости церквей
Новости церквей

Раскол в Международной Церкви Христа

03.09.2004

(подготовлено по матеиалам интернет-ресурсов REVEAL.ORG, REVEAL.RU и discipleforum.org)

Событие, которое резонно назревало с того момента, как в Международной Церкви Христа (Бостонское движение) начались серьезные внутренние неурядицы, наконец, произошло. Ранее наметившийся раскол обрел реальные очертания. Напомним, что основатель МЦХ, бывший также на протяжении 24 лет ее единоличным лидером, Кип МакКин в 2003 г. усилиями своего ближайшего окружения был отставлен с занимаемого поста. После принесения «покаяния» он возглавил небольшую общину МЦХ в городе Портленд (всего 145 чел.). Однако все говорило в пользу того, что смирение заслуженного «апостола» имеет временный характер, и он еще заявит о себе. Весной этого года МакКин объявил о направлении новой миссионерской команды из Портленда в город Юджин, штат Орегон. В связи с этим событием, обстоятельства современной ситуации в МЦХ были изложены им следующим образом:

«Мы в портлендской церкви пережили жестокую атаку дьявола на наше международное движение в его смелой деятельности по евангелизации мира. Да, мы тоже понимаем, что имели место множество ошибок и грехов. Во всех наших сестринских общинах есть люди, пострадавшие от грехов других в области ученичества, так же как все люди грешат вообще в отношениях между собой. Мы переживаем о предательстве тех, кто больше не хочет быть учеником и остается просто религиозным членом какой-нибудь теплой церкви, мало или вообще не заинтересованной в исполнении Великого поручения Иисуса. <...> И все-таки те в Портленде, кто остался верен, кто проявил стойкость, — теперь из-за своей праведности переживают благословение Божье в виде плодов Духа и плодов в лице новых учеников. Их страдание произвело терпение и характер, позволяющий нам надеяться, что наш Бог опять будет действовать по всему лицу земли».

Под «какой-нибудь теплой церковью» МакКин подразумевал все те общины МЦХ, которые отказались от идеи «евангелизировать мир в одно поколение».

В июне этого года в Портленде была созвана конференция лидеров МЦХ. МакКин, возможно, задумал ее как масштабную демонстрацию единства руководящего состава национальных церквей вокруг прежнего лидера и его неновых идей. Однако, этого не произошло. На конференцию прибыли представители лишь нескольких общин США и стран Азии. Впрочем, это не помешало МакКину сделать масштабное заявление, в котором он, в частности, сказал – «многие из наших церквей тепловатые, но у учеников в них хорошие намерения. Бесстрашная проповедь и любящее наставничество оживят эти церкви. Однако, как в 1980-х годах, когда грех и разделения нанесли такой серьезный ущерб студенческим группам, что нужно было начинать новые церкви, и что Портленд собирается начать новые церкви в городах, где бывшие "церкви МЦХ" отказались от наставничества и видения для всего мира». По поводу направленных из Портленда миссионеров МакКин возвышенно сообщил, что «...хранимые ангелами, эти ученики не только верят, что Юджин возможно евангелизировать в течение их жизни, но в их сердцах по-прежнему живет мечта о том, что весь мир будет «однажды спасен». Я молюсь, чтобы Иисус нашел и других, кто «молится и не унывает». Впервые в «новейшей истории» МЦХ основатель секты открыто декларировал, что намерен послать миссионерские команды в те города, где уже существуют общины «Бостонского движения». Впервые он назвал те группы, которые отказались от его принципов, «бывшими церквями МЦХ». В их число, очевидно, попадают и все крупнейшие центры движения, такие как Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Бостон. Кстати, МакКин объявил, что портлендская церковь присвоила ему звание «евангелист миссии», что практически аналогично титулу «Евангелист мировых миссий», который он носил в бытность главой МЦХ.

