Зарегистрирован: Jul 28, 2005
Сообщения: 206
Откуда: "I want to live upthere!"(c)South Park
Добавлено:
Сб Окт 15, 2005 8:59 pm
После темы Юрия Ухова у меня возникло желание обменяться мнениями на тему.
Противоречит ли личностный рост духовному? Для меня, например сейчас остро стоит вопрос как сочетать эти два взаимопротивоположных процесса. Ведь при личностном идет формирование и развитие Эго, а при духовном - разрушение Эго?
Можно перейти и к конкретике.
Вопросы:
1. Что такое Эго?
2. Что такое духовный рост?
И почему духовный рост связан с разрушением так называемого Эго?
Так например, если считать что чтение, например, "Войны и мира" способствует духовному росту, то как оно может помешать росту личностному? А если оно способствует и тому и другому значит мы решили поставленную задачу.
Разумеется, и духовный и личностный рост и профессиональный рост могут мешать карьере или зарабатыванию денег. Как говорится "хороший следак карьеры не сделает".
Если ты, например, выйдешь на природу, посидишь на горе, поговоришь с друзьями с каким конкретно ростом ты будешь иметь дело?
Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4916
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Вс Окт 16, 2005 8:50 am
Ваш вопрос, уважаемый SD, чрезвычайно важен и интересен, потому что затрагивает вопрос о личности как о единственной реальности, в которой может быть актуализирована возможность возникновения злой воли. Тварные личности людей и ангелов, хотя и созданные по образу Создавшего, тем не менее бесконечно отличаются от своего Первообраза, и именно тем, что имеют способность к изменению. Всякая тварь находится в изменении, постоянно утрачивая равенство с самой собою, постоянно переходя из потенции в актуальность, тогда как сверхсущесвенная природа Бога всегда равна и неизменна самой себе. "Во множестве - инаковость, несходство и различие; в Боге же, подлинно Едином и Единственном - только одно тождество, простота и сходство" - говорит божественный Максим Исповедник. Поэтому проникновение и взаимное пребывание ипостасей Троицы друг в друга, о которых говорит Максим а раньше него - божественный Дионисий, не предполагает никакой длительности - ни временной, в которой живем мы, люди, ни эональной, в которой протекает бытие ангелов; в Троице нет движения, какое есть в тварном бытии, но сама любовная открытость и взаимопроникновение Отца, Сына и Святого Духа вне всякого изменения и длительности и взаимное обладание общим достоянием (единством божественной природы) равно как и пребывание одной и той же единой природы в Трех различных и есть движение сущности в Троице, и есть "неподвижное солнце любви" (Вл. Соловьев) как в трех солнцах единое растворение света (Григорий Богослов), окруженное великим молчанием любви. Любовь, которая может проявить тварь к Богу подобна божественной любви, но одновременно отлична от нее. Тварь, как постоянно находящаяся в изменении, в переходе из потенции в актуальность из небытия в бытие (так как в твари всегда есть, согласно утверждению Максима Исповедника противопоставленность небытия и бытия, так как объясняет Максим, а до него Григорий Нисский сама изменчивость твари - из-за того что началась она изменением из ничего волей Бога) постоянно умирает для себя прежней. Поэтому любовь тварных личностей - не просто открытость божественной любви, но она должно стать фактом тотального умирания для себя чтобы жить для Бога. В Троице как в Царстве абсолютной любви, Которая вне всякой длительности, "своего" нет: нельзя сказать, что божественные ипостаси отвечают "да" и принимают друг друга - Они Сами есть это "да", Они Сами есть это "принятие", но не претерпевают какой-то процесс, так как претерпевание какого бы то ни было процесса означает длительность, потенциальность , изменчивость неустойчивость и возможность колебания и впадение в противоречие с самим собой; относительно Бога даже теоретически нельзя помыслить возможность такого противоречия; и наоборот в творении эта способность изначально есть как отличающая творение от своей Первопричины. Мы претерпеваем, по причине сложности, неравенства и изменчивости аспектов нашего существования, поэтому для того, чтобы нам всецело принять всецелого Бога нам надо добровольно умереть для этой сложности чтобы вмиг возродиться в простоте и славе Троицы. В личностном аспекте Адаму и Еве надо было умереть для "себя" и "своего", даже теоретического, потенциального" "себя" и "своего", так, чтобы Бог пронизал и заполнил их, причем умереть раз и навсегда. Это и было бы достижение обожения - раз и навсегда добровольно и всецело уступить место в себе всецелому Богу, отказавшись от "себя" и "своего", исчерпав даже теоретическую возможность впадение через "самость" в "грех" Так говорит Максим Исповедник - "через эту силу любви человек добровольно освобождает себя от самого себя".
Однако человек впал в грех потому что, поддавшись внушению диавола, не захотел тотального умирания для своей самости ради Бога, но предпочел актуализировать потенциальную "самость" ("аутотес") которая и стала причиной всего последующего греха. Эту самость, в основе которой, по Максиму, - желание наслаждения для себя и страх страдания и умирания, наследуют все потомки Адама. Изначально ребенок стремится к наслаждению и убегает от страдания и это означает что в нем изначально отсутствует желание страдать за другого, т. е. любовь, и присутствует желание удовлетворить себя, во что бы то ни стало, т.е. себялюбие ("филаутия").
