Reveal.ru :: Просмотр темы - Читая А.В. Карташева - вопрос
Начать новую тему Ответить на тему Список форумов Reveal.ru » Православное общение Кто читал этот топик
Автор Сообщение
Дмитрий Вайнштейн
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 28, 2003
Сообщения: 838
Откуда: Москва

Сообщение Добавлено: Вт Май 11, 2004 12:16 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Сейчас читаю А.В. Карташева "Вселенские соборы" (очень увлекательная книга), и одно место поставило меня в тупик. Может быть, кто-нибудь из православных (или не только) мог бы мне пояснить?

На с. 454 он пишет: "О Церкви мы зачастую судим "по-европейски", исходя из мнимо бесспорной аксиомы "разделения Церкви и государства", в то время как для православной мысли это просто несторианская ересь (выделено мной - Д.В.) - увы! - практически, за неимением в реальности лучшего, всеми нами расчетливо приемлемая... Мы практически предали идеал и принцип теократии... Но это [византийская теократия] было посильное, хотя и обезображенное грехом, стояние на почве мистически-догматической, христологически-православной, двуприродной, богочеловеческой, (выделено мной - Д.В.) теократической цельности."

Как я понимаю, автор проводит здесь аналогию между Халкидонским соотношением двух природ во Христе и соотношением между Церковью и государством. Соответственно, их разделение - "несторианская ересь"!? Мне бы еще была понятна аналогия с соотношением двух природ в Церкви (как в Теле Христовом) - Божественной и человеческой. Но у г-на Карташева, как я понимаю, "Церковь" соответствует Божественной природе, а государство - человеческой?

Действительно ли для "православной мысли" разделение Церкви и государства является "несторианской ересью"? Или, может быть, здесь автор выдает свои, возможно, монархические настроения, за "православную мысль"?
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
SergeyGl
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Nov 21, 2003
Сообщения: 374

Сообщение Добавлено: Вт Май 11, 2004 12:36 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Уважаемый Дмитрий!
Да, это мнение А.В. Карташева. Его интерпретация.
Но надо доказать, что неправильная. "Разделение Церкви и государства" это ведь, на самом деле, тоже не аксиома, а положение, требующее доказательств.
С чем я совершенно согласен, так это с тем, что "мы практически предали идеал и принцип теократии".

_________________
С уважением,
Сергей Глушенков
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Павел
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Feb 12, 2003
Сообщения: 617
Откуда: Киев

Сообщение Добавлено: Вт Май 11, 2004 2:05 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Дмитрий Вайнштейн писал(а):
Или, может быть, здесь автор выдает свои, возможно, монархические настроения, за "православную мысль"?

Именно так и есть.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Дмитрий Вайнштейн
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 28, 2003
Сообщения: 838
Откуда: Москва

Сообщение Добавлено: Вт Май 11, 2004 2:07 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Уважаемый Сергей!

Спасибо за ответ.

Я совсем не говорю, что "разделение Церкви и государства" - единственно верно (хотя лично мне кажется, что христианская теократия все же принадлежит прошлому). Но мне непонятна и точка зрения о том, что теократия - единственно правильный способ и идеал сосуществования Церкви и государства.

Если это лишь частное мнение А.В. Карташева (как Вы и сказали) - тогда понятно. У каждого может быть своя точка зрения. Но он подводит под это богословско-христологическую базу, соответственно (как я это понимаю), претендуя на то, что эта точка зрения - единственно верная с точки зрения догматов веры.

Из Вашего ответа не вполне ясно, все же насколько православные разделяют точку зрения автора об именно еретичности, с богословской точки зрения, идеи разделения Церкви и государства?

Большое спасибо.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дмитрий Вайнштейн
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 28, 2003
Сообщения: 838
Откуда: Москва

Сообщение Добавлено: Вт Май 11, 2004 2:09 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Спасибо, Павел. Тогда вроде все понятно.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
МишаКузьмичев
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Dec 17, 2003
Сообщения: 636
Откуда: Москва

Сообщение Добавлено: Вт Май 11, 2004 2:10 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Дмитрий Вайнштейн писал(а):
Действительно ли для "православной мысли" разделение Церкви и государства является "несторианской ересью"? Или, может быть, здесь автор выдает свои, возможно, монархические настроения, за "православную мысль"?