Нынешнее коллективное руководство МЦХ , как и следовало ожидать, реагировало на заявление МакКина весьма негативно. Хотя и не последовало никакого публичного выражения негодования, можно думать, что ждать его осталось недолго. Совсем недавно Москву посетил один из ключевых руководителей МЦХ, человек, которому многие приписывают основную, хотя и теневую, роль в прошлогоднем «свержении Кипа», канадец Эндрю Флеминг. Надо заметить, что до 1994 г. именно Флеминг занимал пост лидера Московской Церкви Христа. Отвечая на вопросы членов московской общины, Флеминг заявил, что если «если Кип МакКин будет публично продолжать деятельность в том же духе (имеется в виду конференция в Портленде и то, какие заявления там были сделаны), то, возможно, прозвучит публичная оценка этому со стороны старейшин и учителей Церквей Христа». Итак, раскол определился, как бы, возможно, ни хотели это отрицать «старейшины и учителя». МакКин извлек на свет Божий свои видавшие виды планы «тотальной евангелизации», замешанные на столь же подержанной идее полного контроля над рядовыми членами (т.н. «диссайплерство» – от новоязовского термина МакКина «диссайплер» – «делатель учеников» (Христа).

Старейшины Международной Церкви Христа, те, кто долгие годы был рядом с МакКином и проводил в жизнь его учение, теперь всячески дистанцируются от его планов. Эта тенденция в рядах МЦХ, безусловно, сильнее «маккиновской», но и тем, за кем пока идет большинство, есть чего опасаться. За прошедший год в большинстве общин МЦХ по всему миру почти в одночасье рухнули те принципы, которые долгие годы цементировали столь тщательно воздвигнутое МакКином здание. Ученики более не хотят «евангелизировать мир». По крайней мере, до тех пор, пока им внятно не объяснят как, и на каких новых принципах это должно делаться. Система контроля за жизнью каждого члена и наставления «лицом к лицу» находится в глубоком кризисе. Повсеместно распространилось мнение, что такой контроль является вредным «небиблейским» установлением, призванным ограничить свободу христианина. Более не признается жизнеспособным и духовный элитизм, учение о возможности спасения только в рамках единственного избранного сообщества – Международной Церкви Христа. Почти полностью отменена некогда столь боготворимая в МЦХ статистика. Среди рядовых последователей растет разочарование, недовольство лидерами, крепнут оппозиционные настроения. В такой ситуации руководство, в том числе находящаяся в США верхушка, пребывает в определенной растерянности. С одной стороны, лидеры, безусловно, не хотят «вновь наступать на те же грабли» вместе с МакКином. С другой, - чувствуется ностальгия по временам прежнего единства и сплоченности. Лидеры, пожалуй, едины в своем стремлении сохранить МЦХ как единую организацию, но не знают, на каких принципах это следует делать. Положение усугубляется тем, что среди руководства МЦХ так почти и не появилось ни новых людей, ни новых идей. За прошедший год движение покинули многие авторитетные «старейшины и учителя», оставшиеся же пока не совсем осознали, – как вести себя в изменившихся условиях, сохранив при этом прежние полномочия и власть. Одно из возможных направлений эволюции идей МЦХ недавно озвучил упомянутый выше Эндрю Флеминг. Он сообщил, что сам лично, вплоть до 1994 г. «не знал», что МЦХ фактически откололась от американских Церквей Христа. И что сам он считал и продолжает считать МЦХ частью движения Церквей Христа и что, более того, Церкви Христа в Америке даже принимали финансовое участие в распространении общин Бостонского движения.

