Евр.13:17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны
Уроки из Библии
Уроки из Библии

Евр.13:17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны

24.07.2005

Критика "Наставничества" Гордона Фергюсона по пунктам


Евр.13:17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны



Глава I. Власть и подчинение


Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр.13:17)

С помощью этого отрывка МЦХ разрушала тысячи жизней. Раньше официальной позицией МЦХ было учение о том, что данный стих применим не только в случае библейских заповедей, но также и для мнения лидеров. Церковь требовала неукоснительного подчинения лидерам без независимо от того, руководствуются они Библией или нет. МЦХ разрешала возможность неповиновения в случае греха или противоречия совести ученика. К сожалению, при попытке пойти этим путем, ученик подвергался давлению и пренебрежению.

В 1992 году эта позиция, казалось бы, изменилась, однако она была просто сформулирована по-другому, оставшись по сути такой же. Теперь те, кто не следовал указаниям лидера назывались "ворчащими против Бога" или "не поддерживающими". Им говорилось, что они должны делать все, что бы их не попросили, чтобы быть "едиными". Другой способ включал в себя расспросы о мотивах ученика, отношениях с Богом, спасении, о том, "где его/ее сердце" и другим причинам, вызвавшим нежелание подчиняться указаниям лидера. Такими методами ученик доводился до согласия.

В МЦХ до сих пор учат, что ее члены должны подчиняться лидерам в вопросах Библии. При этом МЦХ имеет большой опыт по созданию видимости для любого утверждения, что оно основано на Библии. Поскольку лидерство полностью определяло когда, где, как и насколько учение или принцип должны исполняться, у членов церкви почти не оставалось выбора.

Гордон Фергюсон написал книгу "Наставничество" содержащую устрашающие рассуждения, призванные оправдать разрушительную иерархическую систему наставничества, используемого МЦХ. Книга содержит множество случаев "притягивания-за-уши" отрывков, демагогии, нелогичных утверждений, eisegesis (нахождения "нужного" смысла в тексте, в который автор вкладывал другой смысл), искажений, доведения библейских концепций до абсурда и идеализации того, что на самом деле происходит в системе наставничества в МЦХ. Моя статья стала бы слишком длинной, занимайся я всей бессмыслицей, содержащейся в этой книге. Однако, я хотел бы обсудить один отрывок.

Главу, содержащую библейски не обоснованные утверждения насчет власти лидеров МЦХ и необходимости подчиняться их указаниям, он завершает следующим ужасающим отрывком, к которому не прилагается никакой библейской поддержки (слова в квадратных скобках - мои комментарии):


В заключение, поскольку власть в Царстве Бога есть часть Его плана по спасению лично наших душ и всего мира, давайте запомним основы подчинения предопределенному Богом лидерству.
[Странное утверждение, поскольку структура лидерства в МЦХ не определена в Библии]

То, что Бог дал нам лидерство настоящее благословение для наших жизней. Порядок, который Он установил во вселенной и в Его церкви логичен и силен.
[Ложь! Структура лидерства в МЦХ не подтверждается ни одним отрывком из Библии. Найти несколько неясных отрывков, которые можно истолковать, при наличии изощренного воображения, так, чтобы они походили на используемую в МЦХ систему, вовсе не то же самое, что основывать структуры на Библии].

Будем же доверять Его власти через доверие власти, которую Он уготовил для Своего царства и будем все мы, лидеры и ученики в равной степени, оставаться в одеждах смирения.
[перевод: Как заявляют лидеры МЦХ в непререкаемой форме, подвергать сомнению лидерство есть "ворчание" против самого Бога. По-моему, это делает лидерство самим богом].

(Ferguson, Gordon, "Discipling", изд. DPI, 1997, стр. 198-199)


Эти возмутительные заявления иллюстрируют, к какому именно контролю стремится лидерство МЦХ над членами. Заметьте, это было написано через 5 лет ПОСЛЕ предполагаемых изменений в доктрине. Я лично могу подтвердить, что все эти убеждения и требования многократно повторялись в течение 12 лет, когда я был членом МЦХ (с 1988 по 2000 г.). И снова я хочу отметить, что ни одного стиха из Библии, даже вырванного из контекста, не было приведено Фергюсоном в подтверждения своих слов.