Православная аскетика - это способ научится умирать для себя, чтобы Бог насколько это возможно, заполнил бы человека и стал причиной всей его жизнедеятельности; относительно высших степеней святости Максим Исповедник и Григорий Палама говорят о "едином действии Бога и святых"; Подобно тому, как во Христе Его божественная сила и действие обнаруживались через Его человеческое естество и действие, так и во святых через их добровольный отказ от себя все их силы и действия и вся их жизнь становятся послушными инструментами обнаружения божественной силы и действия, и уже не они живут, но живет в них Христос. Как они достигли такого? Так - они с самого начала своего пути начали сдаваться Богу. Покаяние в православном понимании - это не действие, которое производит сам человек через решения, постановку задач и какую-то активную деятельность (как это в ЦХ) Покаяние - это Сам Христос становящийся в Своих людях покаянием, так как сами они покаяться не смогут. Человеку лучше оставить нелепую мысль что он сам может стать источником покаяния и любой другой духовной активности. Этот героизм совершенно ни к чему, и как раз более всего и мешает. Единственно чему должен научиться человек - "держать свой ум во аде и не отчаиваться", видеть свою немощь, несостоятельность и верить в силу Божию, способную изменить его свыше сил человеческих, плакать и изнемогать от мучения и осуждения себя и одновременно радоваться и быть спокойным. Человек может научиться сопрягать эти противоположные по видимости состояния; если у него есть вера он может одним простым и непротяженным актом веры принять их в себя как одновременно необходимые и желанные и тогда Господь начнет в нем незаметно от него обнаружение Своей силы а затем и Своего присутствия.
_________________ Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Зарегистрирован: Sep 18, 2005
Сообщения: 90
Откуда: Церковь Христиан Веры Евангельской, Санкт-Петербург
Добавлено:
Вс Окт 16, 2005 7:51 pm
Satananda, вы термин "Эго" во фрейдистском смысле употребляете? В таком случае, личностный рост - это гармонизация / примирение всех трех уровней: СуперЭго (идеалы, ценности, установки), Эго ("Я"), Ид (плоть), причем Эго имеет ведущую роль. Духовный рост, в таком понимании, осуществляется при ведущей роли СуперЭго при умалении Ид.
Если ваше Эго понимать как "самость", "Я", ядро, так сказать, личности, то, по моему мнению, духовный рост (особенно во Христе!) всегда включает в себя и личностный, более того неразрывно с ним связан. Конечно, при этом "растут" личностные достоинства / добродетели и умаляются / истаивают пороки - то есть, конечно разрушения части личности не происходит, а меняется ее полярность
Очень тяжело, видимо, вам, если так серьезно, как угрозу своей самости, вы воспринимаете умаление своих пороков...
Loop, хоть, действительно, мы сами в себе жизни не производим, но все-таки достаточно автономны от Создателя, как мне чувствуется. Несем в себе образ Божий и, совершая определенную духовную работу, преображаемся в Его подобие (процесс этот - как раз сочетание духовного и личностного роста).
_________________ "По той стране, которой нет, тоскую.
Ведь то, что есть, - желать душа устала."
(Эдит Сёдергран)
1. Что такое личностный рост? Если, например, личность это человек который может за других и за себя ответственность нести, то как это мешает духовному росту.
2. Из чего следует то, что Бог неизменен? Бог до шести дней и после шести дней идеинтичны?
Зарегистрирован: Jul 26, 2005
Сообщения: 417
Откуда: Москва
Добавлено:
Пн Окт 17, 2005 3:27 pm
Можно, можно. Просто ориентироваться нужно не на себя "самого-умного-и-продвинутого", а на тех, кто слышит. Иисус тоже мог бы ТАКОГО наговорить, если бы захотел!
Зарегистрирован: Jul 26, 2005
Сообщения: 417
Откуда: Москва
Добавлено:
Вт Окт 18, 2005 1:42 pm
По теме: а по-моему, между духовным и личностным ростом нет противоречия (или противостояния?).
Собственно говоря, духовный рост - это и есть личностный, только у него "глобальная" цель. Личность не намерена закончить свой рост с концом жизни, так сказать.
И у того, и у другого "роста" - одна и та же "пища" - наш жизненный опыт. И если ее "переварить" правильно - будет с чего вырасти и духу, и личности.
И вообще, где это видано, чтобы дух жил в том, что личностью не является?
Рост вообще зависит от точки зрения на растущий обьект. Я расту (физически), вырастая из одежды, с одной стороны, и чувствуя, как тело меняется, раздвигается... В любом случае я сравниваю с окружающей действительностью или с прошлым состоянием.
Рост духовный - как его оценить? С каких позиций? Сравнивая с духовным авторитетом? Но, так придётся стремиться к чему-то не-личному, чужому. Делать его принципы своими. Уходит индивидуальность - а какая без неё личность?
Или расти духовно, прислушиваясь к своим ощущениям? Но это похоже лишь на констатацию факта, без активного участия в процессе роста.
Зарегистрирован: Feb 10, 2003
Сообщения: 4275
Откуда: Москва, МЦХ 1995-2008, в настоящее время РПЦ
Добавлено:
Вт Окт 18, 2005 2:40 pm
Думаю под духовным ростом подразумеваются успехи по возрастанию в духовных дарах, в богоуподоблении ("ученичестве"). Уподобление все же не означает ухода индивидуальности, даже если человек начинает иметь те же мысли и чувства что и у Христа. Тут скорее не "загоняние в рамки Христа" происходит а освобождение из рамок до Христа, т.к. Христос бесконечен...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах