Cвятые отцы ранней церкви о возрасте крещения
Статьи
Статьи

Cвятые отцы ранней церкви о возрасте крещения

09.08.2005

Димец: Обычай откладывать крещение и крещение детей. Чему учили лидеры и учители ранней церкви.

В ранней церкви существовал обычай откладывать крещение, не смотря на то, что церковь всегда учила о необходимости крещения детей. Так как все лица, откладывавшие его были в полном послушании церкви и ее материнском общении, то одно это уже показывает, что они откладывали крещение не потому что отвергали необходимость крещения детей, а совершенно по другим причинам. Отсрочка в крещении возникала не из мнения о не позволительности крещения детей, это видно уже из того, что в случае смертной опасности детей крестили, что считалось апостольским установлением. Крещение считалось не просто обрядом, а великим святым таинством, чрез которое подаются дары искупления, возрождения, усыновления. И вот многих удерживало от крещения, как свидетельствует Блаженный Августин, опасение, чтобы не ослабить силу и величие таинства крещения и не навлечь на себя большого осуждения последующей не доброй жизнью. Никто никогда не думал, что крещение надо принимать только в сознательном возрасте, как учат баптисты и ученики Кипа. На случай смертной опасности крестили всех, не обращая внимание на возраст, а только сознавая, что без крещения спастись никто не может. Григорий Нисский и Григорий Назианзин очень восставали против обычая откладывать крещение, показывая те заблуждения, на которых он основывался.

Учение церкви, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3), о необходимости крещения детей, учение вполне согласованное со словом Божиим, отвечающее его духу и силе, согласованное с христианской любовью, стоит и будет стоять до окончания мира.

Это учение никогда и ни в ком не встречало сомнения. Даже Лютер признал необходимость крещения детей... Только Фома Мюнцер, отделившись от Лютера, в 1522 году стал проповедывать, что крещение должны и могут принимать взрослые.

Древнейшее указание о необходимости крещения детей мы находим у ученика св. апостола Павла, Дионисия Ареопагита; он обычай крещения детей производит непосредственно от самих апостолов:

“Божественным нашим наставникам (апoстолам) угодно было допускать к крещению и младенцев, под тем священным условием, чтобы родители дитяти поручали его кому-нибудь из верующих, который бы их хорошо наставил в божественных предметах, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного спасения. Этого то человека, когда он дает обещание руководить отрока к благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и священное исповедание.” (кн. о церкви, иepapxий гл. 7, §11),

Ясные указания на крещение детей находятся у Иустина мученика (100 - 166 гг.) и Иринея еп. Лионского (во II веке, кн. против ересей)

Св. еп. Ириней Лионский писал:

Имея тридцать лет от роду, когда Он крестился, и достигнув совершенного возраста, чтобы быть учителем, Он пришел в Иерусалим, и у всех по справедливости слыл за учителя; ибо Он не казался чем-либо иным, а не тем, чем Он был,—как говорят люди, почитающие Его чем-то кажущимся; но чем Он был, тем и казался. Поэтому Он, будучи учитель, имел и возраст учителя, не отвергая человека, не поставляя Себя выше его и не нарушая в Себе закона человечества, но освящая всякий возраст соответствующим ему периодом в Своей жизни. Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех—говорю,—которые чрез Него возрождаются в Бога,—младенцев, детей, отроков, юношей и старцев. Поэтому, Он прошел чрез все возрасты,— сделался младенцем для младенцев, и освятил их; сделался малым для малых, и освятил имеющих такой возраст, вместе с тем подав им пример благочестия, правоты и послушания; сделался юношею для юношей, являясь для них образцом и освящая их для Господа. Он был также старцем для старцев, дабы по всему явиться совершенным учителем,—не только по изъяснению истины, но и по возрасту, освящая вместе с тем и взрослых и служа для них образцом; затем Он дошел до смерти, дабы быть «перворожденным из мертвых и иметь во всем первенство» (Кол. 1.18) быть начальником жизни (Деян.3.15), первейшим всех и предшествующим всем.

Справка: Ириной Лионский считается отцом христианской догматики. Он был учеником Поликарпа Смирнского (80 - 156 гг.), а ок. 180 г. стал епископом Лионской Церкви в Галлии, где написал обширный труд "Пять книг против ересей". Мученически погиб в гонение имп. Септимия Севера ок. 202 г.


Св. Ипполит (? - 235 гг) призывал крестить детей. Общепринятое мнение датирует этот текст приблизительно 215 г., однаеко он может относиться и к более раннему времени:

"сперва ты должен крестить детей. Все, которые могут говорить за себя, должны говорить. За тех же, кто не может, должны говорить родители, или другие, принадлежащие этой семье"


Письмо епископа Киприана Карфагенского о крещении детей уже печаталось на этом сайте.

Ориген (185 - 253 гг.) относит крещение детей к апостольским установлениям (Толк. на Посл. к Рим. 9).

Блаженный Августин , восставая против Пелагия, который отрицал необходимость благодати в деле спасения человека, и отрицавшим отсюда необходимость крещения детей, доказывал, что детей, как зараженных первородным грехом, крестить необходимо (о крещ. 18).

Один только Тертуллиан восставал против крещения детей, но этим самым уже доказывается, что крещение детей было в церкви с самых первых времен, да и сам Тертуллиан допускал крещение детей в случае смертной опасности.

Св. Афанасий Великий (293 - 373 гг.) Самый значительный богослов первой половины IV века и борец против арианства - крестил детей.

Св. Григорий Богослов (330 - 390 гг.), обращаясь к матерям христианкам, говорит:

“у тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога.”


Св. Иоанн Златоуст в одном месте своих творений, перечислив дары, сообщаемые крещением, говорит:

«Видишь, сколько даров крещения, а некоторые думают, что небесная благодать состоит только в отпущении грехов. По этой причине крестим и младенцев, хотя они не имеют грехов, разумеется личных (первородный имеют), чтобы сообщить им святость, правоту, усыновление, наследие, братство со Христом, чтобы они были Его членами"


Заключение Соборы: поместный Карфагенский, на котором присутствовало более 200 епископов 124-м своим правилом и 6-й Вселенский (84-м правилом) подтверждают важность и необходимость крещения детей.

124-е правило Карфагенский Собора гласит: “Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных... или говорит, что... они... от прародительского греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею паки бытия... тот да будет анафема”
"Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, о всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление"

Из всего вышеизложенного вы видите, что крещение младенцев существовало в церкви всегда, как учение здравое, основанное на слове Божием. Отцы не могли быть и не были в разделении с церковью по этому вопросу и учили, как вы видели из вышеприведенных слов Григория Богослова и Иоанна Златоуста, так же как и вся церковь, т.е. что крестить детей необходимо для их спасения.


Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article471.html