nix написал: Ознакомительный материал о Роне Хаббарде, церкви саентологии, дианетике.
О ЧЕМ РЕЧЬ
С тех пор как в 1950 г. вышел труд Лафайета Рона Хаббарда о дианетике — "современной науке душевного здоровья" (см. "Духовное наследие" на стр.61), вокруг него, а также созданого им учения — саентологии, не утихают ожесточенные споры. Естественно, для БИЗНЕСа вопросы душевного здоровья не являются преобладающи-| ми. Но есть в наследии Рона Хаббарда нечто, на первый взгляд, не имеющее непосредственного отношения к духовному учению. Это нечто называется эффективной теорией управления. Как писал сам Хаббард, все открытые им и изложенные в теории администрирования закономерности пригодны для любой организации, содержат фундаментальные положения, жизненно необходимые для успешной, т.е. доходной, деятельности. В своей статье "Введение в практический курс организации" Хаббард утверждает: "Вне зависимости от того, как организована любая компания, общество или политическое общество, они будут неэффективны в случае несоблюдения данных закономерностей". "Тот, кто знаком с Практическим курсом организации и может применить его на практике, будет в состоянии полностью восстановить деятельность разоряющейся компании или страны", — заявил Л.Рон Хаббард 8 сентября 1969 г. Вы бы не заинтересовались? Нам, например, стало жутко интересно.
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
Лафайет Рон Хаббард —
одна из самых колоритных фигур XX века. Его жизненный путь, наследие и роль в современном обществе вызывают поклонение одних и полное неприятие других. Мы попытались воссоздать жизненный путь Рона Хаббарда, не претендуя, впрочем, на истину в последней инстанции.
Итак, Рон Хаббард родился 13 марта 1911 г. в г.Тилдене (штат Небраска, США) в семье офицера Военно-морского флота. К 1929 г.
Лафайету удалось немало попутешествовать по миру — с родителями он посетил Японию, Индию, Китай, Гуам и Филиппины. Поступив в Университет им.Джорджа Вашингтона {один из престижнейших вузов США. — Ред.), Рон Хаббард высшего образования так и не получил — был отчислен со второго курса за неуспеваемость. Хотя некоторые источники сообщают, что он все же окончил этот Университет и даже защитил диссертацию в каком-то провинциальном учебном заведении.
Летом 1935 г. Хаббард предпринял несколько экспедиций. Одна из них — на Карибские острова, где он исследовал представителей примитивной культуры острова Мартиника. Вернувшись в Вест-Индию через несколько месяцев, Рон стал изучать культуру других островов, например Гаити, где особенно заинтересовался религией вуду. После этого исследовал верования горных племен Пуэрто-Рико.
В 1938 г. во время операции, дыша "веселящим газом" {закись азота, применяется для анестезии. — Ред.), Хаббард пережил галлюцинаторное видение. Ему привиделось, что он умер и в царстве мертвых ознакомился с богатейшей сокровищницей знаний. Оправившись, он написал книгу "Экскали-бур", посвященную поискам понимания природы жизни как таковой.
Во время Второй мировой войны в чине младшего лейтенанта Рон Хаббард командовал противолодочным сторожевым кораблем. После ранения был демобилизован в 1945 г.
Интерес к оккультизму привел Хаббарда (правда, на короткое время) в общество розенкрейцеров. Тогда он сообщил одному из приятелей, что чувствует себя под защитой духа-хранителя, которого называл Императрицей. Затем Хаббард подружился с Джеком Парсонсом, главой Пасаденской ложи секты "Орден восточного храма" (Ordo Templi Orientis), основанной Алистером Кроули. Кроули называл себя Зверем 666, рабом Антихриста. Пар-сонс был химиком и прежде работал в Калифорнийской лаборатории реактивного движения, но его страстью было "колдейство". Все это впоследствии, надо думать, трансформировалось в новое учение — саентологию.
После Второй мировой Рон Хаббард занялся писательством. Из-под его пера выходили в основном Он автор более 100 книг самых разных жанров. Среди наиболее известных — роман "Последнее затемнение", триллер "Страх", галактическая декалогия "Миссия на Земле". Но славу Хаббарду принесли книги "Дианетика: Основные тезисы" (1948 г.) и "Дианетика: Современная наука душевного здоровья" (1950 г.). Эти труды стали краеугольными камнями основанной им религии саентологии. Повсюду начали появляться саентологические организации, церкви саентологии. В итоге, из не очень богатого писателя основатель саентологии Лафайет Рон Хаббард к концу жизни превратился в мультимиллионера, чье состояние оценивалось в $640 млн.