Подчинением НЕ является, согласно учению МЦХ:

  1. Повиновение только в случае согласия с указаниями.
    [перевод: У тебя нет свободы выбора, а то, что ты думаешь ? не имеет значения]


  2. Повиновение чисто внешне, "без сердца" и без положительного отношения.
    [перевод: Ты не должен думать или чувствовать иначе, чем положено. Верить в неправоту лидерства - грех].


  3. Повиновение только когда вы думаете что лидер ведет правильным путем.
    [перевод: Ты не должен оценивать своих лидеров, подчиняйся без вопросов. Считай их безупречными].


  4. Повиновение без высказывания своих мыслей и точки зрения. Держать свои чувства в себе - это неправильное подчинение (и это приведет к духовному отравлению.
    [перевод: Мы будем контролировать твои мысли, нам нужно знать их, чтобы заменить теми, что мы выберем].


  5. Повиновение только части указаний (так называемая "избирательность") - это нечестно. Если вам трудно согласиться с указаниями, продолжайте говорить об этом, пока вы и лидер не достигнете согласия.
    [перевод: На практике будет так: тобой пренебрегут и унизят, расспрашивая о твоем сердце до тех пор, пока ты не сделаешь, что сказано. Твои убеждения, мысли, чувства и устремления не важны, если противоречат прихоти лидера]


  6. Поиск совета до тех пор, пока вы не услышите то, что хотите слышать. В таких случаях вы упоминаете только те факты, которые помогают двигаться в нужном вам направлении. Вам следует быть в согласии с каждым, кто дает вам советы, даже если вы решили пойти другим путем. Продолжайте говорить, пока каждый ваш собеседник не будет "чувствовать себя хорошо" по поводу ситуации.
    [перевод: Лидеры будут руководить вашей жизнью в той степени, насколько это будет удовлетворять их текущим требованиям. Попытка искать мудрые советы подрывает власть лидеров и запрещается. Концовка пункта чисто умозрительна, т.к. имеет мало отношения к реальной практике МЦХ. "Пойти другим путем" чревато тяжелыми последствиями].


Первое утверждение (подчинение это не повиновение только тому, с чем согласен), разоблачает то, что в МЦХ именно лидеры контролируют членов. Их советам необходимо следовать. Тот, кому даются указания полагается недостаточно компетентным, чтобы самому выбирать что-либо в жизни.

Второе утверждение раскрывает всю глубину этого контроля. Недостаточно просто делать то, что лидер говорит; вы должны изменить себя изнутри, чтобы быть в согласии с указаниями. Поскольку лидер будто бы действует Божьей властью, подвергать сомнению его/ее компетентность полагается сомнением в Боге.

Третье утверждение немного тоньше. Говоря, что подчинение это не повиновение "только когда вы думаете что лидер ведет правильным путем", Фергюсон ловко наводит на мысль, что и обратное утверждение истинно: вы должны подчиняться, если лидер ведет неправильным путем. Если указания лидера считаются вредными или бессмысленными, то эта оценка полагается ошибочной, а не лидер. Таким образом, определять, следует ли лидер воле Бога, для ученика запрещено. Крайности и злоупотребления не должны оспариваться. Фергюсон не говорит этого прямо, но хитрит. Я могу подтвердить, что не раз слышал учение о том, что Бог благословляет и/или требует подчинения неверному лидерству. Я вернусь к теме несогласия с лидерством в следующих разделах.