на счет несторианской ереси я вот так сходу не нашел отрывков... Нашел один отрывок из католического богослова, который, на мой взгляд, может дать направление в понимании Вашего вопроса. Все учение в Православной Церкви строится на откровении - откровение о Троице, потом откровение об Иисусе Христе... Карташев отметил как можно увидеть указанный вопрос в свете откровения об Иисусе Христе... В том отрывке который привожу я говорится про откровение о Троице:
"Григорий доказывает, что справедливо обратное, и доказывает тем, что Пресв. Троица есть первообраз общности Лиц, или, как предпочитают выражаться русские религиозные философы, первообраз всякой социальной программы. Ибо здесь, в первообразе Божественной Троицы, становится видно, что равенство и порядок согласуются друг со другом и имеют общую принадлежность. Григорий теперь показывает, что хотя Бог-Отец и есть единственная причина всего, даже и Бога-Сына и Бога-Св. Духа, но все же такой порядок не содержит в себе подчинения. Отцы Церкви не колебались, перечисляя такой же чин-порядок Божественных Лиц, ибо, как говорит св. Григорий, «в самом Евангелии присутствует определенный чин (τάξις), по вере, берущий начало от Отца, посредуемый Сыном и достигающий Св. Духа»58.
Заблуждение ариан состоит в том, что они приняли этот порядок Лиц за порядок ступеней бытия. Конечно, Сын исходит от Отца, так что Он есть второй в «чине» -порядке следования Лиц. Но при этом Он ни в чем не менее Отца."
Т.е. созерцая Троицу можно уразуметь прообраз всякого отношения между "личностями", в частности и в "государстве"... Более конкретно про Троицу и построение государства я, помниться, вкратце встречал у Сурожского - сейчас не могу найти... Если сравнить это с тем типом социального устройства которое сейчас есть думаю, что можно углядеть и извращение образа открытого нам в Пресвятой Троице - например, в свете арианской ереси... Также я думаю, что можно и по отношению к учению о Христе... Просто сейчас я не могу припомнить какой-нибудь источник...


Последний раз редактировалось: МишаКузьмичев (Вт Май 11, 2004 2:14 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дмитрий Вайнштейн
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 28, 2003
Сообщения: 838
Откуда: Москва

Сообщение Добавлено: Вт Май 11, 2004 2:14 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Сообщение удалено


Последний раз редактировалось: Дмитрий Вайнштейн (Вт Май 11, 2004 7:36 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
SergeyGl
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Nov 21, 2003
Сообщения: 374

Сообщение Добавлено: Вт Май 11, 2004 2:44 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Дмитрий Вайнштейн писал(а):

Я совсем не говорю, что "разделение Церкви и государства" - единственно верно (хотя лично мне кажется, что христианская теократия все же принадлежит прошлому). Но мне непонятна и точка зрения о том, что теократия - единственно правильный способ и идеал сосуществования Церкви и государства.

Я все же думаю, что это - как раз идеал. Причем идеал, никогда не имевший воплощения.

Дмитрий Вайнштейн писал(а):

Если это лишь частное мнение А.В. Карташева (как Вы и сказали) - тогда понятно. У каждого может быть своя точка зрения. Но он подводит под это богословско-христологическую базу, соответственно (как я это понимаю), претендуя на то, что эта точка зрения - единственно верная с точки зрения догматов веры.
Из Вашего ответа не вполне ясно, все же насколько православные разделяют точку зрения автора об именно еретичности, с богословской точки зрения, идеи разделения Церкви и государства?
Большое спасибо.

Это его частное мнение. Нет, насколько мне известно, не существует, да и не может существовать, официального учения о том, что отделение Церкви от государства есть ересь.