Всемирная церковь саентологии ныне представляет собой гигантскую транснациональную корпорацию, имеющую представительства и последователей во многих странах мира, в том числе в России и в Украине. Справедливости ради стоит, наверное, упомянуть, что судами многих стран Хаббард был признан преступником, а в некоторых государствах объявлен персоной нон грата. Например, в 1978 г. во Франции Рон Хаббард был приговорен к тюремному заключению и денежному штрафу за мошенничество, но избежал наказания, покинув страну. В США при рассмотрении дела о хищении правительственных секретных документов в 1977 г. Хаббард попал в список виновных, но не осужденных на тюремное заключение преступников. В 1985 г. Внутренняя служба расследований США занималась делом о финансовых мошенничествах Хаббарда.
Умер Лафайет Рон Хаббард 24 января 1986 г. После себя он оставил многочисленные исследования и систематизацию дианетики, а также методов саентологии.
Согласитесь, личность впечатляющая. Но парадокс заключается в том, что самые скандальные разоблачения личности Рона Хаббарда отнюдь не затрагивают область его непосредственных интересов, скорее, наоборот — дополняют их.
Хаббард посвятил себя созданию единой технологии разума и жизни. Создав же ее {по крайней мере, заставляя так думать людей, а, возможно, и лично искренне уверовав в это. — Ред.), он, как истинный американец
стремился эту технологию продать.
Все прочее, в том числе создание организации, говоря языком бизнеса, — лишь способы продвижения товара на рынок и связи с общественностью. Стоит ли удивляться, что дело рук Хаббарда живо и после его физической смерти?
НАСЛЕДИЕ ОБЩЕСТВА
Естественно, в мире победившего капитала не считается зазорным создавать быстрорастущие прибыльные организации. Тем более если их основатели сумели воспользовался "белым пятном" — отыскали, так сказать, свою уникальную нишу на рынке.
Сейчас ведь мало кого удивляет торговля "нематериальным". Так почему бы не создать свою религию, распространив ее на все сферы жизни адепта? Всего-то проблем — отхватить долю "рынка" гигантов (традиционных вероучений) и потеснить конкурентов (религиозные организации разного калибра). Тем более что динамика роста — количественного и качественного — продавцов новых или слегка обновленных "духовных ценностей" как нельзя лучше отражает всевозрастающий спрос граждан мира.
По данным академика Российской академии медицинских наук Павла Сидорова, озвученным в 2003 г. на международном экологическом форуме "Окружающая среда и здоровье человека", в России функционируют 2,5 тыс. религиозных организаций, в США их количество достигает 3 тыс., в Италии — всего 400. При этом численность россиян, вовлеченных в подобные организации, составляет 1 млн чел.
То есть рынок "духовных ценностей", в частности, в России, очень обширный (очевидно, на Украину эта тенденция также распространяется. — Ред.). Хотя православная церковь и направляет все свои усилия на освещение деятельности "деструктивных религиозных организаций", она не в силах побороть растущий спрос населения на "ценности", предлагаемые прародителями новых религий.
ОТ ДУХОВНОГО К МАТЕРИАЛЬНОМУ
Кстати, как оказалось при ближайшем рассмотрении, саентологическая церковь Рона Хаббарда — не самая богатая и крупная новая религия, обосновавшаяся на постсоветском пространстве. Но, надо думать, одна из самых амбициозных. Она учит людей "контролировать свое сознание и добиваться успеха в жизни". Основной доход ей приносят так называемые курсы личностного роста.
"Изюминкой" же саентологов, являющейся конкурентным преимуществом данной организации среди прочих сект, можно назвать продажу технологии ведения бизнеса, названную по имени Рона Хаббарда. Изначально данная технология применялась только в организации саентологов. На сегодняшний день эту "именную" систему предлагают иным предприятиям.
В середине 1950-х годов Хаббард написал две книги — "Проблемы работы" и "Как выжить, будучи администратором", ставшие идейной основой его подхода к организации производства. Впоследствии этот подход был подробно изложен в 11-томном руководстве, озаглавленном "Курс администратора организации".
В русскоязычных рекламных материалах саентологов сообщается, что административная технология применяется на 3 тыс. предприятий (иногда упоминаются 18 тыс.). Среди них такие "киты" мировой индустрии, как "Форд", "Дженерал моторе", "Кока-кола", "Траст америкен бэнк", "Шанель", "Боинг", "АГФА", "Вольво" и др.
В англоязычных изданиях эти фирмы не упоминаются, зато сообщается о небольших или основанных на личном капитале компаниях. Там, где в публикациях указана численность работников фирм, она колеблется от 60 до 180 чел. Большинство занимаются маркетинговыми исследованиями, консультациями, дизайнерскими работами. В России же теорию управления Хаббарда используют некоторые страховые компании, колледжи, коммерческие фирмы и банки, а также множество клубов по изучению дианетики (самым крупным из них был московский клуб "Гайдаровец"). В Украине, например, теорию управления Хаббарда исповедуют в компании "Ге-рольдмастер", работающей на рынке сувенирно-наград-ной продукции.