В четвертом утверждении, Фергюсон заявляет, что не следует подчиняться без того, чтобы "высказать свое мнение и точку зрения". На первый взгляд, эта фраза звучит справедливо. Но смотрите далее, в пятом пункте утверждается, что "повиновение только части указаний (так называемая "избирательность") - это нечестно. Если вам трудно согласиться с указаниями, продолжайте говорить об этом, пока вы и лидер не достигнете согласия.". Смысл становится очевидным. Идея в том, чтобы раскрыть мысли ученика и изменить их. Единственно, как такое "согласие" может осуществиться, это либо убедить лидера, что он не прав (что почти исключено), либо быть подавленным до тех пор, пока воля ученика не будет полностью под контролем лидера (что обычно и происходит). Идея греховность "избирательности" противоречит многим библейским принципам. Фергюсон делает совершенно четким то, что "совет" в МЦХ не такой, который надо оценивать по ценности, и который мудрый принимает, а глупый или грешник отвергает. Нет, "совет" в МЦХ нельзя отвергать ни в целом, ни частично - и, следовательно, он становится, не советом, а скорее человеческим правилом, почитаемом, как заповедь, как закон. Библия осуждает это как в Ветхом, так и в Новом завете.

Шестое утверждение похоже на пятое. Я слышал его многократно от разных лидеров МЦХ. Хотя Библия учит искать совета от многих, МЦХ стремится к сужению этого круга, иначе может быть нарушен контроль лидеров над человеком. Фергюсон отклоняет соображение разумности такого требования, говоря, что ученик говорит полу-правду, чтобы получить то, что он хочет. Интересно, но говоря это, Фергюсон показывает, что не члены МЦХ контролируют свои жизни, а лидерство. Он, по-видимому, знает, что ученики приходят в отчаяние, получив плохой, по их мнению, совет. Вместо того, чтобы спокойно не следовать ему, они вынуждены охотиться за каким-то лидером. у которого будет "голос разума". МЦХ осуждает такую практику, возможно потому что она ослабляет власть поставленного над учеником лидера. Утверждение, что "нужно говорить, пока все не будут удовлетворены ситуацией" - это демагогия МЦХ, суть которой в том, что ученик должен продолжать слушать поучения, следующие за "вызывающим советом" до тех пор, пока не будет вынужден подчиниться и сделать, что сказано. Утверждение "вам следует быть в согласии с каждым, кто дает вам советы, даже если вы решили пойти другим путем" - отвлекающий маневр. Только в редком случае "согласие" может наступить, если ученик отверг совет. Скорее "согласие" означает, что самостоятельность ученика будет подавляться до тех пор, пока он/она не сдастся и не поступит, как "советовалось".



Подчинение есть, согласно учению МЦХ:

  1. Готовность быть убежденным и стать единым с теми, кто руководит.
    [перевод: Делай, как тебе было сказано].


  2. Признание, что повиновение есть источник смирения, а Бог всегда благословляет смирение.
    [перевод: Ты пойдешь в ад, если не будешь делать того, что мы тебе говорим].


  3. Глубокое убеждение, что Бог ведет через лидеров, которых Он поставил, и что следовать лидерам, хотя они и люди, значит следовать Богу.
    [перевод: Относись к лидерству, как к богу. Неважно, какие глупости они могут потребовать, это все от Бога. А ваши мысли не имеют значения].


Утверждение Фергюсона, что подчинение - это "готовность быть убежденным и стать единым с теми, кто руководит" есть очередная демагогия МЦХ. На самом деле это означает, что от членов церкви ожидается полное подобострастие перед лидерством. Им не позволено ни определять волю Бога для своей жизни, ни, как будет обсуждено далее, ни иметь какой-либо четкий контроль над своей жизнью.

Об остальных утверждениях Фергюсона читайте в третьем разделе "Иллюзия руки Бога".


Данная доктрина лидерства и подчинение есть лежит в основе проблем МЦХ. Даже если бы она была библейски подтверждена, факт остается фактом - лидеры МЦХ вопиюще некомпетентны в областях, в которых они дают советы. Многие имеют незначительные познания Библии: очень и очень немногие проходили теологическое обучение. Почти ни у кого из лидеров МЦХ нет лицензии хотя бы в одной из многих областей, в которых большинство из них дает "советы": психологии, психиатрии, консультированию по семейным, наркологическим и прочим проблемам психического здоровья, медицине, финансовому консультированию или другим областям, в которых они считают себя в состоянии руководить. Они даже не ограничивают себя одной из этих сложных областей - большинство лидеров "советует" на все темы! Они самоуверенно говорят о том, чего не понимают и требуют подчинения. Такое злоупотребление властью очень вредно.