_________________
С уважением,
Сергей Глушенков
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Коммунист
Опытный
Опытный


Зарегистрирован: Feb 04, 2004
Сообщения: 52
Откуда: МЦХ

Сообщение Добавлено: Вт Май 11, 2004 4:58 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

мы не обиделись, Дмитрий, а просто не надо быть столь серьезным по поводу всяких глупостей

Просто не надо эти глупости писать, уважаемый.
А сообщение ваше я удалил.

С уважением, Евгений.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Коммунист
Опытный
Опытный


Зарегистрирован: Feb 04, 2004
Сообщения: 52
Откуда: МЦХ

Сообщение Добавлено: Вт Май 11, 2004 5:50 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

По поводу ёжиков отвечаю развернуто.
Цитата:
О Церкви мы зачастую судим "по-европейски", исходя из мнимо бесспорной аксиомы "разделения Церкви и государства", в то время как для православной мысли это просто несторианская ересь - увы! - практически, за неимением в реальности лучшего, всеми нами расчетливо приемлемая...

Так вот, это просто чисто православное мышление, к ЦХ не имеющее никакого отношения. Православная Церковь и государство - одно и то же, они же Бога представляют на земле. То есть мы крутые, круче нас только яйца. Государство - это власти, Богом поставленные, а Церковь - это священники Господни. А тут какой - то перец начал гнать, что типа надо отделить одно от другого. Как же, низя ведь. Это ведь (государство) - проявление Бога на земле, а то (Церковь) - проявление Бога на небе. Соответственно (цитата)
Цитата:
Несторий осмелился утверждать, что Сын Божий, Иисус Христос, имеет не одно Лицо (Ипостась), как учит Святая Церковь, а два разных лица - одно Божеское, а другое человеческое. Относительно же Божией Матери он нечестиво утверждал, что Ее следует именовать не Богородицею, а Христородицею.

Вывод: нечего слушать всяких деятелей. То, что они говорят, к реальной жизни не имеет никакого отношения. Это просто их заморочки. Книжки иногда имеет смысл читать, но в большинстве случаев можно обойтись своей головой и не расходовать мозги и время на понимание всяких авторов. Лучше про ёжиков подумать.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Nevs
принадлежит к "Церкви Христа"


Зарегистрирован: Jan 29, 2004
Сообщения: 332

Сообщение Добавлено: Ср Май 12, 2004 12:52 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Приветствую вас.Очень интересные и полезные вы мысли излагаете.Лишний раз убедился ,что больше надо читать российских религиозных философов и теологов.
Правда иногда трудно понять мысли многих религиозных философов.
Впечатление такое ,что -чтобы понять православную мысль и смысл русского православия -необходимо глубже и больше изучать разные книги , труды философов , святоотеческие труды, без этого глубину российского православия непонять , а понять можно только поверхностно всю эту культуру (сущность )православия.
Однако сколько времени , сколько денег , энергии надо потратить , чтобы это все понять! Да и можно ли?..
Быть может правы были гении древности утверждая , что все гениальное -просто?!...
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
SergeyGl
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Nov 21, 2003
Сообщения: 374

Сообщение Добавлено: Ср Май 12, 2004 2:09 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Гг. модераторы!
Возможно, Вы и не собирались, но все же прошу - не надо больше удалять сообщений участника Коммунист.
Пусть останутся как виртуальный памятник человеческому невежеству.
Особенно мне понравилось: "не расходовать мозги и время"

_________________
С уважением,
Сергей Глушенков
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему Ответить на тему Кто читал этот топик
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
 
Reveal.ru - дружественная критика МЦХ (Международная Церковь Христа)
(c) Авторское право сайта Reveal.ru. Все права сохранены.
При полной или частичной перепечатке обязательно указывать авторство Reveal.ru.
К тому-же, при цитировании в сети интернет, убедительно просим ставить гиперссылку на Reveal.ru
Copyright 2006 © by PHP-Nuke :: Открытие страницы: 3.815 секунды
:: Связаться