Чтобы сделать ситуацию более понятной, следует напомнить, что Церкви Христа в США – известная и уважаемая группа христианских общин, взгляды которой часто характеризуются термином «библейский фундаментализм». Наибольшее распространение Церкви Христа имеют на Среднем Западе и Юге США, члены этих церквей как правило весьма консервативны и выступают за сохранение традиционных христианских ценностей. Известна их непримиримая позиция по отношению к разного рода нео-языческим и оккультным сектам. Какой-либо иерархии или административных структур выше, нежели местная община, Церкви Христа не имеют. Именно из этой протестантской группы в свое время и вышел первый основатель МЦХ и учитель МакКина – Чак Лукас. Для терминологического отделения Церквей Христа от Международной Церкви Христа (Бостонского движения) в США даже было введено понятие mainline COC – т.е. «основные» Церкви Христа, или Церкви Христа «основной линии». Что касается Эндрю Флеминга, то его отец является старейшиной одной из «основных» Церквей Христа. Обнаружив в церкви МакКина устойчивые тоталитарные тенденции, «основные» Церкви Христа еще в конце 80-х гг. прошлого века поспешили размежеваться с бостонским проповедником.

Конечно, Флеминг лжет, заявляя о своей неосведомленности в вопросе взаимоотношений между МЦХ и Церквями Христа. Учение о том, что спастись можно исключительно в рамках МЦХ, а члены «основных» Церквей Христа не являются христианами, было сформулировано МакКином еще в 1988 г. Как лидер, приближенный к фигуре МакКина, Флеминг не мог этого не знать. Более того, будучи лидером Московской ЦХ в начале девяностых, он являлся ревностным проводником идей своего учителя. Именно эти годы стали временем развития особой нетерпимости членов МЦХ в вопросе о возможности спасения где-либо кроме их сообщества. Показательно, однако, не это, а то, что в устах высокопоставленного лидера Международная Церковь Христа, организация, характеризуемая в США термином “cult” (секта), вдруг предстала частью известного и уважаемого протестантского направления, традиционного для США. Правда, пока это не официальное учение МЦХ, это лишь идея, высказанная «в кулуарах». Но правда и то, что в глазах членов общин МЦХ в России и странах СНГ Флеминг является одной из наиболее авторитетных руководящих фигур. Среди нынешних членов Московской ЦХ достаточно распространено желание избавиться от прежнего одиозного имиджа организации, превратить ее в нормальную «вменяемую» протестантскую группу, примером которой и могут послужить американские «основные» Церкви Христа. Тем более, что богословие у этих групп, действительно, весьма сходное, а сами «основные» ЦХ уже по много лет имеют в СНГ свои общины, которые никто не называет тоталитарными сектами.

Как пойдут дела на самом деле, во многом зависит от лидерства, состав которого в Москве также не получил притока «свежей крови» по сравнению с прежними, «маккиновскими» временами. После острой нелицеприятной критики со стороны рядовых членов, после коррупционного скандала, не миновавшего и Московскую ЦХ, лидеры слегка утратили ориентиры. «Евангелист» Москвы Александр Костенко был приглашен на конференцию в Портленд. Московская община всегда была «любимым детищем» МакКина, он чрезвычайно гордился тем, что сумел насадить христианскую группу среди, как ему казалось, «ужасов коммунизма» (хотя московская ЦХ была основана летом 1991 г.) Однако, Костенко не поехал в Портленд.

Первоначально МакКин сказал, что «сатана не позволил» московскому лидеру приехать. Затем он конкретизировал суть «сатанинских козней», сказав, что «Стив Джонсон из церкви в Саванне выступил вместо Саши Костенко из России, которому угрожали значительным сокращением финансовой поддержки для российских миссий, если он выступит на конференции». Действительно, материальная помощь в СНГ, в частности, видимо, и жалованье лидерам, направляется не из Портленда.

Ясно, что МакКин, раз вступив на накатанную дорожку, вряд ли теперь сойдет с нее. Ясно и то, что большинству в МЦХ более с ним не по пути. Неясно только, куда же, в конце концов, лежит путь этого большинства. Пока же следует ожидать скорого организационного разделения двух течений.

Сергей Глушенков

Источник: http://iriney.vinchi.ru/sects/christi/004.htm Центр Иринея Лионского


Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article343.html