Хотя в Библии и есть некоторый уровень власти, данный религиозным лидерам для функционирования церкви, в МЦХ это раздуто до бессмыслицы. Тысячи людей жестоко пострадали от высокомерия лидеров. Странно, но те же самые лидеры обвиняют своих подчиненных в "высокомерии", если те указывают на частую глупость их советов.

То, что Фергюсон продвигает, лучше всего описывается одним словом: рабство.



Источник: Контроль с помощью священного писания / Власть и подчинение


Глава II. Бог все контролирует


Когда МЦХ призывают к ответу за злоупотребления лидеров, ответ часто включает фразу "Бог все контролирует". Фраза подразумевает, что независимо от того, что случается в МЦХ, Бог - позади Движения, так что любые текущие злоупотребления или могут быть оправданными, или не достойными дальнейшей экспертизы:

Если лидер грешит так, что воздействует плохо на многих, Бог все контролирует, и не все потеряно.

(Томас А. Джонс, главный редактор, Letters to New Disciples, Woburn, MA: Discipleship Publications International (DPI), 1997, p. 64.)

"Бог все контролирует", как это используется в МЦХ - ошибка. Как Мэри Элис указывает в ее книге "Искривленные Священные Писания: Путь к Свободе от Оскорбительных Церквей", есть большое различие между высказыванием "Бог - Правитель", и "Бог все контролирует":

Суверенный царь не управляет индивидуальными решениями всех в его царстве. Если бы Бог не допускал свободной воли, то мы могли бы говорить, что Бог все контролирует. Высказывание, что Бог все контролирует, отрицает существование свободной воли ... в следующий раз, когда ученик ударит меня с выражением "Бог все контролирует" я спрошу, "Подразумевает ли это то, что Бог ответственен за ваш грех? Если Бог не ответственен за зло, то Вы не можете говорить, что Бог все контролирует". Бог в его суверенитете допускает зло как последствие свободной воли, так что не говорите, что Он все контролирует, если только Вы честно не полагаете, что Вы не имеете свободную волю.

В действительности, лидеры МЦХ и лидеры низкого уровня имеют способность принимать правильные или неправильные решения, и вести себя этично или неэтично. Ошибочно прикрывать злоупотребления МЦХ, говоря "Бог все контролирует". Если лидеры принимают неправильные решения или поступают неэтично, это - не ошибка Бога. Бог может оставаться безучастным, но контролируют все лидеры МЦХ.



Источник: Заблуждения МЦХ / Бог все контролирует


Глава III. Повиновение и молитва


Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр.13:17)

Автор разъясняет членам общины их долг по отношению к наставникам, нынешним и отсутствующему.

Долг членов - повиноваться своему нынешнему наставнику. Церковь - демократия, но не демократия, доведенная до абсурда: община должна повиноваться людям, избранными наставниками, но это повиновение не должно служить удовлетворению властолюбия наставника или возвышению его.

Оно должно, в конце времен, служить доказательством, что ни одна из доверенных ему душ не была потеряна. Величайшая радость наставника церковной общины - видеть наставленных им на путь христианства. Как писал апостол Иоанн: "Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине" (3-Иоан.1:4). Для наставника христианской общины нет большей печали, как видеть, что наставляемые им отходят от Господа.

Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам (Евр.13:18-19)

Автор наставляет членов церковной общины молиться за него, отсутствующего, разлученного с ними наставника. Долг христианина - постоянно возносить разлученных с нами и отсутствующих возлюбленных наших к подножию престола милосердия Божьего и ежедневно поминать там всех, на кого возложена высокая ответственность наставничества и власти.

Когда Стэнли Болдуин стал премьер-министром Англии и друзья его толпились вокруг и поздравляли его, он сказал: "Мне нужны не ваши поздравления, а ваши молитвы". Мы должны уважать и повиноваться людям, облеченным властью над нами в Церкви; когда они с нами, а когда их нет с нами, мы должны поминать их в наших молитвах.



Источник: комментарии Баркли к Новому Завету


Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article462.html