Зарегистрирован: Apr 28, 2003
Сообщения: 838
Откуда: Москва
Добавлено:
Вт Май 11, 2004 12:16 pm
Сейчас читаю А.В. Карташева "Вселенские соборы" (очень увлекательная книга), и одно место поставило меня в тупик. Может быть, кто-нибудь из православных (или не только) мог бы мне пояснить?
На с. 454 он пишет: "О Церкви мы зачастую судим "по-европейски", исходя из мнимо бесспорной аксиомы "разделения Церкви и государства", в то время как для православной мысли это просто несторианская ересь (выделено мной - Д.В.) - увы! - практически, за неимением в реальности лучшего, всеми нами расчетливо приемлемая... Мы практически предали идеал и принцип теократии... Но это [византийская теократия] было посильное, хотя и обезображенное грехом, стояние на почве мистически-догматической, христологически-православной, двуприродной, богочеловеческой, (выделено мной - Д.В.) теократической цельности."
Как я понимаю, автор проводит здесь аналогию между Халкидонским соотношением двух природ во Христе и соотношением между Церковью и государством. Соответственно, их разделение - "несторианская ересь"!? Мне бы еще была понятна аналогия с соотношением двух природ в Церкви (как в Теле Христовом) - Божественной и человеческой. Но у г-на Карташева, как я понимаю, "Церковь" соответствует Божественной природе, а государство - человеческой?
Действительно ли для "православной мысли" разделение Церкви и государства является "несторианской ересью"? Или, может быть, здесь автор выдает свои, возможно, монархические настроения, за "православную мысль"?
Уважаемый Дмитрий!
Да, это мнение А.В. Карташева. Его интерпретация.
Но надо доказать, что неправильная. "Разделение Церкви и государства" это ведь, на самом деле, тоже не аксиома, а положение, требующее доказательств.
С чем я совершенно согласен, так это с тем, что "мы практически предали идеал и принцип теократии".
Зарегистрирован: Apr 28, 2003
Сообщения: 838
Откуда: Москва
Добавлено:
Вт Май 11, 2004 2:07 pm
Уважаемый Сергей!
Спасибо за ответ.
Я совсем не говорю, что "разделение Церкви и государства" - единственно верно (хотя лично мне кажется, что христианская теократия все же принадлежит прошлому). Но мне непонятна и точка зрения о том, что теократия - единственно правильный способ и идеал сосуществования Церкви и государства.
Если это лишь частное мнение А.В. Карташева (как Вы и сказали) - тогда понятно. У каждого может быть своя точка зрения. Но он подводит под это богословско-христологическую базу, соответственно (как я это понимаю), претендуя на то, что эта точка зрения - единственно верная с точки зрения догматов веры.
Из Вашего ответа не вполне ясно, все же насколько православные разделяют точку зрения автора об именно еретичности, с богословской точки зрения, идеи разделения Церкви и государства?
Зарегистрирован: Dec 17, 2003
Сообщения: 636
Откуда: Москва
Добавлено:
Вт Май 11, 2004 2:10 pm
Дмитрий Вайнштейн писал(а):
Действительно ли для "православной мысли" разделение Церкви и государства является "несторианской ересью"? Или, может быть, здесь автор выдает свои, возможно, монархические настроения, за "православную мысль"?
на счет несторианской ереси я вот так сходу не нашел отрывков... Нашел один отрывок из католического богослова, который, на мой взгляд, может дать направление в понимании Вашего вопроса. Все учение в Православной Церкви строится на откровении - откровение о Троице, потом откровение об Иисусе Христе... Карташев отметил как можно увидеть указанный вопрос в свете откровения об Иисусе Христе... В том отрывке который привожу я говорится про откровение о Троице:
"Григорий доказывает, что справедливо обратное, и доказывает тем, что Пресв. Троица есть первообраз общности Лиц, или, как предпочитают выражаться русские религиозные философы, первообраз всякой социальной программы. Ибо здесь, в первообразе Божественной Троицы, становится видно, что равенство и порядок согласуются друг со другом и имеют общую принадлежность. Григорий теперь показывает, что хотя Бог-Отец и есть единственная причина всего, даже и Бога-Сына и Бога-Св. Духа, но все же такой порядок не содержит в себе подчинения. Отцы Церкви не колебались, перечисляя такой же чин-порядок Божественных Лиц, ибо, как говорит св. Григорий, «в самом Евангелии присутствует определенный чин (τάξις), по вере, берущий начало от Отца, посредуемый Сыном и достигающий Св. Духа»58.