В ПОИСКАХ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ
"Не сами мечты подводят человека, — говорил Рон Хаббард в 1969 г. — Его подводит отсутствие знания, необходимого для осуществления мечты." По одной лишь этой причине "целые народы, не говоря уже о предприятиях, коммерческих фирмах, обществах и группах, потеряли десятилетия в сумятице хаоса ".
Конечно, с мистером Хаб-бардом спорить глупо. Ведь мы все можем по-разному читать одни слова.
Лучше внимательнее рассмотреть предложенный им путь к богатству (см. "Путь к богатству...").
Мнения о предложенной Роном Хаббардом системе управления организацией так же неоднородны, как и мнения о самой саентологии. Поэтому мы, освещая доступную информацию, воздержимся от компетентных выводов.
Известно, что с 1979 г. существует международная ассоциация предпринимателей (частных лиц), которые используют в своем бизнесе технологию управления Рона Хаббарда. Ее штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе.
Всемирный институт саентологических предприятий (WISE) обеспечивает своих членов "программами административного ноу-хау", которые помогают лучше организовать работу предприятий, используя: стандартную организующую схему, стандартную систему коммуникации, управление организацией на основе статистик, обучение сотрудников организации, финансовое планирование, обеспечивающее платежеспособность организации. Кроме того, в данной организации разработано более 14 проверочных списков, основанных на работах Рона Хаббарда, по улаживанию проблем в отдельных областях бизнеса.
WISE исповедует чувство вовлеченности в могущественную международную организацию, создающую личные связи, оказывающую поддержку своим участникам. Кстати, имидж "материнской" организации ("Церкви саентологии") тоже можно расценить как своеобразное ноу-хау — способ выделиться среди прочих организаций, средство выжить. БИЗНЕС обратился к местному эксперту в вопросах управленческой теории Хаббарда.
Александр Высоцкий, консультант по технологии управления Хаббарда, один из основателей компании "Ге-рольдмастер", рассказывает: "Круг вопросов, которые охватывает технология, очень широк (от формирования замысла и постановки целей до создания бренда и управления финансами) ". Господин Высоцкий перечислил несколько инструментов упомянутой теории, которые чаще всего применяются в бизнесе:
• Хаббард раскрыл анатомию мотивации человека. "Благодаря использованию этого инструмента мы привлекаем дляполучения результатов деятельности не только руки сотрудников, но и их творчество ".
• Хаббард описал точныеправила написания и выполнения программ, которые обеспечивают реализациюстратегических планов. "И этоне только законы, соблюдение которых предопределяет ус
пешность программ, а также и технология контроля. Она позволяет целям из области мечты перемещаться в материальныймир и т.д.".
Аргумент универсальной эффективности системы управления Рона Хаббарда, безусловно, вызывает интерес. Мы не берем на себя смелость что-либо советовать по поводу того, стоит или не стоит применять технологию управления Рона Хаббарда. На наш взгляд, имеет смысл просто внимательно рассмотреть "волшебные" шаги, которые ведут организацию к целостности (системности, простоте, эффективности).
Представление, полученное нами на тренингах WISE, следующее. Управление денежными потоками, персоналом, маркетинг и производственный процесс, согласно теории управления Хаббарда, имеют с общепринятыми методиками разительное системное сходство. Информацию о них можно при желании почерпнуть из самых разнообразных источников и применить для нужд конкретной организации.
Однако системная схожесть сочетается с неуловимыми отличиями. Речь идет о создании особой, уникальной корпоративной культуры. Мы согласны, что каждая конкретная организация, со всеми ее успехами и поражениями, — лишь "отражение" характера, положительных, отрицательных черт, вкусов и личной философии (мечты) основателя(ей).
Так вот, наблюдения показывают, что теория управления Хаббарда рассчитана на работу преимущественно с "тонким материалом" организации уже существующего бизнеса — корпоративной культурой
и ее "основой" — людьми. С руководителями и владельцами бизнеса, а также с рядовым персоналом (речь, надо полагать, идет об уже упомянутых дианетике и саентологии). В этом система Хаббарда дейс
твительно уникальна. Правда, преподносится она как нечто таинственное, и, по заверениям специалистов WISE, требует глубокого постепенного погружения под их контролем, иначе передать эту неуловимую успешность, пожалуй, не удастся. В принципе, каждый сам кузнец своего счастья. Но, по нашему мнению, доверяя свое будущее кому-либо, обещающему "чудесное исцеление", равно как и "мировое господство", нужно быть бдительными.
"Бизнес" №49 (672), 5 декабря 2005г.