Заблуждение ариан состоит в том, что они приняли этот порядок Лиц за порядок ступеней бытия. Конечно, Сын исходит от Отца, так что Он есть второй в «чине» -порядке следования Лиц. Но при этом Он ни в чем не менее Отца."
Т.е. созерцая Троицу можно уразуметь прообраз всякого отношения между "личностями", в частности и в "государстве"... Более конкретно про Троицу и построение государства я, помниться, вкратце встречал у Сурожского - сейчас не могу найти... Если сравнить это с тем типом социального устройства которое сейчас есть думаю, что можно углядеть и извращение образа открытого нам в Пресвятой Троице - например, в свете арианской ереси... Также я думаю, что можно и по отношению к учению о Христе... Просто сейчас я не могу припомнить какой-нибудь источник...
Последний раз редактировалось: МишаКузьмичев (Вт Май 11, 2004 2:14 pm), всего редактировалось 1 раз
Я совсем не говорю, что "разделение Церкви и государства" - единственно верно (хотя лично мне кажется, что христианская теократия все же принадлежит прошлому). Но мне непонятна и точка зрения о том, что теократия - единственно правильный способ и идеал сосуществования Церкви и государства.
Я все же думаю, что это - как раз идеал. Причем идеал, никогда не имевший воплощения.
Дмитрий Вайнштейн писал(а):
Если это лишь частное мнение А.В. Карташева (как Вы и сказали) - тогда понятно. У каждого может быть своя точка зрения. Но он подводит под это богословско-христологическую базу, соответственно (как я это понимаю), претендуя на то, что эта точка зрения - единственно верная с точки зрения догматов веры.
Из Вашего ответа не вполне ясно, все же насколько православные разделяют точку зрения автора об именно еретичности, с богословской точки зрения, идеи разделения Церкви и государства?
Большое спасибо.
Это его частное мнение. Нет, насколько мне известно, не существует, да и не может существовать, официального учения о том, что отделение Церкви от государства есть ересь.
Зарегистрирован: Feb 04, 2004
Сообщения: 52
Откуда: МЦХ
Добавлено:
Вт Май 11, 2004 5:50 pm
По поводу ёжиков отвечаю развернуто.
Цитата:
О Церкви мы зачастую судим "по-европейски", исходя из мнимо бесспорной аксиомы "разделения Церкви и государства", в то время как для православной мысли это просто несторианская ересь - увы! - практически, за неимением в реальности лучшего, всеми нами расчетливо приемлемая...
Так вот, это просто чисто православное мышление, к ЦХ не имеющее никакого отношения. Православная Церковь и государство - одно и то же, они же Бога представляют на земле. То есть мы крутые, круче нас только яйца. Государство - это власти, Богом поставленные, а Церковь - это священники Господни. А тут какой - то перец начал гнать, что типа надо отделить одно от другого. Как же, низя ведь. Это ведь (государство) - проявление Бога на земле, а то (Церковь) - проявление Бога на небе. Соответственно (цитата)
Цитата:
Несторий осмелился утверждать, что Сын Божий, Иисус Христос, имеет не одно Лицо (Ипостась), как учит Святая Церковь, а два разных лица - одно Божеское, а другое человеческое. Относительно же Божией Матери он нечестиво утверждал, что Ее следует именовать не Богородицею, а Христородицею.
Вывод: нечего слушать всяких деятелей. То, что они говорят, к реальной жизни не имеет никакого отношения. Это просто их заморочки. Книжки иногда имеет смысл читать, но в большинстве случаев можно обойтись своей головой и не расходовать мозги и время на понимание всяких авторов. Лучше про ёжиков подумать.
Приветствую вас.Очень интересные и полезные вы мысли излагаете.Лишний раз убедился ,что больше надо читать российских религиозных философов и теологов.
Правда иногда трудно понять мысли многих религиозных философов.
Впечатление такое ,что -чтобы понять православную мысль и смысл русского православия -необходимо глубже и больше изучать разные книги , труды философов , святоотеческие труды, без этого глубину российского православия непонять , а понять можно только поверхностно всю эту культуру (сущность )православия.
Однако сколько времени , сколько денег , энергии надо потратить , чтобы это все понять! Да и можно ли?..
Быть может правы были гении древности утверждая , что все гениальное -просто?!...
Гг. модераторы!
Возможно, Вы и не собирались, но все же прошу - не надо больше удалять сообщений участника Коммунист.
Пусть останутся как виртуальный памятник человеческому невежеству.
Особенно мне понравилось: "не расходовать мозги и время"
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах